ПРИНЯТА
Педагогическим советом
МБДОУ № 1 «Русалочка» п. Гигант
Протокол от 31.08.2023 г. № 1
УТВЕРЖДЕНА
Заведующим
а» п. Гигант
ковой Л.М.
о 290
Адаптированная образовательная программа
дошкольного образования для обучающихся
с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 1 «Русалочка»
п. Гигант Сальского района
Разработана в соответствии
с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования
(утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в
Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа
Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6
февраля 2023 г., регистрационный № 72264)
и федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 102, зарегистрировано в
Минюсте России 27 января 2023 г. Регистрационный № 72149)
Срок реализации программы:
С 01.09.2023 г. по 31.08.2029 г.
П. Гигант
31.08.2023 г
I. Целевой раздел Программы
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цель реализации Программы: обеспечение условий для дошкольного образования,
определяемых общими и особыми потребностями обучающегося дошкольного возраста с ОВЗ,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,
способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и
качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка,
формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе
духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального,
духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его
образовательных потребностей и интересов.
1.1.2. Задачи Программы:
—
реализация содержания АОП ДО;
—
коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ;
—
охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в том
числе их эмоционального благополучия;
— обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в период
дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка,
социального статуса;
— создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными,
психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и
творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с педагогическим
работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
— объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества;
— формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной
деятельности;
— формирование социокультурной среды,
соответствующей психофизическим и
индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ;
— обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей)
и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации
(абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ;
— обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального
общего образования.
—
—
—
—
1.1.3. В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:
Поддержка разнообразия детства.
Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии
человека.
Позитивная социализация ребенка.
Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогических
работников и родителей (законных представителей), педагогических и иных работников
Организации) и обучающихся.
2
— Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических работников, признание
ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
— Сотрудничество Организации с семьей.
— Возрастная адекватность образования. Данный принцип предполагает подбор
образовательными организациями содержания и методов дошкольного образования в
соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
1.1.4. Специфические принципы и подходы к формированию АОП ДО для обучающихся
с ТНР
Содержание соответствует п. 10.3.3. «Специфические принципы
формированию АОП ДО для обучающихся с ТНР» ФАОП ДО.
и подходы к
1.1.5. Планируемые результаты
Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного
образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка
с ОВЗ к концу дошкольного образования.
Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение
целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики
развития ребенка с ОВЗ. Они представлены в виде изложения возможных достижений
обучающихся на разных возрастных этапах дошкольного детства.
Содержание раздела представлено в п. 10.4.3. «Целевые ориентиры реализации АОП ДО
для обучающихся с ТНР» ФАОП ДО, п/п. 10.4.3.3. Целевые ориентиры на этапе завершения
освоения Программы» .
1.1.6. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе.
Оценивание качества образовательной деятельности, осуществляемой Организацией по
Программе, представляет собой важную составную часть данной образовательной деятельности,
направленную на ее усовершенствование.
Содержание раздела соответствует п. 10.5. «Развивающее оценивание качества
образовательной деятельности по Программе» ФАОП ДО...
1.2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Пояснительная записка
Вариативная часть включает различные направления, выбранные участниками
образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими
самостоятельно. Эта часть, в соответствии с ФГОС ДО, «может быть представлена в виде ссылок
на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием
выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм
организации образовательной работы».
Вариативная часть Программы учитывает образовательные потребности, интересы и
мотивы детей, членов их семей и педагогов и ориентирована на:
• специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность;
• выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми,
3
которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также
возможностям педагогического коллектива;
• сложившиеся традиции Организации или Группы.
В соответствии с ФГОС ДО «Структурные подразделения в одной Организации (далее
группы) могут реализовывать разные Программы». Что означает, что в разных группах в рамках
вариативной части могут использоваться различные парциальные программы.
Объем вариативной части Программы — части, формируемой участниками
образовательных отношений, составляет не многим менее 40% от общего объема программы.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена
региональной программой ценностно-смыслового развития дошкольников «Родники Дона» Р.М.
Чумичевой, О.Л. Ведмель, Н.А. Платохина. В ней заложены основы развития у каждого ребенка
системы знаний о своеобразии родного края, что способствует становлению личности,
небезразличной к судьбе своей «малой родины». Региональная система образования учитывает
национальные традиции, особенности, менталитет народа, проживающего на данной
территории; идеи развития национальной культуры, опыт народной педагогики в воспитании
любви, интереса к истории, культуре своего народа.
Региональная программа ценностно-смыслового развития дошкольников «Родники Дона»,
представлена в Главе 3 «Программа и технологии ценностно-смыслового развития
дошкольников»
методического пособия Р.М.Чумичева, О.Л. Ведмедь, Н.А. Платохина
«Ценностно-смысловое развитие дошкольников».__________________________________________
Для детей старшего
Наименование пункта
Для детей младшего и среднего
дошкольного возраста
дошкольного возраста
- Развитие у дошкольников
Цель Программы:
- Развитие у дошкольников
ценностного отношения к
ценностного отношения к
культуре и истории родного
культуре и истории
края,
Донского края, зарождение
- Создание условий для открытия
личностных смыслов.
ребенком личностных смыслов
как культурно-эмоционального
переживания
Задачи строятся в зависимости
Задачи реализации
Цель
Программы
Программы:
достигается через решение от целей и форм организации
с
детьми
и
следующих задач (п. 3.1. деятельности
ориентированы
на
восприятие
«Ценностно-смысловое
развитие
дошкольников» произведений искусства родного
Р.М.Чумичева, О.Л. Ведмедь, края (изобразительного, искусства,
литературы, музыки, архитектуры,
Н.А. Платохина)
1) Развитие у детей интереса к скульптуры) ценностей, заложенных
в них,
открытие личностных
культуре и истории
смыслов:
Донского края.
1) Овладение специфическим
2) Создание условий,
языком искусства, знаками и
обеспечивающих познание
символами, заложенными в нем,
ребенком ценностей
средствами выразительности,
истории и культуры
ценностно-смысловой основой
родного края,
способствуют зарождению
произведения;
2) Развитие
личностных смыслов.
эмоционально-эстетической
3) Развитие
сферы ребенка - ценностных
эмоционально-эстетическо
отношений, потребностей, основ
й сферы ребенка в процессе
4
восприятия музыкальных,
литературных,
архитектурных,
изобразительных
произведений искусства
родного края.
4) Развитие творческого
потенциала младших
дошкольников в
художественно-изобразите
льной, речевой,
конструктивной, игровой
деятельности.
эстетического вкуса, чуткости к
красоте произведений искусства,
осознание
нравственно-эстетических
замыслов автора, развитие
гаммы
эмоционально-эстетических
проявлений 9восторга,
восхищения, радости и т.д.);
3) Развитие духовно-ценностного
ядра личности ребенка, его
внутреннего «Я»:
познавательно-эстетических
интересов и способностей,
умение творчески воспринимать
искусство родного края и
реализовываться в нем, создание
условий для открытия ребенком
личностных смыслов;
4) Воспитание патриотических
чувств, любви к Родине, родному
краю.
Принципы и подходы к
Программа содержит общенаучные знания, составляющие
формированию
основу федерального базового компонента и конкретные целостные
знания о регионе, создающие условия и предпосылки для развития
Программы
личности с учетом специфики местного окружения, органически
связаны между собой едиными образовательно-воспитательными
задачами. Региональный материал служит средством конкретизации
общего и дает сведения о частном, знания усваиваются детьми
осознаннее, если они раскрываются в органической связи с
федеральным (базовым) содержанием.
Построение
содержание
программы
регионального
содержания строится на следующих принципах:
1) гуманитаризации (отражает
основывается на принципах:
1) региональности
общечеловеческие ценности в
искусстве и обеспечивает
(ориентация на учет
гармоническое развитие
особенностей региона всем
личности);
образовательно-воспитател
2) культуросообразности
ьном процессе);
2) гуманитаризации (широкое
(последовательное усвоение
национально-культурных
включение в региональное
традиций и выработка на этой
содержание знаний о
основе ценностных ориентаций
человеке, формирование
гуманистического
и смыслов);
3) аксиологического (ценностного)
мировоззрения, создание
подхода к произведениям
условий для самопознания,
искусства. Культура и искусство
самореализации
- как мощный фактор развития у
развивающейся личности);
дошкольников ценностного
3) историзма (раскрытие
отношения к родному краю и
исторической
5
обусловленности тех или
иных явлений и процессов);
4) комплексности и
интегративности
(объединение различных
аспектов содержания в
единое целое, развитие
новой целостности).
Педагогическая
диагностика
достижения
планируемых
результатов
Диагностика ценностного
отношения
у
детей
дошкольного
возраста
к
культуре и истории Донского
края проводится в соответствии
с технологией региональной
программы «Родники Дона»,
представленной
в
методическом
пособии
«Ценностно-смысловое
развитие дошкольников» О.М.
Чумичева, О.Л. Ведмедь, Н.А.
Платохина в Разделах 3.1. (стр.
228-239)
сохранения произведений
искусства;
4) интегративности
(взаимодействие различных
произведений искусств:
архитектуры, музыки,
литературы, живописи,
скульптуры, ценности
произведений и его частей в
процессе
изобразительно-творческой,
конструктивной деятельности);
5) диалогичности (реализует
разнохарактерные и
разноуровневые диалоги: диалог
культуры, диалог искусства,
диалог стилей прошлого и
настоящего, языка искусства
родного края, внутренний диалог
ребенка со своим «Я».
Диагностика
ценностного
отношения у детей дошкольного
возраста к культуре и истории
Донского
края
проводится
в
соответствии
с
технологией
региональной программы «Родники
Дона»,
представленной
в
методическом
пособии
«Ценностно-смысловое
развитие
дошкольников» О.М. Чумичева, О.Л.
Ведмедь, Н.А. Платохина в Разделах
3.2. (стр. 279-284)
II. Содержательный раздел Программы
2.1.Пояснительная записка
В содержательном разделе Программы представлены:
а)
описание модулей образовательной деятельности в соответствии с направлениями
развития и психофизическими особенностями ребенка с ОВЗ в пяти образовательных областях:
социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и
физического развития, с учетом используемых вариативных программ дошкольного образования
и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания. При разработке
образовательных программ дошкольного образования могут использоваться образовательные
модули по образовательным областям (направлениям развития обучающихся дошкольного
возраста) на основании единства и взаимосвязи содержания образовательной программы, форм,
методов и средств образовательной деятельности, а также организации образовательной среды, в
том числе развивающей предметно пространственной, представленные в комплексных и
6
парциальных программах;
б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с
учетом психофизических, возрастных и индивидуально-психологических особенностей
обучающихся с ОВЗ, специфики их образовательных потребностей, мотивов и интересов;
в) программа коррекционно-развивающей работы с детьми, описывающая
образовательную деятельность по коррекции нарушений развития обучающихся с ОВЗ.
Способы реализации образовательной деятельности определяются климатическими,
социально-экономическими условиями субъекта Российской Федерации, местом расположения
Организации, педагогическим коллективом Организации. При организации образовательной
деятельности по направлениям, обозначенным образовательными областями, необходимо
следовать общим и специфическим принципам и подходам к формированию Программы, в
частности принципам поддержки разнообразия детства, индивидуализации дошкольного
образования обучающихся с ОВЗ и другим. Определяя содержание образовательной
деятельности в соответствии с этими принципами, следует принимать во внимание
неравномерность психофизического развития, особенности речевого развития обучающихся с
ОВЗ, значительные индивидуальные различия между детьми, а также особенности
социокультурной среды, в которой проживают семьи обучающихся.
В группах компенсирующей и комбинированной направленности осуществляется
реализация АОП ДО для обучающихся, обеспечивающей коррекцию нарушений речевого
развития (ТНР) и социальную адаптацию обучающихся с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей.
Программа содержит описание организации и содержания коррекционно
развивающей работы с детьми 5-7 лет, имеющими ТНР (ФФНР, ОНР и др.) или специфические
нарушения речи.
Учебный год в группе длится с 1 сентября по 31 мая.
1-я половина сентября - обследование речи детей, заполнение речевых протоколов,
оформление документации, 2-я половина мая - обследование речи детей, оформление
документации.
2.2. Описание образовательной деятельности обучающихся с ТНР
Содержание раздела представлено в п. 32 «Описание образовательной деятельности
обучающихся с ТНР в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти
образовательных областях» ФАОП ДО.
Описание образовательной деятельности обучающихся с ТНР в соответствии с
направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.
п. 32.1.
п. 32.2.
п. 32.3.
п. 32.4.
п. 32.5.
Ссылка на содержание, представленное в ФАОП ДО
Социально-коммуникативное развитие
п. 32.1.3.
С детьми старшего дошкольного возраста
Познавательное развитие
п. 32.2.3.
С детьми старшего дошкольного возраста
Речевое развитие
п. 32.3.4.
С детьми старшего дошкольного возраста
Художественно-эстетическое развитие
п. 32.4.5.
С детьми старшего дошкольного возраста
Физическое развитие
п. 32.5.6.
С детьми старшего дошкольного возраста
7
2.3. Взаимодействие педагогических работников с детьми
Содержание раздела соответствует п. 38 «Взаимодействие педагогических работников с
детьми» ФАОП ДО.
Формы, способы, методы и средства реализации программы, отражают следующие
аспекты образовательной среды:
— характер взаимодействия с педагогическим работником;
— характер взаимодействия с другими детьми;
— система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
Взаимодействие педагогических работников с детьми является важнейшим фактором
развития ребенка и пронизывает все направления образовательной деятельности.
С помощью педагогического работника и в самостоятельной деятельности ребенок
учится познавать окружающий мир, играть, рисовать, общаться с окружающими. Процесс
приобщения к культурным образцам человеческой деятельности (культуре жизни, познанию
мира, речи, коммуникации и прочим), приобретения культурных умений при взаимодействии с
педагогическим работником и в самостоятельной деятельности в предметной среде называется
процессом овладения культурными практиками.
Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в
том случае, если педагогический работник выступает в этом процессе в роли партнера, а не
руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребенка. Партнерские отношения
педагогического работника и ребенка в Организации и в семье являются разумной альтернативой
двум диаметрально противоположным подходам: прямому обучению и образованию,
основанному на идеях "свободного воспитания". Основной функциональной характеристикой
партнерских отношений является равноправное относительно ребенка включение
педагогического работника в процесс деятельности. Педагогический работник участвует в
реализации поставленной цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный партнер.
Для личностно-порождающего взаимодействия характерно принятие ребенка таким,
какой он есть, и вера в его способности. Педагогический работник не подгоняет ребенка под
какой-то определенный "стандарт", а строит общение с ним с ориентацией на достоинства и
индивидуальные особенности ребенка, его характер, привычки, интересы, предпочтения. Он
сопереживает ребенку в радости и огорчениях, оказывает поддержку при затруднениях,
участвует в его играх и занятиях. Педагогический работник старается избегать запретов и
наказаний. Ограничения и порицания используются в случае крайней необходимости, не унижая
достоинство ребенка. Такой стиль воспитания обеспечивает ребенку чувство психологической
защищенности,
способствует
развитию
его
индивидуальности,
положительных
взаимоотношений с педагогическим работником и другими детьми.
Личностно-порождающее взаимодействие способствует формированию у ребенка
различных позитивных качеств. Ребенок учится уважать себя и других, так как отношение
ребенка к себе и другим людям всегда отражает характер отношения к нему окружающих. Он
приобретает чувство уверенности в себе, не боится ошибок. Когда педагогический работник
предоставляют ребенку самостоятельность, оказывают поддержку, вселяют веру в его силы, он
не пасует перед трудностями, настойчиво ищет пути их преодоления.
Ребенок не боится быть самим собой, быть искренним. Когда педагогический работник
поддерживают индивидуальность ребенка, принимают его таким, каков он есть, избегают
неоправданных ограничений и наказаний, ребенок не боится быть самим собой, признавать свои
ошибки. Взаимное доверие между педагогическим работником и детьми способствует
истинному принятию ребенком моральных норм.
Ребенок учится брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Ведь
8
педагогический работник везде, где это возможно, предоставляет ребенку право выбора того или
действия. Признание за ребенком права иметь свое мнение, выбирать занятия по душе, партнеров
по игре способствует формированию у него личностной зрелости и, как следствие, чувства
ответственности за свой выбор.
Ребенок приучается думать самостоятельно, поскольку педагогические работники не
навязывают ему своего решения, а способствуют тому, чтобы он принял собственное.
Ребенок учится адекватно выражать свои чувства. Помогая ребенку осознать свои
переживания, выразить их словами, педагогические работники содействуют формированию у
него умения проявлять чувства социально приемлемыми способами.
Ребенок учится понимать других и сочувствовать им, потому что получает этот опыт из
общения с педагогическим работником и переносит его на других людей.
2.4.
Взаимодействие педагогического коллектива с родителями (законными
представителями) обучающихся
Содержание раздела соответствует п. 39. «Взаимодействие педагогического коллектива с
родителями (законными представителями) обучающихся» ФАОП ДО.
Все усилия педагогических работников по подготовке к школе и успешной интеграции
обучающихся с ОВЗ, будут недостаточно успешными без постоянного контакта с родителям
(законным представителям). Семья должна принимать активное участие в развитии ребенка,
чтобы обеспечить непрерывность коррекционно восстановительного процесса. Родители
(законные представители) отрабатывают и закрепляют навыки и умения у обучающихся,
сформированные специалистами, по возможности помогать изготавливать пособия для работы в
Организации
и
дома.
Домашние
задания,
предлагаемые
учителем-логопедом,
педагогом-психологом и воспитателем для выполнения, должны быть четко разъяснены. Это
обеспечит необходимую эффективность коррекционной работы, ускорит процесс
восстановления нарушенных функций у обучающихся.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников с
ТНР (соответствует п. 39.3. «Особенности взаимодействие педагогического коллектива с
семьями дошкольников с ТНР» ФАОП ДО):
1. Формирование базового доверия к миру, к людям, к себе - ключевая задача периода
развития ребенка в период дошкольного возраста.
2. С возрастом число близких людей увеличивается. В этих отношениях ребенок находит
безопасность и признание, они вдохновляют его исследовать мир и быть открытым для нового.
Значение установления и поддержки позитивных надежных отношений в контексте реализации
Программы сохраняет свое значение на всех возрастных ступенях.
3. Процесс становления полноценной личности ребенка происходит под влиянием
различных факторов, первым и важнейшим из которых является семья. Именно родители
(законные представители), семья в целом, вырабатывают у обучающихся комплекс базовых
социальных ценностей, ориентации, потребностей, интересов и привычек.
4. Взаимодействие педагогических работников Организации с родителям (законным
представителям) направлено на повышение педагогической культуры родителей (законных
представителей). Задача педагогических работников - активизировать роль родителей (законных
представителей) в воспитании и обучении ребенка, выработать единое и адекватное понимание
проблем ребенка.
5. Укрепление и развитие взаимодействия Организации и семьи обеспечивают
благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной,
гармоничной личности. Главной ценностью педагогической культуры является ребенок - его
9
развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав
человека.
6. Основной целью работы с родителями (законными представителями) является
обеспечение взаимодействия с семьей, вовлечение родителей (законных представителей) в
образовательный процесс для формирования у них компетентной педагогической позиции по
отношению к собственному ребенку.
7. Реализация цели обеспечивает решение следующих задач:
- выработка у педагогических работников уважительного отношения к традициям семейного
воспитания обучающихся и признания приоритетности родительского права в вопросах
воспитания ребенка;
- вовлечение родителей (законных представителей) в воспитательно-образовательный
процесс;
- внедрение эффективных
технологий
сотрудничества
с родителям
(законным
представителям), активизация их участия в жизни детского сада.
- создание активной информационно-развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к
развитию личности в семье и детском коллективе;
- повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения обучающихся.
8. Работа, обеспечивающая взаимодействие семьи и дошкольной организации, включает
следующие направления:
- аналитическое - изучение семьи, выяснение образовательных потребностей ребёнка с ТНР и
предпочтений родителей (законных представителей) для согласования воспитательных
воздействий на ребенка;
- коммуникативно-деятельностное - направлено на повышение педагогической культуры
родителей (законных представителей); вовлечение родителей (законных представителей) в
воспитательно-образовательный процесс; создание активной развивающей среды,
обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
- информационное - пропаганда и популяризация опыта деятельности Организации; создание
открытого информационного пространства (сайт Организации, форум, группы в социальных
сетях).
Направления работы с родителями (законными представителями) представлены в п.
2.5. «Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся»
Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 1 «Русалочка» п. Гигант,
который разработан с учетом Раздела 26 ФОП ДО «Особенности взаимодействия
педагогического коллектива с семьями обучающихся».
-
Планируемый результат работы с родителями (законными представителями), включают:
организацию преемственности в работе Организации и семьи по вопросам оздоровления,
досуга, обучения и воспитания;
повышение уровня родительской компетентности;
гармонизацию семейных детско-родительских отношений.
2.5. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР
Содержание
раздела
соответствует
п.
коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР»
п. 43.1.
п. 43.2.
43
ФАОП
ДО
«Программа
Ссылка на содержание, представленное в ФАОП ДО
Цель программы
Задачи программы
10
п.
п.
п.
п.
п.
п.
п.
43.3.
43.4.
43.5.
43.6.
43.7.
43.8.
43.9.
п. 43.10
п. 43.11.
2.6.
Формы организации работы
Участие всех педагогических работников в коррекционно-развивающей работе
Вариативные формы специального сопровождения обучающихся в ТНР
Результаты освоения программы
Общие ориентиры в достижении результатов
Общий объем образовательной программы
Специальные условия для получения образования детьми в ТНР:
п. 43.9.1.
Создание предметно-пространственной образовательной среды
п. 43.9.2.
Комплексное всестороннее обследование
Содержание дифференцированной диагностики речевых и неречевых функций
обучающихся с ТНР
п. 43.10.1.
Обследование словарного запаса
п. 43.10.2.
Обследование грамматического строя речи
п. 43.10.3.
Обследование связной речи
п. 43.10.4.
Обследование фонетических и фонематических процессов
Осуществление квалифицированной коррекции нарушения речеязыкового
развития обучающихся с ТНР
п. 43.11.1.
Обучение обучающихся с ТНР, не владеющих фразовой речью (с I
уровнем речевого развития)
п. 43.11.2.
Обучение обучающихся с начатками фразовой речи (со II уровнем
речевого развития)
п. 43.11.3.
Обучение обучающихся с развернутой фразовой речью с элементами
лексико-грамматического недоразвития (с III уровнем речевого
развития)
п. 43.11.4.
Обучение обучающихся с нерезко выраженными остаточными
проявлениями
лексико-грамматического
и
фонетико-фонематичесого недоразвития речи (с IV уровнем речевого
развития)
п. 43.11.4.1. Для обучающихся старшей группы
п. 43.11.4.2. Для обучающихся подготовительной к школе группе
п. 43.11.4.4.
п. 43.11.4.3. Коррекционно-развивающая работа с детьми с
темпо-ритмической организации речи (заикание)
Рабочая программа воспитания
Содержание Рабочей программы воспитания соответствует п. 2.8. «Рабочая программа
воспитания» Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 1 «Русалочка»
п. Гигант.
2.6.1.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений Целевого
раздела Программы воспитания
Парциальная программа Л.Л. Шевченко «Добрый мир»
МБДОУ № 1 «Русалочка» п. Гигант углубленно работает по духовно-нравственному
направлению воспитания детей, реализуя парциальную программу Л.Л. Шевченко «Добрый
мир». Содержательный модуль: «Духовно-нравственная культура (православная культура)»,
Программа рассчитана на детей 5-7 лет, реализуется в течение 1-2 лет, обеспечивая
11
достижение духовно - нравственного развития детей, их готовности к освоению в начальной
школе предметной области Стандарта начального образования «Духовно - нравственная
культура народов России». Программа «Добрый мир» является частью единой авторской
программы «Духовно - нравственная культура. Православная культура», предназначенной для
использования на уровне дошкольного и школьного звеньев системы образования, обеспечивая
преемственность в решении задач воспитания и развития.
-
-
-
• Цели программы:
развитие личности ребенка дошкольного возраста;
формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и
нравственных ценностей.
• Задачи программы:
духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к
традиционным духовным ценностям России, понимания значимости традиционных
нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества;
формирование у детей основополагающих морально-нравственных идеалов, установок,
ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор;
приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития
детей;
формирование общей культуры дошкольников;
создание условий творческого развития;
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине, семье;
обеспечение ценностно-смысловой, содержательной, методической преемственности между
ступенями дошкольного, начального и основного общего образования.
•
Возрастные особенности духовно-нравственного развития детей 5-7 лет
представлены в п. 2.2.Методического пособия « Добрый мир» Л.Л. Шевченко.
•
Задачи психолого-педагогической работы по Программе описаны в п. 2.3.1.
«Задачи психолого-педагогической работы детьми 5-6, 6-7 лет» Методического пособия
«Добрый мир» Л.Л. Шевченко.
•
Принципы и подходы к реализации Программы описаны в п. 2.3.2 «Принципы
отбора содержания программы с учетом интеграции образовательных областей»
Методического пособия «Добрый мир» Л.Л. Шевченко.
•
Планируемые результаты освоения Программы представлены в п. 2.4.
«Планируемые результаты освоения общеобразовательной программы «Добрый мир.
Православная культура» в структуре основной общеобразовательной программе дошкольного
образования» Методического пособия «Добрый мир» Л.Л. Шевченко.
2.6.2.
Часть, формируемая участниками
Содержательного раздела Программы воспитания
образовательных
отношений
Парциальная программа «Добрый мир» Л.Л. Шевченко
-
• Содержание Программы направлено на:
создание условий для развития личности ребенка;
развитие мотивации личности ребенка к наблюдению и творчеству;
12
1.
2.
3.
4.
обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям;
воспитание любви к Родине, семье;
создание условий для самоанализа, творческой самореализации личности ребенка, его
интеграции в системе мировой и отечественной культуры;
укрепление психического и физического здоровья ребенка;
Программа состоит из 4 разделов:
«Устроение мира. Наш красивый добрый мир»
Темы раздела: «Свет. День. Ночь», «Небо», «Земля. Вода. Растения», «Солнце, луна,
звезды», «Птицы. Рыбы. Насекомые», «Животные», «Человек», «День отдыха».
Устроение отношений в мире. Что такое хорошо и что такое плохо?
Темы раздела: «О послушании. О трудолюбии», «О прощении, упрямстве», «О милосердии,
любви, заботе. Помоги!», «О скромности и хвастовстве», «О воровстве, хитрости, о
смелости, о совести»
Как устроены отношения в нашей жизни.
Темы раздела: «Семья», «Родина», «Православный храм», «Наши меньшие друзья».
Ценности жизни христиан. Чему мы радуемся? Православные праздники.
Темы раздела: «Рождество Христово», «Пасха», «День ангела».
• Содержание деятельности по Программе представлено в п. 2.3.2. в разделе
«Перечень основных видов занятий на месяц с распределением количества занятий компонента
«Духовно-нравственная культура (православная культура)» Методического пособия «Добрый
мир» Л.Л. Шевченко.
Содержание Разделов программы и тем подробно раскрыто в п. 2.5. «Примерная
основная образовательная программа дошкольного образования «Добрый мир. Православная
культура малышей» Методического пособия «Добрый мир» Л.Л. Шевченко.
• Формы совместной деятельности в образовательной организации описаны в Разделе
3 «Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению модуля
«Духовно-нравственная культура (православная культура0» основной общеобразовательной
программы дошкольного образования» Методического пособия «Добрый мир» Л.Л. Шевченко.
• Организация предметно-пространственной среды соответствует п.2.8.3.5.
«Организация предметно-пространственной среды» Программы воспитания.
Перечень используемого музыкального и иллюстративного материала, используемого
при реализации Программы изложен в Приложении 1 «Состав пособий комплекта «Добрый мир.
Православная культура для малышей» Методического пособия «Добрый мир» Л.Л. Шевченко.
• Социальное партнерство представлено в п.2.8.3.6. «Социальное партнерство»
программы воспитания. Дополнительно ведется работа с Храмом Владимирской иконы Божьей
Матери п. Гигант по Договору о сетевом взаимодействии.
2.6.3.
Часть,
формируемая
участниками
Организационного раздела Программы воспитания
образовательных
отношений
Региональная программа «Добрый мир»
•
Кадровое обеспечение реализации Программы представлено в п. 2.8.4.1. «Кадровое
обеспечение» Программы воспитания.
13
• Нормативно-методическое обеспечение Программы
Перечень используемых пособий и наглядного материала, для реализации Программы,
представлен в Приложении 1 «Состав пособий комплекта «Добрый мир. Православная культура
для малышей» Методического пособия «Добрый мир» Л.Л. Шевченко.
• Требования к условиям работы с особыми категориями детей при реализации Программы
Содержание Программы «Добрый мир» реализуется в группах различной направленности, с
обучающимися различных целевых групп, в том числи с детьми с особыми образовательными
потребностями, с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.
•
•
Календарный план воспитательной работы по Программе «Добрый мир»
Дата
Январь
Наименование мероприятия
Праздник Рождества Христова
Апрель/май
Праздник Воскресение Христова «Пасха»
По
плану
педагога
Ноябрь
Тематический день, досуг, развлечение
Тематический день, досуг, развлечение,
акция «День добра»
Участники
Группы
детей
дошкольного возраста
Группы
детей
дошкольного возраста
Группы
детей
дошкольного возраста
Группы
детей
дошкольного возраста
старшего
старшего
старшего
старшего
Календарный план воспитательной работы (уровень ДОУ)
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
1 сентября (День знаний) (праздник)
1 октября (Международный день пожилых
людей) (акции)
Осеннее развлечение
Последнее воскресенье ноября
(День
матери
в
России)
(развлечения/досуги/акции)
Новый год (праздник)
23 февраля (развлечение)
8 марта (праздник)
12
апреля
(День
космонавтики)
(развлечение/досуг)
9 мая (День Победы) (познавательный досуг)
Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)
1 сентября (День знаний) (праздник)
1 октября (Международный день пожилых
людей) (акции)
Осеннее развлечение
Последнее воскресенье ноября (День матери в
России) (развлечения/досуги/
акции )
Новый год (праздник)
23 февраля (развлечение)
8 марта (праздник)
12
апреля
(День
космонавтики)
(развлечение/досуг)
9 мая (День Победы) (познавательный досуг)
Выпускной бал (праздник)
1 июня (День защиты детей) (праздник)
1 июня (День защиты детей) (праздник)
12 июня (День России) (праздник)
12 июня (День России) (праздник)
22 июня (День памяти и скорби) 22 июня (День памяти и скорби) (тематические
(тематические мероприятия/акции)
мероприятия/акции)
22 августа (День Государственного флага 22 августа (День Государственного флага
Российской Федерации) (развлечение/досуг) Российской Федерации) (развлечение/досуг)
2.7.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Региональная программа ценностно-смыслового развития детей «Родники Дона»
14
•
Описание образовательной деятельности по образовательным областям.
Программа ценностно-смыслового развития детей «Родники Дона» реализуется в
группах детей дошкольного возраста (вторая младшая группа - подготовительная группа).
В программе содержание и тематика различных форм организации деятельности
представлены как целостный и взаимосвязанный изобразительно-эстетический компонент
образовательного процесса.
Содержание и технологии региональной программы «Родники Дона» в группах детей
младшего и среднего дошкольного возраста:
Содержание программы включает четыре раздела:
1. «Казаки и казачата»
2. «Краски и литература Тихого Дона»
3. «Архитектура моего дома»
4. «Народные праздники и традиции»
Содержание разделов, описание социокультурного опыта и тематический цикл занятий
представлены в учебно-методическом пособии Р.М. Чумичева, О.Л. Ведмедь, Н.А. Платохина
«»Ценностно-смысловое развитие дошкольников», Глава 3 «»Программа и технологии
ценностно-смыслового развития детей», Раздел 3.1. «Содержание и технологии региональной
программы «Родники Дона» для детей младшего и среднего дошкольного возраста» (стр.
214-227).
Содержание и технологии региональной программы «Родники Дона» в группах детей
старшего дошкольного возраста:
Содержание программы включает четыре раздела:
1. «Человек в истории Донского края»
2. «Человек созидатель культуры»
3. «Человек в пространстве Донского края»
4. «Праздники и события в жизни людей»
Содержание разделов, описание социокультурного опыта и тематический цикл занятий
представлены в учебно-методическом пособии Р.М. Чумичева, О.Л. Ведмедь, Н.А. Платохина
«»Ценностно-смысловое развитие дошкольников», Глава 3 «»Программа и технологии
ценностно-смыслового развития детей», Раздел 3.2. «Содержание и технологии региональной
программы «Родники Дона» для детей старшего дошкольного возраста» (стр. 242-276).
•
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программ
Использование различных формы реализации программы обусловлено видом детской
деятельности и возрастными особенностями детей. Используемые виды детской деятельности
представлены в п. 23.5 ФОП ДО.
Для достижения задач в ходе реализации программы педагог использует методы,
представленные в п. 23.6. ФОП ДО.
При реализации программы педагог использовать различные средства, как
совокупностью материальных и идеальных объектов, представленные в п. 23.7. ФОП ДО.
•
-
Особенности образовательной деятельности_разных видов и культурных практик
Деятельность по реализации программы включает:
образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов
15
-
детской деятельности (как часть занятий по ознакомлению с окружающим миром, развития
речи, музыкальные и физкультурные занятия);
образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных процессов;
самостоятельная деятельность детей;
взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы ДО.
•
Способы и направления поддержки детской инициативы
Для поддержки детской инициативы педагог поощряет свободную самостоятельную
деятельность детей, основанную на детских интересах и предпочтениях. Появление
возможности у ребенка исследовать, играть, лепить, рисовать, сочинять, петь, танцевать,
конструировать, ориентируясь на собственные интересы, позволяет обеспечить такие важные
составляющие эмоционального благополучия ребенка ДОО как уверенность в себе, чувство
защищенности, комфорта, положительного самоощущения.
Для поддержки детской инициативы педагог использует создает условия и использует
методы и приемы указанные в п. 25.4., п. 25.8. ФОП ДО.
•
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
обучающихся
Работа с семьями, при реализации программы, ведется в соответствии с содержанием
Раздела 26. ФОП ДО «Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
обучающихся».
•
Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции
нарушений развития детей
Содержание Региональной программы реализуется в группах различной
направленности, с обучающимися различных целевых групп, в том числис детьми с особыми
образовательными потребностями, с ограниченными возможностями здоровья и
детьми-инвалидами.
III. Организационный раздел Программы
Организационное обеспечение образования обучающихся с ОВЗ базируется на
нормативно-правовой основе, которая определяет специальные условия дошкольного
образования обучающихся этой категории. Создание этих условий должно обеспечить
реализацию не только образовательных прав самого ребенка на получение соответствующего его
возможностям образования, но и реализацию прав всех остальных обучающихся, включенных
наравне с ребенком с ОВЗ в образовательное пространство. Поэтому помимо нормативной базы,
фиксирующей права ребенка с ОВЗ, необходима разработка соответствующих локальных актов,
обеспечивающих эффективное образование и других обучающихся.
Организована система взаимодействия и поддержки образовательной организации со
стороны ПМПК, ППМС-центра, окружного и муниципального ресурсного центра по развитию
инклюзивного образования, образовательных организаций, реализующих адаптированные
основные образовательные программы образования обучающихся с ОВЗ, органов социальной
защиты, органов здравоохранения, общественных организаций при недостаточном кадровом
ресурсе самой образовательной организации.
16
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка с ТНР
Содержание соответствует п. 51.3. «Психолого-педагогические условия, обеспечивающие
развитие ребенка с ТНР» ФАОП ДО.
Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий,
обеспечивающих образование ребенка с ТНР в соответствии с его особыми образовательными
потребностями:
1. Личностно-порождающее взаимодействие педагогических работников с детьми,
предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку с ТНР
предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и жизненных навыков;
учитываются обусловленные структурой нарушенного речеязыкового развития особенности
деятельности (в том числе речевой), средств ее реализации, ограниченный объем личного
опыта.
2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской
успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка с ТНР,
стимулирование самооценки.
3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка с ТНР, с учетом
необходимости развития вербальных и невербальных компонентов развития ребенка с ТНР в
разных видах игры.
4. Создание развивающей
образовательной среды,
способствующей
физическому,
социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому
развитию ребенка с ТНР и сохранению его индивидуальности.
5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной
(производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению
культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности;
совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности с учетом
особенностей развития и образовательных потребностей ребенка с ТНР.
6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного
возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Режим и распорядок дня в дошкольных группах
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Содержание
Холодный период
Прием / индивидуальное и подгрупповое общение,
обучение разным видам деятельности/ утренняя
гимнастика/мотивация деятельности
Подготовка к завтраку / завтрак
Совместные и самостоятельные игры / подготовка к
образовательной деятельности
Занятия
«Минутка шалости» («Минутка тишины»)
Самостоятельная и совместная деятельность
Подготовка к прогулке/Прогулка
Возвращение с прогулки / игры
Подготовка к обеду/обед
Дневнойсон
Постепенный подъем / закаливающие процедуры / речевое
5—6лет
6—7лет
7.00-8.15
7.00-8.35
8.15-8.50
8.35-8.50
8.50-9.00
8.50-9.00
9.00-9.25
9.35-10.00
9.00-9.30
9.40-10.10
9.25-9.35
9.30-9.40
10.00-12.30
12.30-12.45
12.45-13.00
13.00-15.30
15.30-15.40
10.10-12.20
12.20-12.30
12.30-12.50
12.50-15.20
15.20-15.30
17
11
12
13
14
15
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
общение/ игры
Музыкальная разминка /умывание/ питье жидкости
Подготовка к полднику / полдник
Игры /Занятия/совместная и самостоятельная
деятельность
Подготовка к прогулке/Прогулка
Уход домой
Теплый период
Прием / осмотр / игры / утренняя гимнастика
Подготовка к завтраку / завтрак
Игры / подготовка к прогулке
Прогулка
Возвращение с прогулки / игры / водные процедуры
Подготовка к обеду/обед
Подготовка ко сну / дневной сон
Постепенный подъем / закаливающие процедуры / игры
Подготовка к полднику / полдник
Игры / подготовка к прогулке
Прогулка/уход домой
15.40-15.50
15.50-16.00
15.30-15.40
15.40-15.50
16.00-16.25
15.50-16.20
16.25-17.30
17.30
16.20-17.30
17.30
7.00-8.35
8.35- 9.00
9.00-9.10
9.10-12.00
12.00-12.30
12.30-13.00
13.00-15.10
15.10-15.25
15.25-15.45
15.45-16.00
16.00-17.30
7.00-8.40
8.40-9.00
9.00-9.10
9.10-12.10
12.10-12.30
12.30-13.00
13.00-15.10
15.10-15.25
15.25-15.40
15.40-16.00
16.00-17.30
Режим
дня
выстроен
с учетом
следующих
требований
(пункт
2.10
Санитарно-эпидемиологических требований к организации образовательного процесса):
— Режим двигательной активности детей в течение дня организуется с учетом возрастных
особенностей и состояния здоровья.
— При организации образовательной деятельности предусматривается введение в режим дня
физкультминуток во время занятий, гимнастики для глаз, обеспечивается контроль за
осанкой, в том числе, во время письма, рисования и использования ЭСО.
— Физкультурные, физкультурно-оздоровительные мероприятия, массовые спортивные
мероприятия, туристические походы, спортивные соревнования организуются с учетом
возраста, физической подготовленности и состояния здоровья детей. Хозяйствующим
субъектом обеспечивается присутствие медицинских работников на спортивных
соревнованиях и на занятияхв плавательных бассейнах.
— Возможность проведения занятий физической культурой и спортом на открытом воздухе, а
также подвижных игр, определяется по совокупности показателей метеорологических
условий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по
климатическим зонам. В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической
культурой должны проводиться в зале.
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды.
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда (далее - ППРОС) в
обеспечивать реализацию АОП ДО.. Организация самостоятельно проектирует ППРОС с учетом
психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ.
В соответствии со Стандартом, ППРОС Организации обеспечивает и гарантирует:
— охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия
обучающихся с ОВЗ, проявление уважения к их человеческому достоинству, чувствам и
потребностям, формирование и поддержку положительной самооценки, уверенности в
собственных возможностях и способностях, в том числе при взаимодействии обучающихся
друг с другом и в коллективной работе;
18
— максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, группы
и прилегающих территорий, приспособленных для реализации образовательной программы,
а также материалов, оборудования и инвентаря для развития обучающихся дошкольного
возраста с ОВЗ в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа, охраны и
укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их
развития;
— построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность
свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной
деятельности и общения как с детьми разного возраста, так и с педагогическим работниками,
а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
— создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного
самосовершенствования и профессионального развития педагогических работников, а также
содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и
мотивов;
— открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей)
непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки в деле
образования и воспитания обучающихся, охране и укреплении их здоровья, а также
поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
— построение образовательной деятельности на основе взаимодействия педагогических
работников с детьми, ориентированного на уважение достоинства и личности, интересы и
возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и
соответствующие возрастные и индивидуальные особенности (недопустимость как
искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития обучающихся).
ППРОС Организации создается педагогическими работниками для развития
индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов,
поддерживая формирование его индивидуальной траектории развития. Она строится на основе
принципа соответствия анатомо-физиологическим особенностям обучающихся (соответствие
росту, массе тела, размеру руки, дающей возможность захвата предмета).
Для выполнения этой задачи ППРОС:
• содержательно-насыщенная и динамичная - включать средства обучения (в том числе
технические и информационные), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое,
спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую,
познавательную, исследовательскую и творческую активность, экспериментирование с
материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие общей и
тонкой моторики обучающихся с ОВЗ, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное
благополучие
обучающихся
во
взаимодействии
с
предметно-пространственным окружением; игрушки должны обладать динамичными
свойствами - подвижность частей, возможность собрать, разобрать, возможность
комбинирования деталей; возможность самовыражения обучающихся;
• трансформируемая - обеспечивать возможность изменений ППРОС в зависимости от
образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей
обучающихся;
• полифункциональная - обеспечивать возможность разнообразного использования
составляющих ППРОС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том
числе природных материалов) в разных видах детской активности;
• доступная - обеспечивать свободный доступ обучающихся, в том числе обучающихся с ОВЗ,
к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской
активности. Все игровые материалы должны подбираться с учетом уровня развития его
познавательных психических процессов, стимулировать познавательную и речевую
деятельность обучающегося с ОВЗ, создавать необходимые условия для его
19
самостоятельной, в том числе, речевой активности;
• безопасная - все элементы ППРОС должны соответствовать требованиям по обеспечению
надежности и безопасность их использования. При проектировании ППРОС необходимо
учитывать целостность образовательного процесса в Организации, в заданных Стандартом
образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой,
художественно-эстетической и физической;
• эстетичная - все элементы ППРОС должны быть привлекательны, так, игрушки не должны
содержать ошибок в конструкции, способствовать формированию основ эстетического вкуса
ребенка; приобщать его к миру искусства;
ППРОС в Организации обеспечивает условия для эмоционального благополучия
обучающихся различных нозологических групп, а также для комфортной работы педагогических
работников.
Содержание данного пункта конкретизируется п. 3.2. «Особенности организации
развивающей предметно-пространственной среды» Образовательной программы дошкольного
образования МБДОУ № 1 «Русалочка» п. Гигант.
3.3. Кадровые условия реализации Программы
Реализация Программы обеспечивается педагогическими, руководящими и иными
работниками,
имеющими
профессиональную
подготовку,
соответствующую
квалификационным требованиям, установленным в Едином квалификационном справочнике
должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные
характеристики должностей работников образования", утвержденном приказом Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г.,
регистрационный № 18638) с изменениями, внесенными приказом Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 448н
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г.,
регистрационный № 21240), в профессиональных стандартах "Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего
образования) (воспитатель, учитель)", утвержденном приказом Министерства труда и
социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 6 декабря 2013 г., регистрационный № 30550) с
изменениями, внесенными приказами Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 5 августа 2016 г. № 422н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 23 августа 2016 г., регистрационный № 43326), "Педагог-психолог (психолог в сфере
образования)", утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 24 июля 2015 г. № 514н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 18 августа 2015 г., регистрационный № 38575); "Специалист в области воспитания",
утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10
января 2017 г. № Юн (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26
января 2017 г., регистрационный № 45406); "Ассистент (помощник) по оказанию технической
помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья", утвержденном
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2017 г.
№ 351н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 мая 2017 г.,
регистрационный № 46612).
Содержание данного пункта конкретизируется п. 3.5. «Кадровые условия реализации
Программы» Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 1 «Русалочка»
п. Гигант.
20
3.4. Финансовое обеспечение реализации Программы
В объем финансового обеспечения реализации Программы включаются затраты на оплату
труда педагогических работников с учетом специальных условий получения образования
обучающимися с нарушениями: ТНР; ЗПР; РАС (части 2, 3 статьи 99 Федерального закона от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2012, № 59, ст. 7598; 2022, № 29, ст. 5262).
3.5. Материально-технические условия реализации Программы
Материально-технические условия реализации АОП для обучающихся с ОВЗ
обеспечивают возможность достижения обучающимися в установленных Стандартом
результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования.
Содержание данного пункта конкретизируется п. 3.3. «Материально - техническое
обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
воспитания» Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 1 «Русалочка»
п. Гигант.
Обеспеченность
основными методическими
материалами
для
организации
коррекционно-развивающей работы:_____________________________________________________
Педагог-психолог
С.В. Крюковой,
«Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»
Н.П. Слободяник
Программа для детей 5-9 лет «Диагностика и коррекция внимания»
А.А. Осипова
Н.Ю. Куражева
Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития
«Цветик - семицветик» для детей от 3 до 7 лет
Учитель-логопед
ФАОП ДО для ТНР: сборник нормативных документов для детского
Н.В.Верещагина
сада
Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим
Т. Б.Филичева
недоразвитием речи 6-го года жизни
Т. Б. Филичева,
Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста:
Г. В. Чиркина
Практическое пособие
Дети с общим недоразвитием речи.
Воспитание и обучение
Т.Б.Филичева,
Г.В.,Чиркина
Т.В.Туманова
«Примерная адаптированная основная образовательная программа для
Л.В.Лопатина
дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»
О .Н.Лиманская
Конспекты логопедических занятий в старшей группе
О.Н. Лиманская
Конспекты логопедических занятий в подготовительной к школе
группе
Преодоление речевых нарушений у дошкольников
Л.В.Лопатина,
Н.В.Серебрякова
Е.В. Кузнецова,
Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с
нарушениями речи
Н.В.Тихонова
О.И.Крупенчук
Стихи для развития речи
Логопедия. Речь. Движение.
И.С.Лопухина
Учите, играя: игры и упражнения со звучащим словом
А.И.Максакова,
21
Г.А.Тумакова
В.И.Селиверстов
Л.Н.Смирнова
Учитель-дефектолог
Е.А.Стребелева
Т.Ф.Баранова,
С.М.Мартыненко
И.А. Морозова,
М.А.Пушкарева
И.А.Морозова,
М.А.Пушкарева
И.А.Морозова,
М.А.Пушкарева
И.А.Морозова,
М.А.Пушкарева
Л.Н.Зырянова,
Т.В.Лужбина
Н.Ю.Борякова,
М.А.Касицына
Г.Г.Галкина,
Т.И.Дубинина
М.А.Касицына
С.Ю.Кондратьева,
О.Е.Агапутова
М.М.Безруких,
Т.А.Филиппова
О.С.Ушакова
Игры в логопедической работе с детьми
Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием
речи: пособие для логопедов, дефектологов и воспитателе
«Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии»
«Специальная индивидуальная программа развития для детей с
нарушением интеллекта». Методическое пособие.
«Ознакомление с окружающим миром» по программе «От рождения
до школы»
«Подготовка к обучению грамоте», конспекты занятий для работы с
детьми 6-7 лет
«Развитие речевого восприятия», конспекты занятий 5-6 лет
«Развитие элементарных математических представлений», конспекты
занятий 5-6 лет
«Занятия по развитию речи в детских образовательных учреждениях»
«Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с
ЗПР»
«Пальцы помогают говорить». Коррекционные занятия по развитию
мелкой моторики у детей
«Рисующий гномик» формирование графических навыков и умений у
детей с ЗПР»
«Коррекционно-игровые занятия в работе с дошкольниками с
задержкой психического развития»
«Ступеньки к грамоте» тетради № 1, 2,3,4,5.
«Развитие речи детей 5 - 7 лет»
Обеспеченность основнымиметодическими материалами для организации диагностики:
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
С.Г.Якобсон,
Методика «Лесенка». В модификации
В.Г. Щур
Л.Г. Руденко, Н.Н. Экспресс-диагностика в детском саду: комплект материалов для
педагогов-психологов
детских
дошкольных
образовательных
Павлова
учреждений
Методика «Паровозик
С.В. Велиева
Восьми цветовой тест
Люшер
Р. Темм., М. Дорки, Тест тревожности
В. Амен
А.И. Захарова и Тест на выявление детских страхов «Страхи в домиках»
М.Панфиловой
Н.Я. Семаго
Методика «Эмоциональные лица»
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Р.А.Кирьянова
Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в
коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые
нарушения речи
22
3.6. Календарный план воспитательной работы
Содержание данного раздела реализуется в полном соответствии с п. 2.8.4.4.
«Календарный план воспитательной работы», п. 2.8.4.5. "Часть, формируемая участниками
образовательных
отношений
Организационного
раздела
Программы
воспитания»
Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 1 «Русалочка» п. Гигант.
3.7.
Часть,
формируемая
Организационного раздела Программы
участниками
образовательных
отношений
Региональная программа «Родники Дона»
•
Психолого-педагогические условия реализации Программы ценностно-смыслового
развития дошкольников «Родники Дона» соответствуют п. 3.1. «Психолого-педагогические
условия реализации Программы».
•
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
реализации Программы ценностно-смыслового развития дошкольников «Родники Дона»
соответствуют п. 3.2. «Особенности организации развивающей предметно-пространственной
среды» Программы.
•
Материально-техническое обеспечение Программы ценностно-смыслового
развития дошкольников «Родники Дона», обеспеченность методическими материалами и
средствами обучения и воспитания.
Материально-техническое обеспечение Программы ценностно-смыслового развития
дошкольников «Родники Дона» представлено в п. 3.3. «Материально-техническое обеспечение
Программы ценностно-смыслового развития дошкольников «Родники Дона», обеспеченность
методическими материалами и средствами обучения и воспитания» Программы
Обеспеченность методическими материалами, средствами обучения и воспитания для
реализации Программы ценностно-смыслового развития дошкольников «Родники Дона».______
Р.М. Чумичева,
«Ценностно-смысловое развитие дошкольников» (учебно-методическое
О.Л. Ведмедь,
пособие, книга 1)
Н.А. Платохина
Р.М. Чумичева,
«Методическое обеспечение к региональной программе «Родники
О.Л. Ведмедь,
Дона»» (учебно-методическое пособие, книга 2)
Н.А. Платохина
Р.М. Чумичева,
Парциальная программа «Родники Дона»
О.Л. Ведмедь,
Н.А. Платохина
Р.М. Чумичева,
«Путешествие в историю и культуру Донского края» (Рабочая тетрадь
О.Л. Ведмедь,
для старших дошкольников к парциальной программе «Родники
Дона»)
Н.А. Платохина
23
Перечень
произведений
искусств,
реализующих
содержание
Программы
ценностно-смыслового развития дошкольников «Родники Дона:_____________________________
Ссылка на представленный перечень
Основные средства обучения
и воспитания
Список
произведений п. 3.1. «Содержание и технологии региональной программы
искусств,
реализующих «Родники Дона» для детей младшего и среднего дошкольного
содержание
программы возраста»
«Родники Дона» для детей
младшего
и
среднего
дошкольный возраст
Список
произведений п. 3.2. «Содержание и технологии региональной программы
искусств,
реализующих «Родники Дона» для детей старшего дошкольного возраста»
содержание
программы
«Родники Дона» для детей
старшего
дошкольный
возраст
Кадровые условия реализации Программы ценностно-смыслового развития
дошкольников «Родники Дона» соответствуют п. 3.5. «Кадровые условия» Программы.
Особых педагогических должностей, при реализации Программы не требуется.
24