Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1 «Русалочка» п. Гигант Сальского района
Рассмотрено и рекомендовано
Педагогическим советом
МБДОУ №1 «Русалочка» п. Гигант
Протокол от ?)0 йЗ d sd Ч г. №
Утверждено
и.о.завед
п. Гигант
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя-логопеда для детей 4-5 лет
с тяжелыми нарушениями речи
в группе комбинированной направленности
Разработчики: учителя-логопеды
Озерова О.В.
Останкова Е.И.
п. Гигант
2024 г.
п/п
I
Содержание программы
Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
3
3
1.1.1.Цель реализации РП
3
1.1.2.Задачи Программы:
3-4
1.1.3 Принципы Программы
4
1.1.4. Специфические принципы и подходы к формированию РП для
обучающихся с ТНР:
1.1.5. Характеристика особенностей детей
1.1.6. Планируемые результаты
II
4-5
5-6
6
1.1.7. Развивающее оценивание качества образовательной
деятельности.
Содержательный раздел
2.1.Пояснительная записка
6-7
7
7
2.2.Описание образовательной деятельности обучающихся с ТНР:
7-10
2.3.Взаимодействие педагогических работников с детьми
10-11
2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с родителями
(законными представителями) обучающихся
2.5. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями
воспитанников с ТНР
2.6.Программа коррекционно-развивающей работы с детьми ТНР
2.7.Рабочая программа воспитания
III
страница
11
11-12
12-13
13
13-14
Организационный раздел
3.1.Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие
ребенка с ТНР
14
3.2.Организация предметно пространственной среды
14
3.2.1.Перечень оборудования и материалов для предметно
пространственной среды логопедического кабинета
3.2.2.Методическая литература
14-16
16
3.2.3.Календарно-тематическое планирование
2
16-25
I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена для организации коррекционно-развивающей деятельности
учителя-логопеда с ребенком 4-5- летнего возраста, имеющего логопедическое заключения:
Общее недоразвитие речи 1 уровня, обусловленное задержкой речевого развития.
Программа разработана для обеспечения коррекции нарушений развития ребенка, оказания ему
квалифицированной помощи в освоении индивидуальной образовательной программы, а также его
разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, социальной
адаптации. Программа способствует всестороннему гармоничному развитию личности ребенка
посредством интеграции образовательных областей и взаимодействия всех участников
образовательных отношений.
Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки
России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013г..
• СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением
главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
• Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О
гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в
организованных формах обучения»;
• Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой
коронавирусной инфекции (COVID-19)" от 22.12.2020;
Основной базой рабочей программы являются:
-«Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», Приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 25 ноября 2022 г.
-«Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с
тяжелыми нарушениями речи (ТНР)»;
1.1.1.Цель реализации Программы: обеспечение условий для дошкольного образования,
определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста
с ТНР, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,
способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и
качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование
и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно
нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно
нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его
образовательных потребностей и интересов.
1.1.2.Задачи Программы:
- реализация содержания РП;
- коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ТНР;
-охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ТНР, в том
числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ТНР в период
3
дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального
статуса;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными,
психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого
потенциала каждого ребенка с ТНР как субъекта отношений с педагогическим работником,
родителями (законными представителями), другими детьми;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности обучающихся с ТНР, развитие их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и
индивидуальным особенностям развития обучающихся с ТНР;
обеспечение
психолого-педагогической
поддержки
родителей
(законных
представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования,
реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ТНР;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального
общего образования.
1.1.3. Принципы Программы:
1. Поддержка разнообразия детства.
2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии
человека.
3. Позитивная социализация ребенка.
4.Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогических
работников и родителей (законных представителей), педагогических и иных работников
Организации и обучающихся.
5.
Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических работни
ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
6. Сотрудничество Организации с семьей.
7. Возрастная адекватность образования. Данный принцип предполагает подбор
образовательными организациями содержания и методов дошкольного образования в
соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
1.1.4. Специфические принципы и подходы к формированию РП для обучающихся с
ТНР:
1. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья
и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование обучающихся:
Организация устанавливает партнерские отношения не только с семьями обучающихся, но и с
другими организациями и лицами, которые могут способствовать удовлетворению особых
образовательных потребностей обучающихся с ТНР, оказанию психолого-педагогической и (или)
медицинской поддержки в случае необходимости (Центр психолого-педагогической, медицинской
и социальной помощи).
2. Индивидуализация образовательных программ дошкольного образования обучающихся
с ТНР: предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает
возможности для индивидуализации образовательного процесса и учитывает его интересы,
мотивы, способности и психофизические особенности.
3. Развивающее вариативное образование: принцип предполагает, что содержание
образования предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом зон актуального и
ближайшего развития ребенка, что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых
4
возможностей ребенка.
4. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей: в
соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное,
познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие обучающихся
посредством различных видов детской активности. Деление Программы на образовательные
области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в
форме изолированных занятий по модели школьных предметов. Между отдельными разделами
Программы существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие обучающихся с
ТНР тесно связано с речевым и социально-коммуникативным, художественно-эстетическое - с
познавательным и речевым. Содержание образовательной деятельности в каждой области тесно
связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует
особенностям развития обучающихся с ТНР дошкольного возраста;
5.
Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения
целей Программы: Стандарт и Программа задают инвариантные ценности и ориентиры, с учетом
которых Организация должна разработать свою адаптированную образовательную программу.
При этом за Организацией остаётся право выбора способов их достижения, выбора
образовательных программ, учитывающих разнородность состава групп обучающихся, их
психофизических особенностей, запросов родителей (законных представителей).
1.1.5. Характеристика особенностей детей
Характеристика детей с I уровнем развития речи
I-й
уровень
речевого
развития
характеризуется
в литературе
как
«отсутствие
общеупотребительной речи». Достаточно часто при описании речевых возможностей детей этого
уровня встречается название «безречевые дети», что не может пониматься буквально, поскольку
такой ребенок в самостоятельном общении использует целый ряд вербальных средств. Это могут
быть отдельные звуки и некоторые их сочетания: звукокомплексы и звукоподражания, обрывки
лепетных слов. Иногда лепетное слово совершенно не похоже на свой оригинал, поскольку ребе
нок в состоянии правильно передать лишь просодические особенности его произношения:
ударение, количество слогов, интонацию и т. д. Речь детей этого уровня может изобиловать так
называемыми диффузными словами, не имеющими аналогов в родном языке (киа — кофта,
свитер и т. д.). Характерной особенностью детей 1-го уровня речевого развития является воз
можность многоцелевого использования имеющихся у них средств языка: указанные
звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки
и действия, совершаемые с ними (например, слово бика, произносимое с разной интонацией,
обозначает машина, едет, бибикает). Эти факты указывают на крайнюю бедность словарного
запаса, в результате чего ребенок вынужден прибегать к активному использованию
паралингвистических (т. е. неязыковых) средств: жестов, мимики, интонации.
Наряду с этим у детей отмечается явно выраженная недостаточность сформированности
импрессивной стороны речи. Затруднено понимание даже некоторых простых предлогов (в, на,
под и др.), грамматических категорий единственного и множественного числа (дай ложку и дай
ложки), мужского и женского рода, прошедшего и настоящего времени глаголов и т. д. Обобщая
все вышесказанное, можно сделать вывод, что речь детей этого уровня речевого развития
малопонятна для окружающих и имеет жесткую ситуативную привязанность.
Характеристика детей с II уровнем развития речи
На втором уровне речевые возможности ребенка значительно возрастают. У детей имеется
довольно большой словарный запас. В речи преобладают существительные, мало глаголов, и еще
меньше прилагательных. Очень много в речи детей наблюдается вербальных ошибок, особенно
5
глагольных. Много смешений, наблюдается неточность значений слов. В речи ребенка очень
много аморфных глаголов. Ребенок использует фразовую речь. Появляются распространенные
предложения. С точки зрения количества слов предложения довольно объемные, но
грамматически фраза оформлена неправильно. Не все формы дифференцируются правильно.
Ребенок неправильно употребляет падежные беспредложные формы (неправильное согласование
существительных и прилагательных в среднем роде, особенно в косвенных падежах). Предложно
падежные конструкции воспроизводятся неправильно. В целом, предлоги и союзы используются
редко. Для детей со 2-ым уровнем ОНР характерны грубые нарушения грамматического строя
речи. Наблюдается большое количество аграмматизмов при употреблении существительных,
глаголов; прилагательные употребляются крайне редко, т.к. они носят отвлеченный характер. У
детей усвоены только простые формы словоизменения. Словообразование грубо нарушено. Его
практически нет, кроме уменьшительно-ласкательных форм. У детей со 2-ым уровнем речевого
недоразвития синтаксически предложения значительно лучше сформированы, чем у детей с 1
уровнем ОНР. Понимание речи значительно улучшается. Ребенок дифференцирует многие
акустически близкие слова, но не все. Фонематическая сторона речи нарушена, ребенок не может
выделить звук на фоне слова. Звукослоговая структура слов более развернута. Но наблюдается
грубое искажение многосложных слов, особенно слогов со стечением. Слова воспроизводятся
вариативно. Нарушение звукопроизношения носит полиморфный характер. Правильно
произносятся гласные и простые по артикуляции звуки. Как правило, наблюдаются стечения и
замены. Замены характеризуют задержку фонетического развития ребенка.
Таким образом, у детей с ОНР 2 уровня наблюдаются морфологические и синтаксические
аграмматизмы, примитивная связная речь, понимание речи остается неполным, т.к. многие
грамматические формы различаются недостаточно.
1.1.6.Планируемые результаты
Результаты освоения РП
представлены в виде целевых ориентиров дошкольного
образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка с
ОВЗ к концу дошкольного образования.
Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых
ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития
ребенка с ОВЗ. Они представлены в виде изложения возможных достижений обучающихся на
разных возрастных этапах дошкольного детства.
Возрастная категория
Целевые ориентиры освоения Программы детей среднего
дошкольного возраста с ТНР
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения
Программы
Ссылка на содержание,
представленное в ФОП ДО
П.10.4.3.2
П.10.4.3.3
1.1.7.Развивающее оценивание качества образовательной деятельности.
Оценивание качества образовательной деятельности осуществляется:
- программно-диагностическим комплексом «Соната ДО», разработанный для учителей-логопедов
на основе методики Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В., составитель Кашина Л.В.Комплекс позволяет
обеспечить учителю-логопеду четкий и оперативный сбор данных о состоянии и результатах
процессов воспитания и обучения, о качестве управления ими, об их направленности на раскрытие
потенциальных возможностей детей;
6
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. Методические рекомендации и иллюстративный материал
для обследования устной речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Содержание раздела соответствует п.10.5. «Развивающее оценивание качества
образовательной деятельности по Программе» ФАОП ДО,
II. Содержательный раздел
2.1. Пояснительная записка
В группах комбинированной направленности осуществляется реализация РП для
обучающихся, обеспечивающей коррекцию нарушений речевого развития (ТНР) и социальную
адаптацию обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей.
Логопедическая НОД с детьми I уровня развития речи проводятся индивидуально. Это
объясняется тем, что они не в полном объеме владеют пониманием речи, усваивают инструкции,
обращенные только лично к ним, а также наличием имеющихся специфических особенностей
психической деятельности. Поэтому первые занятия проводятся лишь в форме игры с
привлечением любимых кукольных персонажей. Содержание каждого занятия включает
несколько направлений работы:
• развитие понимания речи;
• развитие активной подражательной речевой деятельности;
• развитие внимания, памяти, мышления детей.
В течение всего учебного года индивидуальная деятельность проводятся 4 раза в неделю в
первой половине дня. Продолжительность занятия 10—20 минут. Содержание деятельности
рассчитано на 1 учебный год, распределено по периодам.
Годовое обучение условно подразделяется на 2 периода обучения:
1 период - сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь
2 период - январь, февраль, март, апрель, май
Сроки
2-13 сентября
16 сентября - 31 мая
9 января - 17 января
19 мая - 30 мая
Содержание работы
Первичная диагностика, заполнение документации
Коррекционная непосредственно -образовательная деятельность.
Пр омежуточная диагностика познавательно - речевого развития.
Итоговая (мониторинговая) диагностика речевого развития.
2.2.Описание образовательной деятельности обучающихся с ТНР в соответствии с
направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
п.32.1
п.32.2
п.32.3
п.32.4
Ссылка на содержание, представленное в ФАОП ДО
Социально-коммуникативное развитие
п.32.1.3
С детьми среднего дошкольного возраста
Познавательное развитие
п.32.2.2
С детьми среднего дошкольного возраста
Речевое развитие
п.32.3.3
С детьми среднего дошкольного возраста
Художественно-эстетическое развитие
7
п.32.5
п.32.4.4
С детьми среднего дошкольного возраста
Физическое развитие
п.32.5.5
С детьми среднего дошкольного возраста
Направления логопедической работы
Общие речевые навыки
Образовательные области
Речевое развитие.
Социально-коммуникативное развитие.
Физическое развитие.
Физическое развитие.
Познавательное развитие
Познавательное развитие.
Речевое развитие.
Социально-коммуникативное развитие.
Художественно-эстетическое развитие.
Познавательное развитие.
Познавательное развитие. Речевое развитие.
Социально-коммуникативное развитие.
Художественно-эстетическое развитие
Познавательное развитие.
Социально-коммуникативное развитие
Общая, ручная и артикуляционная моторика
Неречевые психические функции
Лексико-грамматическая сторона речи
Фонематическая сторона речи
Связная речь.
Фонематические представления
Содержание логопедической работы
Период
I период
обучения:
Сентябрь,
октябрь,
ноябрь,
декабрь
Основное содержание работы
Развитие понимания речи
Учить ребенка находить предметы, игрушки.
Учить по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы и
игрушки.
Учить показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого.
Учить понимать слова обобщающего значения.
Учить показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром,
знакомой бытовой или игровой ситуацией.
Закреплять навык ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по
содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом отвечает на него).
Учить дифференцированно воспринимать вопросы: кто? куда? откуда? с кем?.
Учить понимать грамматические категории числа существительных, глаголов.
Учить различать на слух обращения к одному или нескольким лицам.
Лексические темы: «Игрушки», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Продукты
питания», «Транспорт».
Развитие активной подражательной речевой деятельности
Учить называть родителей, родственников (мама, папа, бабушка).
Учить называть имена друзей, кукол.
Учить подражанию: голосам животных; звукам окружающего мира;
звукам музыкальных инструментов.
Развитие внимания, памяти, мышления
Учить запоминать и выбирать из ряда предложенных взрослым игрушки и
предметы (2—4 игрушки).
Учить определять из ряда игрушек ту, которую убрали или добавили.
Учить запоминать и раскладывать игрушки в произвольной
последовательности (в рамках одной тематики).
Учить детей запоминать и раскладывать игрушки в заданной
8
последовательности (2—3 игрушки одной тематики).
Учить запоминать и проговаривать 2—3 слова по просьбе логопеда (мама, папа;
мама, папа, тетя).
Учить находить из ряда картинок (предметов, игрушек) «лишнюю»: шарик,
мяч, кисточка; шапка, панама, яблоко; яблоко, груша, стол.
Учить находить предмет по его контурному изображению. Учить узнавать
предмет по одной его детали.
Развитие просодической стороны речи
Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.
Формировать навык мягкого голосоведения.
Воспитывать правильный умеренный темп речи (по подражанию логопеду).
Развивать ритмичность и интонационную выразительность речи, модуляцию
голоса.
Коррекция произносительной стороны речи
Уточнить произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в
свободной речевой деятельности.
Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию
звуков всех групп.
Сформировать правильные уклады свистящих и шипящих звуков,
автоматизировать поставленные звуки в игровой и свободной речевой
деятельности.
II период
обучения:
Январь,
февраль,
март,
апрель,
май.
Работа над слоговой структурой слова
Формировать умение различать на слух длинные и короткие слова.
Формировать умение запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой
ударения и интонации; цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми
гласными; цепочки слогов со стечением согласных.
Научить правильно передавать ритмический рисунок двухсложных и
трехсложных слов, состоящих из открытых слогов; односложных слов;
двухсложных слов со стечением согласных с простым звуковым наполнением
со зрительной опорой.
Развитие понимания речи
Работать над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи
сущ, глаголов, прилаг по всем изучаемым лексическим темам на основе
ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах
ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы.
Учить понимать категории рода глаголов прошедшего времени единственного
числа: Валя читала книгу; Валя читал книгу.
Учить отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному
описанию (большой, бурый, косолапый, живет в берлоге, сосет лапу).
Учить по просьбе взрослого выбирать предметы для выполнения названных
действий (резать — нож, шить — игла, наливать суп — половник).
Учить определять причинно-следственные связи (снег — санки, коньки,
снежная баба).
Развитие активной подражательной речевой деятельности
Учить детей отдавать приказания: на, иди, дай.
Учить указывать на определенные предметы: вот, это, тут.
Учить составлять первые предложения, например: Вот Тата. Это Тома.
Учить составлять предложения по модели: обращение + глагол повелительного
наклонения: Тата, спи.
9
Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы
настоящего времени единственного числа 3-го лица (спи — спит, иди — идет).
Развитие внимания, памяти, мышления
Учить запоминать игрушки (предметы, картинки) и выбирать их из разных
тематических групп и раскладывать их в определенной последовательности:
шарик, машина, шапка; мяч, ложка, карандаш.
Учить запоминать и подбирать картинки, подходящие по смыслу: дождь —
зонт, снег — коньки.
Учить выбирать предметы определенного цвета (отобрать только красные
машинки, белые кубики и т. д.).
Учить отбирать фигуры определенной формы (только квадраты, треугольники,
круги).
Учить определять лишний предмет из представленного ряда:
3 красных кубика и 1 синий; кукла, клоун, Буратино — шапка;
Учить складывать картинки из двух, четырех частей.
Учить подбирать кубики разной формы в соответствии с прорезями на крышке
коробки.
Учить отгадывать загадки с ориентацией на опорные картинки («Из рук
детворы ветер вырвал воздушные... шары»)_______________________________
2.3. Взаимодействие педагогических работников с детьми
Содержание раздела соответствует п.38 «Взаимодействие педагогических работников с детьми»
ФАОП ДО
Формы, способы, методы и средства реализации программы, которые отражают
следующие аспекты образовательной среды:
- характер взаимодействия с педагогическим работником;
- характер взаимодействия с другими детьми;
- система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
Взаимодействие педагогических работников с детьми является важнейшим фактором развития
ребенка и пронизывает все направления образовательной деятельности.
С помощью педагогического работника и в самостоятельной деятельности ребенок учится
познавать окружающий мир, играть, рисовать, общаться с окружающими. Процесс приобщения к
культурным образцам человеческой деятельности (культуре жизни, познанию мира, речи,
коммуникации и прочим), приобретения культурных умений при взаимодействии с
педагогическим работником и в самостоятельной деятельности в предметной среде называется
процессом овладения культурными практиками.
Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том
случае, если педагогический работник выступает в этом процессе в роли партнера, а не
руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребенка. Партнерские отношения
педагогического работника и ребенка в Организации и в семье являются разумной альтернативой
двум диаметрально противоположным подходам: прямому обучению и образованию, основанному
на идеях "свободного воспитания". Основной функциональной характеристикой партнерских
отношений является равноправное относительно ребенка включение педагогического работника в
процесс деятельности. Педагогический работник участвует в реализации поставленной цели
наравне с детьми, как более опытный и компетентный партнер.
Для личностно-порождающего взаимодействия характерно принятие ребенка таким, какой он
есть, и вера в его способности. Педагогический работник не подгоняет ребенка под какой-то
определенный "стандарт", а строит общение с ним с ориентацией на достоинства и
индивидуальные особенности ребенка, его характер, привычки, интересы, предпочтения. Он
сопереживает ребенку в радости и огорчениях, оказывает поддержку при затруднениях, участвует
10
в его играх и занятиях. Педагогический работник старается избегать запретов и наказаний.
Ограничения и порицания используются в случае крайней необходимости, не унижая достоинство
ребенка. Такой стиль воспитания обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности,
способствует развитию
его индивидуальности,
положительных взаимоотношений с
педагогическим работником и другими детьми.
Личностно-порождающее взаимодействие способствует формированию у ребенка различных
позитивных качеств. Ребенок учится уважать себя и других, так как отношение ребенка к себе и
другим людям всегда отражает характер отношения к нему окружающих. Он приобретает чувство
уверенности в себе, не боится ошибок. Когда педагогический работник предоставляют ребенку
самостоятельность, оказывают поддержку, вселяют веру в его силы, он не пасует перед
трудностями, настойчиво ищет пути их преодоления.
Ребенок не боится быть самим собой, быть искренним. Когда педагогический работник
поддерживают индивидуальность ребенка, принимают его таким, каков он есть, избегают
неоправданных ограничений и наказаний, ребенок не боится быть самим собой, признавать свои
ошибки. Взаимное доверие между педагогическим работником и детьми способствует истинному
принятию ребенком моральных норм.
Ребенок учится брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Ведь
педагогический работник везде, где это возможно, предоставляет ребенку право выбора того или
действия. Признание за ребенком права иметь свое мнение, выбирать занятия по душе, партнеров
по игре способствует формированию у него личностной зрелости и, как следствие, чувства
ответственности за свой выбор.
Ребенок приучается думать самостоятельно, поскольку педагогические работники не
навязывают ему своего решения, а способствуют тому, чтобы он принял собственное.
Ребенок учится адекватно выражать свои чувства. Помогая ребенку осознать свои
переживания, выразить их словами, педагогические работники содействуют формированию у него
умения проявлять чувства социально приемлемыми способами.
Ребенок учится понимать других и сочувствовать им, потому что получает этот опыт из
общения с педагогическим работником и переносит его на других людей.
2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с родителями (законными
представителями) обучающихся
Содержание раздела соответствует п.39 «Взаимодействие педагогического коллектива с
родителями (законными представителями) обучающихся» ФАОП ДО
Все усилия педагогических работников по подготовке к школе и успешной интеграции
обучающихся с ТНР, будут недостаточно успешными без постоянного контакта с родителям
(законным представителям). Семья должна принимать активное участие в развитии ребенка,
чтобы обеспечить непрерывность коррекционно восстановительного процесса. Родители
(законные представители) отрабатывают и закрепляют навыки и умения у обучающихся,
сформированные специалистами, по возможности помогать изготавливать пособия для работы в
Организации и дома. Домашние задания, предлагаемые учителем-логопедом, педагогомпсихологом и воспитателем для выполнения, должны быть четко разъяснены. Это обеспечит
необходимую эффективность коррекционной работы, ускорит процесс восстановления
нарушенных функций у обучающихся.
2.5. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников с ТНР
Формирование базового доверия к миру, к людям, к себе - ключевая задача периода
развития ребенка в период дошкольного возраста.
С возрастом число близких людей увеличивается. В этих отношениях ребенок находит
безопасность и признание, они вдохновляют его исследовать мир и быть открытым для нового.
Значение установления и поддержки позитивных надежных отношений в контексте реализации
11
Программы сохраняет свое значение на всех возрастных ступенях.
Процесс становления полноценной личности ребенка происходит под влиянием различных
факторов, первым и важнейшим из которых является семья. Именно родители (законные
представители), семья в целом, вырабатывают у обучающихся комплекс базовых социальных
ценностей, ориентации, потребностей, интересов и привычек.
Взаимодействие педагогических работников Организации с родителям (законным
представителям) направлено на повышение педагогической культуры родителей (законных
представителей). Задача педагогических работников - активизировать роль родителей (законных
представителей) в воспитании и обучении ребенка, выработать единое и адекватное понимание
проблем ребенка.
Укрепление и развитие взаимодействия Организации и семьи обеспечивают благоприятные
условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.
Главной ценностью педагогической культуры является ребенок - его развитие, образование,
воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека.
Основной целью работы с родителями (законными представителями) является обеспечение
взаимодействия с семьей, вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный
процесс МБДОУ № 1 «Русалочка» для формирования у них компетентной педагогической
позиции по отношению к собственному ребенку.
Планируемый результат работы с родителями (законными представителями), включает:
- организацию преемственности в работе ДО о семьи по вопросам оздоровления, досуга,
обучения и воспитания;
- повышение уровня родительской компетентности;
- гармонизации семейных детско-родительских отношений.
2.6. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР
Содержание раздела соответствует п.43 ФАОП ДО «Программа коррекционно-развивающей
работы с детьми с ТНР»___________________________________________________________________
Ссылка на содержание, представленное в ФАОП ДО
п.43.1
Цель программы
п.43.2
Задачи программы
п.43.3
Формы организации
п.43.4
Участие всех педагогических работников в коррекционно-развивающей работе
п.43.5
Вариативные формы специального сопровождения обучающихся в ТНР
п.43.6
Результаты освоения программы
п.43.7
Общие ориентиры в достижении результатов
п.43.8
Общий объём образовательной программы
п.43.9
Специальные условия для получения образования детьми в ТНР
п.43.9.1
Создание предметно-пространственной среды
п.43.9.2
Комплексное всестороннее обследование
п.43.10
Содержание дис )ференцированной диагностики речевых и неречевых функций
обучающихся с гГНР
п.43.10.1
Обследование словарного запаса
п.43.10.2
Обследование грамматического строя речи
п.43.10.3
Обследование связной речи
п.43.10.4
Обследование фонетических и фонематических процессов
п.43.11
Осуществление <валифицированной коррекции нарушения речеязыкового развития
обучающихся с гГНР
п.43.11.1
Обучение обучающихся с ТНР, не владеющих фразовой речью (I
уровнем
речевого
развития),
предусматривает
развитие
понимания речи и развитие активной подражательной речевой
12
п.43.11.2
деятельности
Обучение обучающихся с начатками фразовой речи (со II
уровнем речевого развития) предполагает несколько направлений
2.7.Рабочая программа воспитания
Содержание Рабочей программы воспитания соответствует п. 2.8. «Рабочая программа
воспитания» Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 1 «Русалочка» п.
Г игант.
Работа по воспитанию, формированию и развитию личности обучающихся с ТНР в ДОУ
предполагает преемственность по отношению к достижению воспитательных целей начального
общего образования
Календарный план воспитательной работы (уровень ДОУ)
Старшая группа
1 сентября (День знаний) праздник
1 октября (Международный день пожилых
людей) (акция)
Осеннее развлечение
Последнее воскресенье ноября (День матери в
России) (развлечения, досуги, акции)
Новый год (праздник)
23 февраля (развлечение)
8 марта (праздник)
12 апреля (День космонавтики) (досуги,
развлечения)
9 мая (День Победы) (познавательный досуг)
Подготовительная группа
1 сентября (День знаний) праздник
1 октября (Международный день пожилых
людей) (акция)
Осеннее развлечение
Последнее воскресенье ноября (День матери в
России) (развлечения, досуги, акции)
Новый год (праздник)
23 февраля (развлечение)
8 марта (праздник)
12 апреля (День космонавтики) (досуги,
развлечения)
9 мая (День Победы) (познавательный досуг)
Выпускной бал (праздник)
1 июня (День защиты детей) (праздник)
12 июня (День России) (праздник)
22 июня (День памяти и скорби) (тематические
мероприятия, акции)
22 августа (День Государственного флага РФ)
(Развлечение, досуг)
1 июня (День защиты детей) (праздник)
12 июня (День России) (праздник)
22 июня (День памяти и скорби) (тематические
мероприятия, акции)
22 августа (День Государственного флага РФ)
(Развлечение, досуг)
III. Организационный раздел РП
Организационное обеспечение образования обучающихся с ОВЗ базируется на нормативно правовой основе, которая определяет специальные условия дошкольного образования
обучающихся этой категории. Создание этих условий должно обеспечить реализацию не только
образовательных прав самого ребенка на получение соответствующего его возможностям
образования, но и реализацию прав всех остальных обучающихся, включенных наравне с
ребенком с ОВЗ в образовательное пространство. Поэтому помимо нормативной базы,
фиксирующей права ребенка с ОВЗ, необходима разработка соответствующих локальных актов,
обеспечивающих эффективное образование и других обучающихся.
13
Организована система взаимодействия и поддержки образовательной организации со стороны
ПМПК, ППМС-центра, окружного и муниципального ресурсного центра по развитию
инклюзивного образования, образовательных организаций, реализующих адаптированные
основные образовательные программы образования обучающихся с ОВЗ, органов социальной
защиты, органов здравоохранения, общественных организаций при недостаточном кадровом
ресурсе самой образовательной организации.
3.1.Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка с ТНР
Содержание соответствует п. 51.3. «Психолого-педагогические условия, обеспечивающие
развитие ребенка с ТНР» ФАОП ДО.
3.2.Организация развивающей предметно-пространственной среды.
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда (далее - ППРОС) в
обеспечивать реализацию АОП ДО.. Организация самостоятельно проектирует ППРОС с учетом
психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ.
Содержание соответствует п. 52.1 «Организация развивающей предметно
пространственной среды» ФАОП ДО.
3.2.1.
Перечень оборудования и материалов для предметно-развиваю
логопедического кабинета
1. Зеркало
2. Детские столы и стулья, стулья для занятий у зеркала
3.Стол письменный.
4.Шкаф для игр, пособий
5.Доска деревянная настенная, магнитная
6.Шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки, хлоргексидин.
7.
Логопедический альбом и папка для обследования всех сторон речи:
(Звукопроизношения; Фонематического восприятия; Грамматического строя речи; Словарного
запаса; Связной речи)
10. Дидактический материал для формирования правильного звукопроизношения:
дыхательные тренажеры: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», игрушки для развития дыхания.
Фотографии и картинки-символы для выполнения артикуляционной гимнастики. Картинки для
звукоподражания при постановке звуков. Картотека материалов для автоматизации и
дифференциации звуков всех групп. Словесные игры для автоматизации звуков; Альбомы с
предметными и сюжетными картинками для автоматизации и дифференциации звуков всех
групп;Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков.
11..Настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования
грамматического
строя
речи:
«Скажи
какой»;
«Придумай
предложение»
«Словообразование»;«Большой-маленький»(уменьшительно-ласкательные существительные);
«Какой суп получится?»; «Г еометрическое лото»; «Маленькие слова»
12.Дидактический материал по обогащению словарного запаса: (предметные или сюжетные
картинки по лексическим темам: «Деревья», «Птицы», «Посуда», «Зима», «Новый год»,
«Домашние животные», «Дикие животные», «Домашние птицы», «Транспорт», «Инструменты»,
«Весна», «Мебель», «Цветы», «Ягоды», «Животные севера», «Овощи», «Фрукты», «Осень»,
«Лето» и др.
13.Настольно-печатные игры и раздаточный материал для работы по формированию навыков
звукового и слогового анализа и синтеза (светофорчики для определения места звука в слове,
пластиковые круги, квадраты разных цветов)
14.Дидактический
материал по подготовке к обучению грамоте: разрезной алфавит, магнитная
азбука; пособия
«От звука к предложению»; «Читаем слоги». Настольно - печатные и
14
дидактические игры для закрепления звукобуквенных связей «Буквы»; «Прочитай по первым
буквам», «Составляем слова»; «Кто в домике живет» «Расшифруй слова»; «Согласный звонкий,
глухой»; «Согласный твердый, мягкий».
15. Центр моторного и конструктивного развития.
Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по лексическим темам. Разрезные
картинки. Пазлы. Кубики с картинками (4, 6, 12 частей). «Пальчиковый бассейн». Массажные
мячики различных цветов и размеров, су-джок тренажеры, игрушки - шнуровки. Мозаика и
схемы выкладывания узоров из нее. Мелкий конструктор «Лего». Игра «Поймай рыбку», камешки
«Марблс»,липкие картинки.
16. Лото, домино и другие настольно-печатные игры по изучаемым темам
17. Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный материал
18. Картотека словесных игр
19. Настольный и пальчиковый театр, наборы игрушек для инсценировки сказок
Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки,
воздушные шары, перышки, сухие листочки и лепестки цветов и т. п.).
20.Картотека материалов для автоматизации и дифференциации (слоги, слова, словосочетания,
предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, словесные игры).
21.Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.
22.Лото,
домино и другие настольно-печатные игры по изучаемым темам.
23.Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный материал.
24.Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков в словах,
предложениях, текстах.
25.Картотека словесных игр.
26.Настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования
грамматического строя речи.
27.Раздаточный
материал для работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и
синтеза (семафоры, светофорчики для определения места звука в слове, пластиковые круги, квад
раты разных цветов).
28.Разрезной алфавит.
29.Наборы игрушек для инсценировки сказок.
30.Настольно-печатные игры для совершенствования навыков языкового анализа и синтеза.
31.Тематические
папки: игрушки, семья, мебель, посуда, одежда, овощи, фрукты, ягоды, грибы,
растения, животные, насекомые, птицы.
32.Различные настольные игры для развития мелкой моторики пальцев рук, трафареты; твердые и
мягкие конструкторы, шнуровки.
Папки по лексическим темам:
-дикие животные
-цветы
-домашние животные
-животные жарких стран
-животные севера
-насекомые
-деревья и кустарники
-овощи
- фрукты
-ягоды, грибы
-день защитника отечества
-профессии
15
-транспорт
-одежда, обувь
-птицы: домашние, перелётные, зимующие
-посуда, пища
-мебель
3.2.2.Методическая литература
1. Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного
образования
для
обучающихся с ограниченным возможностями здоровья —М: «ТЦ Сфера»,2023
2.Филичева Т. Б., Чиркина Г.В.,Туманова Т.В.,Лагутина А.В.Коррекция нарушений
речи.Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с
нарушениями речи. - М.:»Просвещение», 2014г
3.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного
возраста: Практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004.
4.Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В., Дети с общим недоразвитием речи.
Воспитание и обучениеиздательство «Гном и Д», 2000
5.
Тетрадь для детей среднего дошкольного возраста с ОНР (с 4 до 5). Санкт-Петербург ДЕТСТВО
ПРОГРЕСС. Н.В.Нищева
6. Волкова Л.С.,Туманова Т.В., Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В. Фонетико-фонематическое и общее
недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2007г
7.Лиманская О.Н.Конспекты логопедических занятий в средней группе — М.: ТЦС с фера,
2024. - 128.
8.
Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006
9. Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова.М., «Дельта», 1998
10. Селиверстов В.И. «Игры в логопедической работе с детьми», М., 1981.
11 Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи:
пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей.» (М.: «Мозаика-Синтез», 2005.
3.2.3. Календарно-тематическое планирование
Дата
Сентябрь,
3-я
неделя.
Тема
Игрушки
Задачи
Содержание
Сентябрь 1-2 недели. Обследование всех сторон речи.
-Артикуляционная гимнастика:
-Формировать умение
«Бегемот», «заборчик», «окошко».
вслушиваться в речь,
-Дыхательное упражнение:
давать ответные
«Воздушный шарик»
звуковые и
двигательные реакции, -Пальчиковая гимнастика:
Я с игрушками играю: (Руки перед
-учить
собой, сжимаем-разжимаем пальцы
звукоподражанию,
обеих рук.)
вырабатывать
сильный ротовой
Мячик я тебе бросаю (Протягиваем
выдох.
руки вперёд - «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю (Кисти ладонями
вниз поочерёдно кладём друг на друга
несколько раз)
Грузовик везде катаю (Двигаем перед
собой - «катаем машинку».)
-Звукоподражание: О-о-о - рычит
мишка, И-и-и - ржет лошадка, Пи-пи16
Источник
Лиманская
О Н. стр.50-54
Сентябрь,
4-я
неделя.
Фрукты
Октябрь,
1-я
неделя.
Овощи
Октябрь,
2-я
неделя.
Семья
пи - пищит цыпленок, Бум-бум гремит барабан, Оп-оп - прыгает
мячик, Бах - упали кубики
-Д\и для активизации словаря: «Мишка
спит».
-Учить по инструкции
-Артикуляционная гимнастика:
логопеда узнавать и
«лошадка», «иголочка», «чистим
правильно показывать зубки».
фрукты
-Дыхательное упражнение: «Ветерок»
.- Познакомить с
Пальчиковое упражнение: «Положи
прилагательными
яблоки в ведерки»
большой, маленький. - З-вукоподражание: М-м-м! - вкусная
-Учить вести
груша, Фу-у-у! - кислое яблоко.
односторонний диалог -Д\и для активизации словаря:
«Покажи и назови фрукт» по
(логопед задает
картинкам», «Договори словечко».
вопрос, ребенок
отвечает на него),
-Составление и проговаривание
развивать движения
предложений: Мама купила яблоко.
кистей рук.
Папа купил яблоко, Тима купил
яблоко.
-Преодолевать речевой -Артикуляционная гимнастика:
негативизм, вызывать
«Бегемот», «заборчик», «окошко»,
желание говорить,
«блинчик».
- формировать умение
-Дыхательное упражнение: «Овощи
договаривать за
толстушки, овощи -худышки»
логопедом слоги,
-Пальчиковая гимнастика:
-вырабатывать
Мы капусту рубим, рубим (ребром
правой ладошки бьем по ладони левой
правильное речевое
диафрагмальное
руки)
Мы капусту солим, солим (кончиками
дыхание
пальцев солим)
-Звукоподражание: Ам! - зайчик ест
капусту, У-ух! - тянем морковочку, Оо-о-х! - капуста растет, О-г-о-о! большая тыква,
Д\и для активизации словаря: «Назови
овощи» по картинкам
-Вызывать желание
-Артикуляционная гимнастика:
говорить.
«Часики», «лошадка», «окошко»,
-Учить показывать
«блинчик».
близких людей.
-Дыхательное упражнение: «Сдуй
-Вырабатывать
листочки»
-Пальчиковая гимнастика: «Моя
правильную
семья»
артикуляцию гласных
звуков А, У.
-Звукоподражание: д\и «Повтори и
- Развивать сильный,
послушай»: А-а-а! - мама качает
малыша; Уа! Уа! - плачет малыш; О-оплавный выдох.
ох! - стонет старая бабушка
- Д\и для активизации словаря: «Кто
это?» по картинкам (Муха, дети, тетя,
баба).
17
Лиманская
ОН. стр. 23
24
Лиманская
О.Н. стр. 20
21
Лиманская
О.Н. стр. 70
Челов ек
Октябрь,
3-я
неделя.
Октябрь,
4-я
неделя.
Осень
Ноябрь,
1-я
неделя.
Домашн
ие
животны
е
-Ф ор мировать
-Артикуляционная гимнастика:
потребность в речевом «Часики», «лошадка», «окошко»,
общении и умение
«блинчик».
договаривать за
-Дыхательное упражнение: «Сдуй
логопедом слоги и
листочки»
-Пальчиковая гимнастика: «Ладошки»
слова.
-Учить показывать
Звукоподражание:-Гоп - малыш идет,
части тела в
Ам - мальчик кушает, Фу - девочка не
соответствии с
хочет есть,
Ох - болит зуб, Ух - дядя работает,
просьбой взрослого.
-Формировать
Эх - мальчик танцует, Ха-ха-ха - дети
пассивный словарь по
смеются.
-Д\и для активизации словаря: «Это я».
теме.
-Подражать
«Назови части тела»- голова, руки,
движениям рук
ноги, спина, живот, рот, нос, глаза.
взрослого.
-Учить понимать слова -Артикуляционная гимнастика:
«футбол», «вкусное варенье», «чистим
обобщающего
зубки».
значения.
-Учить различать
-Дыхательное упражнение: «Осенние
листья»
грамматическую
-Пальчиковая гимнастика:
форму единственного
Вышла осень погулять («Идём»
и множественного
указательным и средним пальцами
числа имен
одной руки)
существительных.
-Стала листья собирать (Одной рукой
«подбираем» листья и «кладём» в
другую).
-Д\и для активизации словаря: «Где
много, а где мало?», «Что растет на
дереве, а что на грядке».
-Артикуляционная гимнастика:
-Учить употреблять
«парус», «вкусное варенье», «змейка».
существительные в
родительном падеже.
-Дыхательное упражнение: «Согрей
кошечку »
- проговаривать слова
-Пальчиковая гимнастика:
и предложения.
-Развивать
Киска, киска киска брысь (машет
рукой, прогоняя воображаемую кошку)
артикуляционную и
На дорожку не садись (погрозить
мелкую моторику.
указательным пальцем)
Наша деточка пойдет (указательным и
средним пальцем шагать)
Через киску упадет.
-Д\и для активизации словаря: «Назови
части тела», «Кого нет?», «Кто как
голос подает»
-Составление предложений по
вопросу и предметной картинке: Учить
проговаривать слова и
предложения: Это кот. Тут Тома. У
Томы кот. Вот бык.
18
Лиманская
ОН. стр.71
Лиманская
ОН. стр. 28
29
Лиманская
О.Н. стр. 37
Ноябрь,
2-я
неделя.
Домашн
ие
животны
е
-Учить проговаривать
слова и предложения.
-Развивать
артикуляционную и
мелкую моторику.
Ноябрь,
3-я
неделя.
Дикие
животны
е
-Вводить в словарь
глаголы прыгать,
бегать, спать, стоять.
-Согласовывать
относительные
местоимения с сущ.
-Развивать моторику
артикуляционного
аппарата,
Ноябрь,
4-я
неделя.
Дикие
животны
е
-Учить употреблять
сущ в дательном
падеже.
- Развивать моторику
артикуляционного
аппарата
«Кто что ест?»
-Артикуляционная гимнастика:
«парус», «вкусное варенье», «змейка».
Дыхательное упражнение: «Лошадки
фыркают»
-Пальчиковая гимнастика:
Вот какой коташка (качают головой
вправо-влево)
Круглая мордашка (обводят ладонью
вокруг лица)
И на каждой лапке (сжимают и
разжимают пальчики)
Коготки-царапки (кребут пальцами по
ладони).
-Д\и для активизации словаря:
«Отгадай кто это?», «Кто что ест?»
-Составление предложений «Кто как
ест»-Корова жует, лошадь жует, коза
жует, свинья жует, собака грызет,
кошка лакает
-Артикуляционная гимнастика:
«Заборчик», «футбол», «парус».
-Дыхательное упражнение: «Лошадки
фыркают»
-Пальчиковая гимнастика:
Сидит белка на тележке (Загибать
поочередно пальцы на левой руке,
затем на правой.)
Продает она орешки:
Лисичке - сестричке, воробью,
синичке,
Мишке толстопятому, заиньке
усатому.
-Д\и для активизации словаря:
«Мой, моя»- Мой зайчик, мой кабан.
«Найди картинку».
-Составление предложений по вопросу
и предметной картинке: «Кто что
делает?»- Лиса бежит. Белка сидит.
-Артикуляционная гимнастика:
«Заборчик», «футбол», «парус».
-Дыхательное упражнение: «Задуй
свечу»
-Пальчиковая гимнастика:
Сидит белка на тележке (Загибать
поочередно пальцы на левой руке,
затем на правой.)
Продает она орешки:
Лисичке - сестричке, воробью,
синичке,
Мишке толстопятому, заиньке
19
Лиманская
ОН. стр. 38
Лиманская
О.Н. стр. 46
Лиманская
О.Н. стр.47
Декабрь,
1-я
неделя.
Одежда.
-Пополнять пассивный
словарь за счет
прилагательных,
обозначающих цвет, за
счет существительных,
обозначающих детали
одежды: воротник,
кармашки.
-Развивать сильный
ротовой выдох.
Декабрь,
2-я
неделя.
Обувь
-Расширять словарный
запас глаголами:
надеваю, обуваю,
снимаю, гулять,
ходить, бегать.
усатому.
-Д\и для активизации словаря:
«Закончи предложение»-короткие уши
у (белки), короткий хвостик у (зайца),
длинные уши у (зайца), пушистый
хвост у белки.
«Кому что дадим?»-мясо-волку,
малину-медведю, мед-медведб,
морковку-зайцу, яблоко-ежику, орехибелке, грибы-белке.
-Составление предложений по
вопросу и предметной картинке: «Кто
где спит?». Лиса спит в норке. Белка
спит в дупле. Волк спит в логове.
Медведь спит в берлоге.
-Артикуляционная гимнастика:
«Качели», «Варенье», «Горка».
-Дыхательное упражнение: «Загоним
мяч в ворота»
-Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять, будем вещи
мы стирать:
(последовательно соединяют пальцы
одной руки с пальцами другой руки),
Платье, брюки и носочки (загибаем
пальчики, начиная с большого, на
обеих руках)
Юбку, кофточку, платочки.
-Д\и для активизации словаря:
«Большой-маленький»-большое
платье-маленькое платье, «Кто что
оденет?»- Коля оденет кофту,
«Один-много»- одна майка-много
маек.
-Составление предложений по
демонстрируемым действиям: Я
одеваю кукле майку (юбку, платье,
рубашку, шубу, пальто, носки)
-Артикуляционная гимнастика:
«Качели», «Варенье», «Горка».
-Дыхательное упражнение: «Загоним
мяч в ворота»
-Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять, будем вещи
мы стирать:
(последовательно соединяют пальцы
одной руки с пальцами другой руки),
Платье, брюки и носочки (загибаем
пальчики, начиная с большого, на
обеих руках)
-Юбку, кофточку, платочки.
20
Лиманская
О.Н. стр.61-62
Лиманская
О.Н. стр.64-65
Декабрь,
3-я
неделя.
Новый
год.
-Учить понимать
вопросы,
поставленные к
сюжетной картинке.
-Учить употреблять
местоимения с
предлогом у, личные
местоимения.
Декабрь,
4-я неделя
Новый
год.
-продолжать учить
понимать вопросы,
поставленные к
сюжетной картинке.
-продолжать учить
употреблять
местоимения с
предлогом у, личные
местоимения.
Январь,
3-я
неделя.
Зима
-Употреблять
существительные с
уменьшительно
ласкательными
суффиксами.
-Активизировать
моторику речевого
аппарата.
-Развивать память,
внимание, мышление.
Январь,
4-я
неделя.
Зима
-Учить употреблять
существительные ед. и
мн. числа.
Д\и для активизации словаря: «Что
обувают летом, а что зимой», «Что
купила мама?»-Мама купила сапоги.
Мама купила туфли. Мама купила
валенки.
-Составление предложений по
картинке: Оля обула туфли. Мака
обула валенки. Наташа обула тапки.
-Артикуляционная гимнастика:
«Лошадка», «Чистим зубки»,
«Лопатка».
-Дыхательное упражнение: «Сдуй
снежинку»
-Д/ и для развития мелкой моторики
рук: «Бусы на елку»
-Д\и для активизации словаря: «Укрась
елочку», «У кого?»-у меня шарик, у
меня конфета.
-Составление предложений по
сюжетной картине: Наступил Новый
год. Дети рады. Они наряжают елочку.
На елочке висят игрушки, шары.
Ёлочка красивая.
-работа в тетради «Бусы для
новогодней ёлочке»
Артикуляционная гимнастика:
«Лошадка», «Часики», «Заборчик»,
« Иголочка»
-Дыхательное упражнение: «Сдуй
снежинку»
-Д/ и для развития мелкой моторики
рук: «Бусы на елку»
-Д\и для активизации словаря: «Укрась
елочку», «У кого?»-у меня шарик, у
меня конфета.
-Аппликация «Новогодняя ёлочка»
-Артикуляционная гимнастика:
«Качели», «варенье», «Парус».
-Дыхательное упражнение: «Снег
идет»
-Д/ и для развития мелкой моторики
рук: учить проводить прямые
горизонтальные линии «Прокати
комочки по дорожкам», «Помоги Зайке
проехать по лыжам в лесу»
-Д\и для активизации словаря: «Назови
ласково», «Повтори , не ошибись»
-Артикуляционная гимнастика:
«Горка», «Ёжик», «Бегемот».
-Дыхательное упражнение: «Снег
21
Лиманская
О.Н. стр.66
Лиманская
О.Н. стр. 68
Лиманская
О.Н. стр. 76
77
Лиманская
О.Н. стр.77-79
-Составлять
предложения по
картинке.
Февраль,
1-я
неделя.
Домашн
ие
птицы
-Формировать
обобщающее понятие
«домашние птицы».
-Повторять
предложения за
педагогом.
Февраль,
2-я
неделя.
Домашн
ие
птицы
-Учить употреблять
числительные один,
два.
- Расширять
глагольный словарь.
Февраль,
3-я
неделя.
Посуда
-Формировать
обобщающее понятие
посуда.
-Формировать
глагольный словарь.
-Закрепление названий
основных цветов.
идет»
-Д/ и для развития мелкой моторики
рук: учить проводить прямые
горизонтальные линии «Прокати
комочки по дорожкам».
-Д\и для активизации словаря: «Одинмного», «Назови слова»
-Составление предложений: Мальчик
везет санки. Девочка едет с горки.
Дети катаются на лыжах. Детям
весело.
- Д/и «Выложи снеговика по образцу».
-Артикуляционная гимнастика:
«Горка», «Ёжик», «Индюк».
-Дыхательное упражнение: «Перышко,
лети!»
-Д/ и для развития мелкой моторики
рук: «Нарисуй волны для уточки».
-Д\и для активизации словаря: «Кто
как голос подает?», «Назови птиц»
-Составление предложений по картине:
Девочка кормит кур. Девочка кормит
цыплят, мальчик кормит гусей
-«Цыплёнок» выкладывание цыплёнка
из геометрических фигур по образцу.
- Артикуляционная гимнастика:
«Окошко», «Качели», «Часики».
-Дыхательное упражнение: «Уточки»
-Д/ и для развития мелкой моторики
рук: «Накорми курочку» .
-Д\и для активизации словаря:
«Сосчитай птиц», «Что делает
курица?»- ходит, бегает, летает,
плавает, ныряет, кудахтает, пеет,
пищит, пьет воду
Составление предложений по картине
«Лиса и гуси».
-Работа в тетради: «Помоги утёнку
добраться до мамы».
-Артикуляционная гимнастика:
«Вкусное варенье», «Качели»,
«Часики».
-Дыхательное упражнение: «Чайник
кипит»
-Д/ и для развития мелкой моторики
рук: «Пальчиковый бассейн»
-Д\и для активизации словаря: «Какая
чашка?», «Назови посуду»
-Составление предложений: Я мою
тарелку (ложку, чашку). Буду
резать.. ..Буду варить.....
22
Лиманская
О.Н. стр. 42
43
Лиманская
О.Н. стр. 43
44
Лиманская
О.Н. стр. 58
59
Продукт
ы
питания.
-Продолжать
расширять словарь
существительных,
прилагательных,
глаголов.
Март, 1-я
неделя.
Мамин
праздни
к.
- Продолжать
пополнять словарь
прилагательных.
- Развивать
диалогическую речь.
Март, 2-я
неделя.
Весна.
-Закреплять
употребление
cсуществительных
единственного и
множественного числа,
числительных один,
два, три с
существительным.
- Развивать речевое
дыхание.
Март,
3-я
неделя.
Весна.
-Закреплять
употребление
числительных один,
два, три с
существительным Активизировать
словарь глаголов.
Перелёт
-учить употреблять в
Февраль,
4-я
неделя.
Март, 4-я
-Работа в тетради: «Нарисуй дырочки
для сита и терки»
-Артикуляционная гимнастика:
«Индюк», «Качели», «Часики».
-Дыхательное упражнение: «Задуй
свечу»
-Д/ и для развития мелкой моторики
рук: «Пальчиковый бассейн»
-Д\и для активизации словаря: «Что
купили в магазине?», «Сладкое солёное»
-Составление предложений: Это уха.
Ваня ест уху. Это дыня. Ваня ест
дыню. Это вода. Коля пьет воду.
-Работа в тетради: «Дырочки для сыра»
- Артикуляционная гимнастика:
«Лошадка», «Качели», «Часики»,
«Заборчик».
-Дыхательное упражнение: «Подуй на
одуванчик»
-Д/ и для развития мелкой моторики
рук: «Бусы для мамы»
-Д\и для активизации словаря:
«Подарок маме», «Помощник»
- Тестопластика «Украсим торт для
мамы»
-Артикуляционная гимнастика:
«Лошадка», «Маляр», «Часики».
-Дыхательное упражнение: «Греем
ручки».
-Д/ и для развития мелкой моторики
рук: «Солнышко» штриховка.
-Д\и для активизации словаря: «Один много», «Сосчитай -ка»
- Составление предложений по картине
«Весна»: Солнце светит. Небо голубое.
Сосульки капают. На улице лужи.
Снеговик тает.
-Работа в тетради «Весенняя капель» -Артикуляционная гимнастика:
«Трубочка», «Маляр», «Часики».
-Дыхательное упражнение: «Ветерок».
-Д/ и для развития мелкой моторики
рук: «Обведи листочки по контуру».
-Д\и для активизации словаря:
«Сосчитай-ка», «Кто что делает?»
-Составление предложений по картине
«Весна пришла»
-Работа в тетради « Куда плывет
кораблик»
-Артикуляционная гимнастика:
23
Лиманская
О.Н. стр.54-55
Лиманская
О.Н. стр. 96
97
Лиманская
О.Н. стр. 99
100
Лиманская
О.Н. стр. 101
102
Лиманская
неделя.
ные
птицы.
речи предлоги в, на,
из, под, над, на.
Мебель.
-Формировать
обобщающее понятие
“мебель”, названия
предметов мебели и их
назначения.
-Развивать понимание
предложных
конструкций с
простыми предлогами.
- Развивать понимание
предложных
конструкций с
простыми предлогами.
Апрель,
2-я
неделя.
Транспо
рт
-Продолжать
формировать
обобщающее понятие
транспорт.
-Учить употреблять
существительные с
уменьшительно
ласкательными
суффиксами,
множественного числа.
Апрель,
3-я
неделя.
Транспо
рт
-Учить правильно
показывать и называть
транспорт.
- Учить называть части
машины.
- Активизировать
словарь глаголов.
-Уточнять
произношение гласных
Апрель,
1-я
неделя.
«Трубочка», «Заборчик», «Часики».
-Дыхательное упражнение: «Ветерок».
-Д/ и для развития мелкой моторики
рук: «Обведи птичку по контуру».
-Д\и для активизации словаря:
«Сосчитай-ка», «Разложи картинки»
-Артикуляционная гимнастика:
«Индюк», «Лопата», «Змейка».
-Дыхательное упражнение: «Катись,
карандаш!»
-Пальчиковая игра: выкладывание
предметов мебели по образцу из
счетных палочек.
-Д\и для активизации словаря:
«Запомни и повтори», «Большой маленький»
-Д\и «Выполни команды»- сядь на
стул, ляг на кровать, иди к шкафу, иди
к столу, возьми из шкафа мяч, положи
мяч на стол
-Составление предложений по вопросу
и предметной картинке: «Где
котенок?»-котенок на стуле, котенок
на диване, котенок на окошке, котенок
на кресле
-Д/и. «Разрезные картинки
-Артикуляционная гимнастика:
«Блинчик», «Лопата», «Змейка».
-Дыхательное упражнение: «Самолет
летит»
-Д/ и для развития мелкой моторики
рук: «Проведи машинку по дорожкам»
- Д\и для активизации словаря:
«Назови ласково», «Один-много».
_Д/и « Что это?»
-Составление предложений по вопросу
и предметной картинке: Машина едет.
Машина стоит, машина гудит. Машина
синяя. Машина белая. Машина
большая.
-Работа в тетради «Помоги кораблику
добраться по волнам до берега»
-Артикуляционная гимнастика:
«иголочка», «заборчик», «футбол».
-Дыхательное упражнение: «Плыви,
кораблик!»
-Д/ и для развития мелкой моторики
рук: «Проведи машинку по
дорожкам»-рисование волнистых
линий
-Д\и для активизации словаря: «Что
24
О.Н. стр.102103
Лиманская
О.Н. стр. 83-4
Лиманская
О.Н. стр. 79
80
Лиманская
О.Н. стр. 81
82
и согласных звуков.
-Учить строить
предложения из двух
слов.
Апрель,
4-я
неделя.
Деревья
-Обучать пониманию
пространственных
отношений двух
предметов,
выраженных
предлогами: на, в, под,
около и наречиями:
вверху, внизу, высоко,
низко, справа, слева.
Май, 1-я
неделя.
Цветы
Учить согласовывать
прилагательные с сущ,
Учить употреблять
cущ в родительном
падеже. Формировать
плавный вдох,
развивать мелкую и
артикуляционную
моторику.
Май, 2-я
неделя.
Лес
Развивать
диалогическую речь,
согласовывать cущ с
прилагательным.
едет? что летит? что плывет?»,
«Назови части машины».
-Составление предложений по вопросу
и предметной картинке: Это Вова. У
Вовы машина. Вова, дай машину.
Машина гудит.
-Д/и. «Разрезные картинки»
-Артикуляционная гимнастика:
«Лошадка», «Чистим зубки»,
«Часики».
-Дыхательное упражнение: «Лети,
бабочка!».
Д/ и для развития мелкой моторики
рук: «Бабочка» штриховка.
Д\и для активизации словаря: «Где
бабочка?», «Вверху или внизу»
Составление предложений по
вопросам: Бабочка летает. Кузнечик
прыгает. Плела летает. Жук ползет.
Артикуляционная гимнастика:
«Лошадка», «Чистим зубки»,
«Часики».
Дыхательное упражнение:
«Ароматный цветок».
Д/ и для развития мелкой моторики
рук: «Цветочек» из мозаики.
Д\и для активизации словаря: «Какой
цветок», «Чего не стало?»
Составление предложений: У мамы
маки. Маки красные. У Сони ромашка.
Она белая.
Артикуляционная гимнастика:
«Лошадка», «Иголочка», «Часики».
Дыхательное упражнение: « Дуем на
листочки».
Д/ и для развития мелкой моторики
рук: «Дождик и тучка».
Д\и для активизации словаря: «Какой,
какая?» солнышко-желтое, трава
зеленая, небо голубое.
Составление предложений по картине
«Что делаю дети летом?»
Май, 3- 4-я неделя Обследование всех сторон речи.
25
Лиманская
О.Н. стр
Лиманская
О.Н. стр. 111
112
Лиманская
О.Н. стр.113115