АОП ДО для обучающихся с РАС

ПРИНЯТА
Педагогическим советом
МБДОУ № 1 «Русалочка» п. Гигант
Протокол от «31» августа 2023 г. № 1

УТВЕРЖДЕНА
Заведующим
№^1 «Русалочка» п. Гигант
Венюковой Л.М.
13 г. №
1I
Н
| д { ‘ Русалочка
V« %%\
*
з- и i t

®

^

I

V

-

п1игантлФ/j

Адаптированная образовательная программа
дошкольного образования для обучающихся
с расстройствами аутистического спектра (РАС)
муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 1 «Русалочка»
п. Гигант Сальского района
Разработана в соответствии
с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования
(утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в
Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа
Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6
февраля 2023 г., регистрационный № 72264)
и федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 102, зарегистрировано в
Минюсте России 27 января 2023 г. Регистрационный № 72149)

Срок реализации программы:
С 01.09.2023 г. по 31.08.2025 г.

П. Г игант
31.08.2023

I. Целевой раздел Программы
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цель реализации Программы: обеспечение условий для дошкольного образования,
определяемых общими и особыми потребностями обучающегося дошкольного возраста с ОВЗ,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,
способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и
качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка,
формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе
духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального,
духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его
образовательных потребностей и интересов.
1.1.2. Задачи Программы:
—
реализация содержания АОП ДО;
—
коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ;
—
охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в том
числе их эмоционального благополучия;
— обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в период
дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка,
социального статуса;
— создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными,
психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и
творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с педагогическим
работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
— объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества;
— формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной
деятельности;
— формирование социокультурной среды,
соответствующей психофизическим и
индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ;
— обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей)
и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации
(абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ;
— обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального
общего образования.
1.1.3. В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:
— Поддержка разнообразия детства.
— Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии
человека.
— Позитивная социализация ребенка.
— Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогических
работников и родителей (законных представителей), педагогических и иных работников
Организации) и обучающихся.
— Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических работников, признание

2

ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
— Сотрудничество Организации с семьей.
— Возрастная адекватность образования. Данный принцип предполагает подбор
образовательными организациями содержания и методов дошкольного образования в
соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
1.1.4. Специфические принципы и подходы к формированию АОП ДО для обучающихся
с РАС
Содержание соответствует п. 10.3.6. «Специфические принципы
формированию АОП ДО для обучающихся с РАС» ФАОП ДО.

и подходы к

Специфические принципы и подходы к формированию АОП ДО для обучающихся с РАС:
1. Особенности восприятия и усвоения пространственно-временных характеристик
окружающего лежат в основе трудностей ориентировки во времени (вчера - сегодня - завтра,
сначала - потом), искажения процессов формирования и использования опыта (впечатления
накапливаются, но не становятся опытом в традиционном смысле этого слова, то есть основой
для решения грядущих жизненных задач; обладая информацией, иногда очень большой, человек
с аутизмом не может выбрать (и, тем более, использовать) то, что соответствует заданному потребности, необходимости, желанию), процессов воображения (символизации).
2. Основные проявления нарушений пространственно-временных характеристиках
окружающего у людей с РАС:
фрагментарность
восприятия:
интрамодальная
(трудности
формирования
мономодального сенсорного образа - зрительного, звукового), межмодальная (трудности
формирования полисенсорного образа), в рамках феномена слабости центральной когеренции
(фиксация на мелких деталях при трудности или невозможности формирования целостного
образа);
симультанность восприятия;
трудности восприятия сукцессивно организованных процессов.
Коррекционная работа по каждому из этих пунктов (или их сочетанию) предполагает
целый спектр методических решений: специальные занятия, направленные на формирование
целостного сенсорного образа; организация сенсорного пространства и выбор стимульного и
дидактического материала в соответствии с уровнем сензитивности по соответствующим
сенсорным каналам.
3. Развитие социального взаимодействия, коммуникации и её форм: большинство
используемых методических подходов так или иначе преследует эти цели. Приёмы и методы,
включённые в этот перечень, ориентированы на обучающихся с разной степенью выраженности
аутистических расстройств и разным их профилем, используют различную техническую базу, и
для каждого существуют определённые показания к применению, условия использования,
возможные и нежелательные сочетания с другими подходами.
4. Важным аспектом и одновременно предпосылкой социального взаимодействия
является нарушенная при РАС способность понимать мотивы поведения, причины поступков и
действий других людей, способность предвосхищать, предугадывать их действия и поведение,
предполагать их возможные последствия и результаты. Без таких возможностей другой человек
становится для ребёнка с РАС непредсказуемым, взаимодействие с ним может невольно
индуцировать защитные реакции (включая страхи, агрессию, стереотипные формы поведения),
что часто становится причиной тех или иных форм проблемного поведения и социальной
дезадаптации.
Развитие способности к репрезентации психической жизни других людей происходит
только параллельно с развитием социального взаимодействия и коммуникации. Это процесс

3

постепенный, требующий постоянного учёта возможностей ребёнка с РАС на данный момент,
особенностей его мотивационной сферы.
5. Особенности проблемного поведения ребёнка с РАС разнообразны: агрессия и
аутоагрессия, аффективные вспышки, неадекватные смех, плач, крик, различного рода
стереотипии (двигательные, сенсорно-двигательные, речевые). Такие поведенческие проявления
препятствуют развитию ребёнка, затрудняют (при резкой выраженности делают фактически
невозможным) учебный процесс и само взаимодействие с другими людьми. Коррекция
проблемного поведения не только один из важнейших разделов комплексной коррекции
аутистических расстройств, но часто и в значительной степени условие работы по другим
направлениям.
Коррекция проблем поведения должна начинаться в возможно более раннем возрасте
(желательно не позднее 2-3 лет), что позволяет в части случаев смягчить поведенческие
проблемы, а в некоторых случаях, возможно, и предупредить развитие некоторых из них.
6. Отмеченные особые образовательные потребности отражают специфические для РАС
проблемы воспитания и обучения, однако, помимо них, трудности образовательного процесса
могут быть связаны со следствиями особых образовательных потребностей (например,
искажение и задержка речевого развития в силу невозможности восприятия сукцессивно
организованных процессов), а также с коморбидными расстройствами. Это полностью
согласуется с практикой: как правило, у ребёнка с РАС помимо сугубо аутистических
проявлений могут быть и другие, свойственные не только аутизму расстройства
(интеллектуальные, речевые, сенсорные, двигательные).
7. Определение стратегии коррекционной работы осложняется и тем, что природа
отдельных нарушений может быть сложной: например, мутизм может быть связан одновременно
с аутистическим искажением речевого развития, выраженной умственной отсталостью и
сенсомоторной алалией, а интеллектуальная недостаточность может включать в себя как
обусловленный аутизмом синдром "олиго-плюс", так и классическую органически
обусловленную умственную отсталость. Без учёта структуры нарушений возможный уровень
эффективности лечебно-коррекционной работы не может быть достигнут. Сложная структура
нарушений при РАС требует от специалиста широких коррекционно-педагогических
компетенций.
8. Нарушения восприятия и усвоения пространственно-временных характеристик ближе к
основному нарушению (расстройствам функций тонического блока мозга). Соответственно,
здесь могут использоваться методы и компенсации, и коррекции; чаще, чем при нарушениях
более высокого уровня, возникает необходимость медикаментозной терапии. Из классических
признаков РАС ближе всех к основному нарушению стереотипии компенсаторного и
гиперкомпенсаторно-аутостимуляционного характера и, отчасти, кататонический вариант
стереотипии.
9. Другие формы проблемного поведения (агрессия, аутоагрессия, аффективные
вспышки, неадекватные крик, смех, плач, негативизм) также различны по генезу, но чаще всего
относятся к продуктивным расстройствам вторичного уровня клинико-психологической
структуры РАС. Именно в связи с этим на первом плане в коррекции этих проявлений психолого-педагогические методы, при необходимости в сочетании с психофармакотерапией.
10. Нарушения коммуникации и социального взаимодействия - сложные психологические
образования, их квалификация может быть самой разной и требует исключительно
индивидуального подхода.
Подготовка к определению стратегии образовательных мероприятий должна включать:
выделение проблем ребёнка, требующих комплексной коррекции;
квалификацию каждой из этих проблем как вида особой образовательной потребности,
уровня нарушений в клинико-психологической структуре, характер коморбидности (случайная
или патогенетически обусловленная);

4

выявление ведущего уровня нарушений в клинико-психологической структуре;
определение образовательной траектории (по содержательному, деятельностному и
процессуальному направлениям);
мониторинг реализации принятой индивидуальной коррекционно-образовательной
программы.
1.1.5. Планируемые результаты.
Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного
образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка
с ОВЗ к концу дошкольного образования.
Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение
целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики
развития ребенка с ОВЗ. Они представлены в виде изложения возможных достижений
обучающихся на разных возрастных этапах дошкольного детства.
Содержание раздела представлено в п. 10.4.6. «Целевые ориентиры реализации АОП ДО
для обучающихся с РАС» ФАОП ДО, п. 10.4.6.2. «Целевые ориентиры на этапе завершения
дошкольного образования детьми с РАС с третьим уровнем тяжести аутистических расстройств
(третий уровень аутистических расстройств является наиболее тяжёлым и, как правило,
сочетается с интеллектуальными нарушениями умеренной (тяжёлой, глубокой) степени и
выраженными нарушениями речевого развития)»
При реализации Программы учитываются и целевые ориентиры к концу дошкольного
возраста обучающихся с тяжелой умственной отсталостью (к 7 годам), указанные в п. 10.4.7.5.
ФАОП ДО.
1.1.6. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
Оценивание качества образовательной деятельности, осуществляемой Организацией по
Программе, представляет собой важную составную часть данной образовательной деятельности,
направленную на ее усовершенствование.
Содержание раздела соответствует п. 10.5. «Развивающее оценивание качества
образовательной деятельности по Программе» ФАОП ДО..

1.2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
«Пальцы помогают говорить» Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Коррекционные занятия по
развитию мелкой моторики у детей.
Цель: Коррекция и развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с
РАС в разных видах изобразительной деятельности.
Задачи:
• Воспитывать у детей с РАС интерес к разным видам изобразительной деятельность с
использованием нетрадиционных технологий. Учить применять их на практике.
• Развивать мелкую моторику и речь детей с РАС, умение выразить своё отношение к
увиденному или сделанному, словами. Обогащать и активизировать словарь.

5

•
•

•

Формировать художественный вкус, разнообразные сенсорные эталоны, адекватную
самооценку своих способностей, уверенность в своих возможностях.
Содействовать творческому развитию личности ребенка, его свободному творческому
самовыражению, способствовать развитию любознательности и познавательной активности.
Методы и приёмы работы
Наглядные методы:
• показ способов действия с инструментами и материалами;
• предъявление наглядных пособий.
Словесные методы:
• анализ выполненных работ;
• объяснение способов действия с инструментами и материалами;
• использование художественного слова.
Практические методы:
• обучение способам лепки, аппликации и рисования;
• индивидуальный подход к детям с РАС с учетом особенностей их психики,
эмоционального и интеллектуального развития;
Игровые методы:
• сюрпризные моменты, игровые ситуации;
пальчиковые игры, динамические упражнения.

Планируемые результаты освоения части АОП, формируемой участниками
образовательных отношений
Планируемые
результаты коррекционно-развивающей
деятельности
по
ознакомлению с окружающим миром, развитию мелкой моторики и конструктивного
праксиса
• Развитие мелкой моторики и речи детей.
• Расширение и закрепление у детей с РАС знаний и представлений об окружающем мире.
• Совершенствование у детей с РАС умений и навыков работы с различными инструментами
и материалами (карандашами, кистями, ножницами, глиной, пластилином, солёным тестом,
бумагой, фольгой и т.п.).
• Формирование художественного вкуса.
• Развитие творческих способностей у дошкольников с РАС.
• Улучшение всех психических процессов у дошкольников с РАС: восприятия, памяти,
мышления, воображения.
• Повышение самооценки.
Развитие тонкой моторики является главным условием осуществления познавательной
деятельности, обеспечивающим возможность успешного обучения. Решение данной проблемы у
детей старшего дошкольного возраста с РАС, наиболее успешно осуществляется в разных видах
деятельности, среди которых особое место занимает изобразительная деятельность, благодаря её
доступности, наглядности, конкретности выражения и максимальной приближенности к игре.
Лепка может являться одним из основополагающих видов обучения, способствующей
развитию мелкой моторики дошкольников с РАС, за счет использования пластичных материалов
и разнообразных действий с ними. Аппликация предоставляет широкие возможности для
развития моторики рук через работу с ножницами и кисточкой, разнообразными действиями с
бумагой, с тканью, соломкой, засушенными растениями и т.п., за счёт разглаживания и
придавливания заготовок пальцами, удаления излишек клея салфеткой. В процессе рисования
развивается ручная умелость при использовании разных техник изображения и
соответствующим им способам держания карандаша или кисти, рациональным приёмам их
использования, в зависимости от плавности и непрерывности движений, а так же их
направления, что благоприятно способствует развитию мелкой моторики. В процессе работы с

6

различными инструментами и материалами развивается координация, дифференцированность,
согласованность движений пальцев рук, регулируется сила мышечных усилий, рука приобретает
уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными, что имеет большое
значение для подготовки руки к письму.
Доказано, что развитие ручной моторики и тонкой моторики пальцев рук имеет
выраженную коррекционно-развивающую направленность и зависит не только от физической
зрелости коры головного мозга, но и от условий воспитания, которые либо стимулируют ее
развитие,
либо
задерживают,
следовательно,
необходимо
проведение
коррекционно-развивающей работы направленной на устранение недоразвития мелкой
моторики.
Разработанная серия коррекционно-развивающих занятий, в наибольшей степени
отвечает особенностям познавательной деятельности старших дошкольников с РАС и оказывает
эффективность на развитие моторики детей.
Ребёнок осуществляет действия с различными материалами и инструментами
позволяющими овладеть сложными, дифференцированными навыками и умениями,
развивающими силу мышечных усилий, ручную умелость, позволят преодолеть имеющиеся
трудности и обеспечат подготовку руки ребёнка к обучению в школе.

II. Содержательный раздел Программы
2.1.Пояснительная записка
В содержательном разделе Программы представлены:
а) описание модулей образовательной деятельности в соответствии с направлениями
развития и психофизическими особенностями ребенка с ОВЗ в пяти образовательных областях:
социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и
физического развития, с учетом используемых вариативных программ дошкольного образования
и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания. При разработке
образовательных программ дошкольного образования могут использоваться образовательные
модули по образовательным областям (направлениям развития обучающихся дошкольного
возраста) на основании единства и взаимосвязи содержания образовательной программы, форм,
методов и средств образовательной деятельности, а также организации образовательной среды, в
том числе развивающей предметно пространственной, представленные в комплексных и
парциальных программах;
б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с
учетом психофизических, возрастных и индивидуально-психологических особенностей
обучающихся с ОВЗ, специфики их образовательных потребностей, мотивов и интересов;
в) программа коррекционно-развивающей работы с детьми, описывающая
образовательную деятельность по коррекции нарушений развития обучающихся с ОВЗ.
Способы реализации образовательной деятельности определяются климатическими,
социально-экономическими условиями субъекта Российской Федерации, местом расположения
Организации, педагогическим коллективом Организации. При организации образовательной
деятельности по направлениям, обозначенным образовательными областями, необходимо
следовать общим и специфическим принципам и подходам к формированию Программы, в
частности принципам поддержки разнообразия детства, индивидуализации дошкольного
образования обучающихся с ОВЗ и другим. Определяя содержание образовательной
деятельности в соответствии с этими принципами, следует принимать во внимание
неравномерность психофизического развития, особенности речевого развития обучающихся с
ОВЗ, значительные индивидуальные различия между детьми, а также особенности
социокультурной среды, в которой проживают семьи обучающихся.

7

В группе комбинированной направленности осуществляется реализация АОП ДО для
обучающихся, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей.
2.2. Описание образовательной деятельности обучающихся с РАС
Содержание раздела представлено в п. 35 «Описание образовательной деятельности
обучающихся с РАС в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти
образовательных областях» ФАОП ДО.
Описание образовательной деятельности обучающихся с РАС в соответствии с
направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.

п.
п.
п.
п.
п.
п.

35.1.
35.2.
35.3.
35.4.
35.5.
35.6.

Ссылка на содержание, представленное в ФАОП ДО
Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие
Познавательное развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Пропедевтический этап дошкольного образования:
п. 35.6.1.
Задачи подготовки к школе
п. 35.6.2.
Формирование социально-коммуникативных функций у обучающихся с
аутизмом в пропедевтическом периоде дошкольного образования
п. 35.6.3.
Организационные проблемы перехода ребенка с аутизмом к обучению к
школе
п. 35.6.4.
Навыки самообслуживания и бытовые навыки, необходимые ребенку с
аутизмом к началу обучения в школе

2.3. Взаимодействие педагогических работников с детьми
Содержание раздела соответствует п. 38 «Взаимодействие педагогических работников с
детьми» ФАОП ДО.
2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с родителями (законными
представителями) обучающихся
Содержание раздела соответствует
п.
39.6
«Особенности
педагогического коллектива с семьями дошкольников с РАС» ФАОП ДО.

взаимодействия

2.5. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС
Содержание
раздела
соответствует
п.
коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС»

п. 46.2.

46

ФАОП

ДО

«Программа

Ссылка на содержание, представленное в ФАОП ДО
Развитие сенсорно-перцептивной сферы
п. 46.2.1.
Зрительное восприятие
п. 46.2.2.
Слуховое восприятие

8

п. 46.3.
п. 46.4.

п. 46.5.

п. 46.6.
п. 46.7.

п.
п.
п.
п.
п.
п.
п.
п.
п.
п.

46.8.
46.9.
46.11.
46.12.
46.13.
46.14.
46.15.
46.16.
46.17.
46.18.

п. 46.2.3.
Тактильное и кинестетическое восприятие
п. 46.2.4.
Восприятие вкуса
п. 46.2.5.
Восприятие запаха
п. 46.2.6.
Формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)
п. 46.2.7.
Формирование полисенсорного восприятия
Формирование предпосылок интеллектуальной деятельности
Формирование и развитие коммуникации
п. 46.4.1.
Формирование потребности в коммуникации
п. 46.4.2.
Развитие взаимодействия ребенка с педагогическим работником и
другими детьми
п. 46.4.3.
Развитие основ социального поведения
Речевое развитие
п. 46.5.1.
Развитие потребности в общении
п. 46.5.2.
Развитие понимания речи
п. 46.5.3.
Развитие экспрессивной речи
Профилактика формирования проблем поведения и их коррекции
Развитие двигательной сферы и физическое развитие
п. 46.7.1.
Формирование предметно-манипулятивной деятельности
п. 46.7.2.
Формирование предметно-практических действий
п. 46.7.3.
Общефизическое развитие
п. 46.7.4.
Подвижные игры
п. 46.7.6.
Формирование произвольного подражания и предпосылок игрой
деятельности
Формирование навыков самообслуживания и бытовых навыков
Формирование навыков самостоятельности
Коррекция нарушений речевого развития
Развитие навыков альтернативной коммуникации
Коррекция проблем поведения
Коррекция и развитие эмоциональной сферы
Обучение навыкам самообслуживания и бытовым навыкам
Формирование предпосылок интеллектуальной деятельности
Основной этап дошкольного образования обучающихся с РАС
Пропедевтический этап дошкольного образования обучающихся с РАС

2.6. Рабочая программа воспитания
Содержание Рабочей программы воспитания соответствует п. 2.8. «Рабочая программа
воспитания» Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 1 «Русалочка»
п. Гигант.
2.7. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Программа по развитию мелкой моторики реализуется в группах детей дошкольного
возраста.
В программе содержание и тематика различных форм организации деятельности
представлены как целостный и взаимосвязанный компонент образовательного процесса.
Содержание программы включает четыре раздела:
1. «Осень»

9

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

«Транспорт»
«Игрушки»
«Зима»
«Дикие и домашние животные»
«Семья»
«Профессия»
«Весна»
«Одежда»

Содержание и тематический цикл занятий представлены в учебно-методическом
пособии Г.Г.Галкина, Т.И. Дубинина «Пальцы помогают говорить»
•

-

-

Особенности образовательной деятельности разных видов

Деятельность по реализации программы включает:
образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов
детской деятельности (как часть занятий по ознакомлению с окружающим миром, развития
речи, РЭМП);
образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных процессов;
самостоятельная деятельность детей;
взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы ДО.
•

Способы и направления поддержки детской инициативы

Для поддержки детской инициативы педагог поощряет свободную самостоятельную
деятельность детей, основанную на детских интересах и предпочтениях. Появление
возможности у ребенка исследовать, играть, лепить, рисовать, сочинять, конструировать,
ориентируясь на собственные интересы, позволяет обеспечить такие важные составляющие
эмоционального благополучия ребенка ДОО как уверенность в себе, чувство защищенности,
комфорта, положительного самоощущения.

III. Организационный раздел Программы
Организационное обеспечение образования обучающихся с ОВЗ базируется на
нормативно-правовой основе, которая определяет специальные условия дошкольного
образования обучающихся этой категории. Создание этих условий должно обеспечить
реализацию не только образовательных прав самого ребенка на получение соответствующего его
возможностям образования, но и реализацию прав всех остальных обучающихся, включенных
наравне с ребенком с ОВЗ в образовательное пространство. Поэтому помимо нормативной базы,
фиксирующей права ребенка с ОВЗ, необходима разработка соответствующих локальных актов,
обеспечивающих эффективное образование и других обучающихся.
Организована система взаимодействия и поддержки образовательной организации со
стороны ПМПК, ППМС-центра, окружного и муниципального ресурсного центра по развитию
инклюзивного образования, образовательных организаций, реализующих адаптированные
основные образовательные программы образования обучающихся с ОВЗ, органов социальной
защиты, органов здравоохранения, общественных организаций при недостаточном кадровом
ресурсе самой образовательной организации.
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка с РАС
Содержание соответствует п. 51.7. «Психолого-педагогические условия, обеспечивающие

10

развитие ребенка с РАС» ФАОП ДО.
Основные линия развития ребенка с РАС старшего дошкольного возраста прописаны в
п. 51.7.4. ФАОП ДО.
Режим и распорядок дня в дошкольных группах
№
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Содержание
Холодный период
Прием / индивидуальное и подгрупповое общение,
обучение разным видам деятельности/ утренняя
гимнастика/мотивация деятельности
Подготовка к завтраку / завтрак
Совместные и самостоятельные игры / подготовка к
образовательной деятельности
Занятия
«Минутка шалости» («Минутка тишины»)
Самостоятельная и совместная деятельность
Подготовка к прогулке/Прогулка
Возвращение с прогулки / игры
Подготовка к обеду/обед
Дневнойсон
Постепенный подъем / закаливающие процедуры / речевое
общение/ игры
Музыкальная разминка /умывание/ питье жидкости
Подготовка к полднику / полдник
Игры /Занятия/совместная и самостоятельная
деятельность
Подготовка к прогулке/Прогулка
Уход домой
Теплый период
Прием / осмотр / игры / утренняя гимнастика
Подготовка к завтраку / завтрак
Игры / подготовка к прогулке
Прогулка
Возвращение с прогулки / игры / водные процедуры
Подготовка к обеду/обед
Подготовка ко сну / дневной сон
Постепенный подъем / закаливающие процедуры / игры
Подготовка к полднику / полдник
Игры / подготовка к прогулке
Прогулка/уход домой

5—6 лет

6—7 лет

7.00-8.15

7.00-8.35

8.15-8.50

8.35-8.50

8.50-9.00

8.50-9.00

9.00-9.25
9.35-10.00

9.00-9.30
9.40-10.10

9.25-9.35

9.30-9.40

10.00-12.30
12.30-12.45
12.45-13.00
13.00-15.30

10.10-12.20
12.20-12.30
12.30-12.50
12.50-15.20

15.30-15.40

15.20-15.30

15.40-15.50
15.50-16.00

15.30-15.40
15.40-15.50

16.00-16.25

15.50-16.20

16.25-17.30
17.30

16.20-17.30
17.30

7.00-8.35
8.35- 9.00
9.00-9.10
9.10-12.00
12.00-12.30
12.30-13.00
13.00-15.10
15.10-15.25
15.25-15.45
15.45-16.00
16.00-17.30

7.00-8.40
8.40-9.00
9.00-9.10
9.10-12.10
12.10-12.30
12.30-13.00
13.00-15.10
15.10-15.25
15.25-15.40
15.40-16.00
16.00-17.30

Режим
дня
выстроен
с учетом
следующих
требований
(пункт
2.10
Санитарно-эпидемиологических требований к организации образовательного процесса):
— Режим двигательной активности детей в течение дня организуется с учетом возрастных
особенностей и состояния здоровья.
— При организации образовательной деятельности предусматривается введение в режим дня
физкультминуток во время занятий, гимнастики для глаз, обеспечивается контроль за

11

осанкой, в том числе, во время письма, рисования и использования ЭСО.
— Физкультурные, физкультурно-оздоровительные мероприятия, массовые спортивные
мероприятия, туристические походы, спортивные соревнования организуются с учетом
возраста, физической подготовленности и состояния здоровья детей. Хозяйствующим
субъектом обеспечивается присутствие медицинских работников на спортивных
соревнованиях и на занятияхв плавательных бассейнах.
— Возможность проведения занятий физической культурой и спортом на открытом воздухе, а
также подвижных игр, определяется по совокупности показателей метеорологических
условий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по
климатическим зонам. В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической
культурой должны проводиться в зале.
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды.
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда (далее - ППРОС) в
обеспечивать реализацию АОП ДО.. Организация самостоятельно проектирует ППРОС с учетом
психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ.
В соответствии со Стандартом, ППРОС Организации обеспечивает и гарантирует:
— охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия
обучающихся с ОВЗ, проявление уважения к их человеческому достоинству, чувствам и
потребностям, формирование и поддержку положительной самооценки, уверенности в
собственных возможностях и способностях, в том числе при взаимодействии обучающихся
друг с другом и в коллективной работе;
— максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, группы
и прилегающих территорий, приспособленных для реализации образовательной программы,
а также материалов, оборудования и инвентаря для развития обучающихся дошкольного
возраста с ОВЗ в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа, охраны и
укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их
развития;
— построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность
свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной
деятельности и общения как с детьми разного возраста, так и с педагогическим работниками,
а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
— создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного
самосовершенствования и профессионального развития педагогических работников, а также
содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и
мотивов;
— открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей)
непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки в деле
образования и воспитания обучающихся, охране и укреплении их здоровья, а также
поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
— построение образовательной деятельности на основе взаимодействия педагогических
работников с детьми, ориентированного на уважение достоинства и личности, интересы и
возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и
соответствующие возрастные и индивидуальные особенности (недопустимость как
искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития обучающихся).
ППРОС Организации создается педагогическими работниками для развития
индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов,
поддерживая формирование его индивидуальной траектории развития. Она строится на основе
принципа соответствия анатомо-физиологическим особенностям обучающихся (соответствие

12

росту, массе тела, размеру руки, дающей возможность захвата предмета).
Для выполнения этой задачи ППРОС:
• содержательно-насыщенная и динамичная - включать средства обучения (в том числе
технические и информационные), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое,
спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую,
познавательную, исследовательскую и творческую активность, экспериментирование с
материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие общей и
тонкой моторики обучающихся с ОВЗ, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное
благополучие
обучающихся
во
взаимодействии
с
предметно-пространственным окружением; игрушки должны обладать динамичными
свойствами - подвижность частей, возможность собрать, разобрать, возможность
комбинирования деталей; возможность самовыражения обучающихся;
• трансформируемая - обеспечивать возможность изменений ППРОС в зависимости от
образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей
обучающихся;
• полифункциональная - обеспечивать возможность разнообразного использования
составляющих ППРОС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том
числе природных материалов) в разных видах детской активности;
• доступная - обеспечивать свободный доступ обучающихся, в том числе обучающихся с ОВЗ,
к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской
активности. Все игровые материалы должны подбираться с учетом уровня развития его
познавательных психических процессов, стимулировать познавательную и речевую
деятельность обучающегося с ОВЗ, создавать необходимые условия для его
самостоятельной, в том числе, речевой активности;
• безопасная - все элементы ППРОС должны соответствовать требованиям по обеспечению
надежности и безопасность их использования. При проектировании ППРОС необходимо
учитывать целостность образовательного процесса в Организации, в заданных Стандартом
образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой,
художественно-эстетической и физической;
• эстетичная - все элементы ППРОС должны быть привлекательны, так, игрушки не должны
содержать ошибок в конструкции, способствовать формированию основ эстетического вкуса
ребенка; приобщать его к миру искусства;
ППРОС в Организации обеспечивает условия для эмоционального благополучия
обучающихся различных нозологических групп, а также для комфортной работы педагогических
работников.
Содержание данного пункта конкретизируется п. 3.2. «Особенности организации
развивающей предметно-пространственной среды» Образовательной программы дошкольного
образования МБДОУ № 1 «Русалочка» п. Гигант.
3.3. Кадровые условия реализации Программы
Реализация Программы обеспечивается педагогическими, руководящими и иными
работниками,
имеющими
профессиональную
подготовку,
соответствующую
квалификационным требованиям, установленным в Едином квалификационном справочнике
должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные
характеристики должностей работников образования", утвержденном приказом Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г.,
регистрационный № 18638) с изменениями, внесенными приказом Министерства

13

здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 448н
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г.,
регистрационный № 21240), в профессиональных стандартах "Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего
образования) (воспитатель, учитель)", утвержденном приказом Министерства труда и
социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 6 декабря 2013 г., регистрационный № 30550) с
изменениями, внесенными приказами Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 5 августа 2016 г. № 422н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 23 августа 2016 г., регистрационный № 43326), "Педагог-психолог (психолог в сфере
образования)", утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 24 июля 2015 г. № 514н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 18 августа 2015 г., регистрационный № 38575); "Специалист в области воспитания",
утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10
января 2017 г. № Юн (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26
января 2017 г., регистрационный № 45406); "Ассистент (помощник) по оказанию технической
помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья", утвержденном
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2017 г.
№ 351н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 мая 2017 г.,
регистрационный № 46612).
Содержание данного пункта конкретизируется п. 3.5. «Кадровые условия реализации
Программы» Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 1 «Русалочка»
п. Гигант.
3.4. Финансовое обеспечение реализации Программы
В объем финансового обеспечения реализации Программы включаются затраты на оплату
труда педагогических работников с учетом специальных условий получения образования
обучающимися с нарушениями: ТНР; ЗПР; РАС (части 2, 3 статьи 99 Федерального закона от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2012, № 59, ст. 7598; 2022, № 29, ст. 5262).
3.5. Материально-технические условия реализации Программы
Материально-технические условия реализации АОП для обучающихся с ОВЗ
обеспечивают возможность достижения обучающимися в установленных Стандартом
результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования.
Содержание данного пункта конкретизируется п. 3.3. «Материально - техническое
обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
воспитания» Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 1 «Русалочка»
п. Гигант.
Обеспеченность
основными методическими
материалами
для
организации
коррекционно-развивающей работы:_____________________________________________________
Педагог-психолог
С.В. Крюковой,
«Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»
Н.П. Слободяник
Программа для детей 5-9 лет «Диагностика и коррекция внимания»
А.А. Осипова
Н.Ю. Куражева
Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития

14

«Цветик - семицветик» для детей от 3 до 7 лет
Учитель-логопед
Н.В.Верещагина
Т. Б.Филичева
Т. Б. Филичева,
Г. В. Чиркина
Т.Б.Филичева,
Г.В.,Чиркина
Т.В.Туманова
Л.В.Лопатина
О.Н.Лиманская
О.Н. Лиманская
Л.В.Лопатина,
Н.В.Серебрякова
Е.В. Кузнецова,
Н.В.Тихонова
О.И.Крупенчук
И.С.Лопухина
А.И.Максакова,
Г.А.Тумакова
В.И.Селиверстов
Л.Н.Смирнова
Учитель-дефектолог
Е.А.Стребелева
Т.Ф.Баранова,
С.М.Мартыненко
И.А. Морозова,
М.А.Пушкарева
И.А.Морозова,
М.А.Пушкарева
И.А.Морозова,
М.А.Пушкарева
И.А.Морозова,
М.А.Пушкарева
Л.Н.Зырянова,
Т.В.Лужбина
Н.Ю.Борякова,
М.А.Касицына
Г.Г.Галкина,
Т.И.Дубинина
М.А.Касицына
С.Ю.Кондратьева,
О.Е.Агапутова

ФАОП ДО для ТНР: сборник нормативных документов для детского
сада
Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим
недоразвитием речи 6-го года жизни
Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста:
Практическое пособие
Дети с общим недоразвитием речи.
Воспитание и обучение

«Примерная адаптированная основная образовательная программа для
дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»
Конспекты логопедических занятий в старшей группе
Конспекты логопедических занятий в подготовительной к школе
группе
Преодоление речевых нарушений у дошкольников
Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями

речи

Стихи для развития речи
Логопедия. Речь. Движение.
Учите, играя: игры и упражнения со звучащим словом
Игры в логопедической работе с детьми
Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием
речи: пособие для логопедов, дефектологов и воспитателе
«Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии»
«Специальная индивидуальная программа развития для детей с
нарушением интеллекта». Методическое пособие.
«Ознакомление с окружающим миром» по программе «От рождения
до школы»
«Подготовка к обучению грамоте», конспекты занятий для работы с
детьми 6-7 лет
«Развитие речевого восприятия», конспекты занятий 5-6 лет
«Развитие элементарных математических представлений», конспекты
занятий 5-6 лет
«Занятия по развитию речи в детских образовательных учреждениях»
«Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с
ЗПР»
«Пальцы помогают говорить». Коррекционные занятия по развитию
мелкой моторики у детей
«Рисующий гномик» формирование графических навыков и умений у
детей с ЗПР»
«Коррекционно-игровые занятия в работе с дошкольниками с
задержкой психического развития»

15

М.М.Безруких,
Т.А.Филиппова
О.С.Ушакова

«Ступеньки к грамоте» тетради № 1, 2,3,4,5.
«Развитие речи детей 5 - 7 лет»

Обеспеченность основными методическими материалами для организации диагностики:
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
С.Г.Якобсон,
Методика «Лесенка». В модификации
В.Г. Щур
Л.Г. Руденко, Н.Н. Экспресс-диагностика в детском саду: комплект материалов для
педагогов-психологов
детских
дошкольных
образовательных
Павлова
учреждений
Методика «Паровозик
С.В. Велиева
Восьми цветовой тест
Люшер
Р. Темм., М. Дорки, Тест тревожности
В. Амен
А.И. Захарова и Тест на выявление детских страхов «Страхи в домиках»
М.Панфиловой
Н.Я. Семаго
Методика «Эмоциональные лица»
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Р.А.Кирьянова
Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в
коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые
нарушения речи
3.6. Календарный план воспитательной работы
Содержание данного раздела реализуется в полном соответствии с п. 2.8.4.4.
«Календарный план воспитательной работы», п. 2.8.4.5. "Часть, формируемая участниками
образовательных
отношений
Организационного
раздела
Программы
воспитания»
Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 1 «Русалочка» п. Гигант.
3.7. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Организация работы
• Занятия проводятся 1 раз в неделю с детьми старшего дошкольного возраста
• Продолжительность занятия - 20-30 минут.
• Занятие проводится индивидуально или по подгруппам
Обеспеченность
основными
коррекционно-развивающей работы:

методическими

материалами

для

с РАС

организации

1. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. «Пальцы помогают говорить». Коррекционные занятия по
развитию мелкой моторики у детей. «Издательство гном», 2019
2. М.А.Касицына «Рисующий гномик» формирование графических навыков и умений у детей
с ЗПР», М., 2005

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».