РП тьюторского сопровождения на 2024-2025 уч.год

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1 «Русалочка» п. Гигант Сальского района
Рассмотрено и рекомендовано
ППк МБДОУ № 1 «Русалочка» п. Гигант
Протокол № 1 от 30.09.2024г.

Утверждено:
приказом МБДОУ J
№ ^Гот 02.09.2024
И.о заведующего Oft

Рабочая программа
тьюторского сопровождения
воспитанников,в том числе
с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
в МБДОУ № 1 «Русалочка» п. Гигант

Разработчик программы:
тьютор, Останко С.А.

п. Гигант
2024 г.

СОДЕРЖАНИЕ

I

II

III

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
1.1.1. Цели, задачи реализации Программы
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
1.1.3. Основные направления тьюторского сопровождения
1.2 Целевые ориентиры освоения. Программы детьми сРАС.
1.2.1 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного
образования детьми с РАС со вторым уровнем тяжести
аутистических расстройств: 4-5 лет ,5-6 лет ,6-7 лет.
1.2.2 Учебный план на 2024-2027 учебный год
1.2.3 Индивидуальныеособенности
развития
воспитанников,охваченныхтьюторскимсопровождением.
1.2.4 Планируемые результаты освоения Программы
1.3. Планируемые результаты реализации Программы
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Основные направления тьюторского сопровождения воспитанников во
взаимодействии со специалистами
2.2. Технология тьюторского сопровождения и организационные формы
работы с детьми
2.3. Методы и приемы совместной деятельности
тьютора с
воспитанниками, в том числе с ОВЗ
2.4. Особенности взаимоотношений воспитанника с особенностями
развития в системе ДОУ и роль и тьютора в этом процессе
2.5. Особенности взаимодействия тьютора с семьями воспитанников
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Психолого-педагогические условия для реализации Программы
3.2. Циклограмма работы тьютора
3.3
Расписание образовательной и коррекционно-развивающей
деятельности для тьюторского сопровождения
3.4
Режим дня в группах воспитанников, организованных
тьюторским сопровождением
3.5 Календарно-тематическое планирование деятельности тьютора по
основным направлениям
3.6 Календарно-тематическое
планирование
работы
тьютора
с
воспитанниками ОВЗ
3.7 Учебно-методическое обеспечение программы

3
3
4
5
5
5
7
8
9
10
12
13
13
16
17
19
20
21
21
23
25
26
27
28

2

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа тьюторскогосопровождения дошкольного
образования разработана для воспитанников,нуждающихся в тьюторском
сопровождении (по рекомендациям ТПМПК и ППк).
Программа составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования, в соответствии
с
Адаптированными основными общеобразовательными программами:
— Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для
детей с задержкой психического развития (ЗПР) МБДОУ № 1 «Русалочка» п.
Г игант;
— Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для
детей с расстройствами аутистического спектра (ТМНР) МБДОУ № 1
«Русалочка» п. Гигант.
При разработке Программы учтены «Методические рекомендации по
организации работыпедагогическихработников дошкольных образовательных
организаций, осуществляющих образовательную деятельность в области
социолингвистической адаптации детей дошкольного возраста, для которых
русский язык является не родным» (Москва 2020 г.), «Методические рекомендации
с моделями тьюторского сопровождения по обучению детей с ОВЗ» Вишнякова
Е.А. (г. Липецк ГАУДПО ЛО «ИРО», 2017 г.)
Данная программа создает условия взаимодействия педагога и
воспитанника, в ходе которых решается широкий круг задач, связанных с
самоопределением воспитанника в окружающем образовательном пространстве,
обеспечением понимания ребенком возможностей использования собственных
ресурсов, ресурсов ДОУ и других образовательных учреждения для достижения
образовательных целей, выстраиванием вместе с ним его индивидуальной
образовательной траектории. Тьютор выступает в роли сопровождающего и
наставника, который может помочь поставить цель, организовать внутренние и
внешние ресурсы для ее достижения, при условии, что весь процесс
сопровождения будет основан на активности самого воспитанника, совершающего
реальные действия, регулируемые им самим.
Тьютор (ассистент воспитателя) - специалист, осуществляющий
непосредственное сопровождение ребенка (детей) с ОВЗ в течение дня на
фронтальных и(если есть необходимость) индивидуальных занятиях, в различных
видах деятельности, выполнения тех или иных режимных моментов. Основная
задача тьютора - помощь самому ребенку, его родителям, воспитателю и другим
участникам образовательного процесса в адаптации в образовательной среде,
формировании учебных навыков, навыков адаптивного поведения.
Тьюторское сопровождение необходимо рассматривать как особую сферу
деятельности тьютора, ориентированную на взаимодействие с воспитанником по
его поддержке в становлении личностного роста, социальной адаптации, в
организованной образовательной деятельности.
3

Содержание и организационные условия реализации программы
Программа
тьюторского сопровождения имеет статус услуги, которая
оказывается воспитаннику ежедневно в течение всего учебного года. График
оказания услугипедагога-тьютора предполагает время в режиме образовательной
деятельности воспитанника (в соответствии с расписанием).
Часовая нагрузка по видам тьюторской деятельности может варьироваться в
связи с календарно-тематическим планированием и с учетом посещаемости
воспитанниками ДОУ.
1.1.1.Цели и задачи реализации Программы

Цель программы: создание условий для индивидуального сопровожденияв
образовательном процессе и успешного включения в среду образовательного
учреждения воспитанников с ОВЗ и детей с особенностями развития.

Задачитьюторского сопровождения воспитанников, в том числе с ОВЗ
1. Создание комфортных условий для нахождения воспитанника в группе
ДОУ:организация рабочего места, места для игр, уголка уединения, отдыха и
других мест, где бывает ребенок, в том числе с ОВЗ.
2. Социализация - включение воспитанника в среду сверстников, в жизнь группы,
ДОУ, формирование положительных межличностных отношений в коллективе.
3. Помощь в усвоении адаптированной образовательной программы, преодоление
затруднений в образовательной деятельности. При необходимости адаптация
программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития
ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические
особенности ребёнка.
4. Организация сопровождения другими специалистами: воспитатель, педагогпсихолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель,
инструктор по физической культуре. Обеспечение преемственности и
последовательности в работе специалистов с ребенком.
5. Осуществление взаимодействия с родителями ребёнка, в том числе с ОВЗ:
— включение родителей в процесс обучения и воспитания;
— формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку;
— содействие родителям в получении информации об особенностях
развития ребёнка, путях его дальнейшего развития.
6. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в
развитии ребенка, в том числе с ОВЗ.
1.1.2.

Принципы и подходы к формированию Программы

Успешность реализации будет достигнута при соблюдении следующих
принципов:
- признание
объективности
существования
индивидуальных
целей
воспитанников в образовательном процессе;
4

— индивидуализации и персонификации образовательного процесса;
— максимального разнообразия представленных возможностей для развития
личности;
— непрерывности и преемственности - понимание образовательного процесса как
взаимосвязанного, объединенного единством и последовательностью целей
образования;
— «не навреди», психологический контакт с подопечным и атмосфера доверия;
— взаимодополняемости (психологической, педагогической, информационной и
др. тьюторской составляющих).
1.1.3. Основные направления тьюторского сопровождения
—
—
—

—

—
—
—

1. Общеразвивающее тьюторство:
подбор игр, доступных по возрасту и развитию ребенка;
выявление интересов и наклонностей ребенка;
взаимодействие с родителями и педагогами, с целью планирования наиболее
эффективной для ребенка, образовательной стратегии;
2. Предметное тьюторство:
сопровождение ребенка в том направлении, которое было выявлено при
изучении интересов, наклонностей и потенциальных возможностей.
3. Адаптационное тьюторство:
помощь ребенку на начальном этапе вхождения в коллектив группы ДОУ;
изучение информации о ребенке (в т.ч. его интересов;
включение ребенка в образовательный процесс.

1.2 Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы с детьми с
ЗПР к 7-8 годам.
1. Социально-коммуникативное развитие:
осваивает вне ситуативно­
познавательную форму общения с педагогическим работником и проявляет
готовность к вне ситуативно-личностному общению, проявляет готовность и
способность к общению с другими детьми, способен к адекватным межличностным
отношениям, проявляет инициативу и самостоятельность в игре и общении,
способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности,
демонстрирует достаточный уровень игровой деятельности: способен к созданию
замысла и развитию сюжета, к действиям в рамках роли, к ролевому
взаимодействию, к коллективной игре, появляется способность к децентрации,
оптимизировано состояние эмоциональной сферы, снижается выраженность
дезадаптивных форм поведения; способен учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои
чувства, старается конструктивно разрешать конфликты, оценивает поступки
других людей, литературных и персонажей мультфильмов, способен подчиняться
правилам и социальным нормам во взаимоотношениях с педагогическим
работником и другими детьми, может соблюдать правила безопасного поведения и
личной гигиены, проявляет способность к волевым усилиям, совершенствуется
5

регуляция и контроль деятельности, произвольная регуляция поведения, обладает
начальными знаниями о себе и социальном мире, в котором он живет, овладевает
основными культурными способами деятельности, обладает установкой
положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому
себе,
обладает
чувством
собственного
достоинства,
стремится
к
самостоятельности, проявляет относительную независимость от педагогического
работника , проявляет интерес к обучению в школе, готовится стать учеником.
2. Познавательное развитие: повышается уровень познавательной активности
и мотивационных компонентов деятельности, задает вопросы, проявляет интерес к
предметам и явлениями окружающего мира, улучшаются показатели развития
внимания (объема, устойчивости, переключения и другое), произвольной
регуляции поведения и деятельности, возрастает продуктивность слухоречевой и
зрительной памяти, объем и прочность запоминания словесной и наглядной
информации, осваивает элементарные логические операции не только на уровне
наглядного мышления, но и в словесно-логическом плане (на уровне конкретно­
понятийного мышления), может выделять существенные признаки, с помощью
педагогического работника строит простейшие умозаключения и обобщения,
осваивает приемы замещения и наглядного моделирования в игре, продуктивной
деятельности, у ребенка сформированы элементарные пространственные
представления и ориентировка во времени, ребенок осваивает количественный и
порядковый счет в пределах десятка, обратный счет, состав числа из единиц,
соотносит цифру и число, решает простые задачи с опорой на наглядность.
3. Речевое развитие: стремится к речевому общению, участвует в диалоге,
обладает значительно возросшим объемом понимания речи и звуко­
произносительными возможностями, осваивает основные лексико-грамматические
средства языка, употребляет все части речи, усваивает значения новых слов на
основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира, обобщающие понятия в
соответствии с возрастными возможностями, проявляет словотворчество, умеет
строить простые распространенные предложения разных моделей, может строить
монологические высказывания, которые приобретают большую цельность и
связность: составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной
картинке, на основе примеров из личного опыта, умеет анализировать и
моделировать звуко-слоговой состав слова и состав предложения, владеет
языковыми операциями, обеспечивающими овладение грамотой, знаком с
произведениями детской литературы, проявляет к ним интерес, знает и умеет
пересказывать сказки, рассказывать стихи.
4. Художественно-эстетическое развитие:
а) музыкальное развитие:
способен эмоционально реагировать на музыкальные произведения, знаком с
основными культурными способами и видами музыкальной деятельности;
способен выбирать себе род музыкальных занятий, адекватно проявляет свои
чувства в процессе коллективной музыкальной деятельности и сотворчества;
проявляет творческую активность и способность к созданию новых образов в
художественно-эстетической деятельности.
б) художественное развитие:
6

ребенок осваивает основные культурные способы художественной
деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных ее видах;
у ребенка развит интерес и основные умения в изобразительной деятельности
(рисование, лепка, аппликация), в конструировании из разного материала (включая
конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал);
использует в продуктивной деятельности знания, полученные в ходе
экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным
материалом, народным творчеством.
5.
Физическое развитие: у ребенка развита крупная и мелкая моторика,
движения рук достаточно координированы, рука подготовлена к письму,
подвижен, владеет основными движениями, их техникой, может контролировать
свои движения и управлять ими, достаточно развита моторная память, запоминает
и воспроизводит последовательность движений, обладает физическими качествами
(сила, выносливость, гибкость и другое), развита способность к пространственной
организации движений, слухо-зрительно-моторной координации и чувству ритма,
проявляет способность к выразительным движениям, импровизациям.
1.2.1 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
детьми с РАС с вторым уровнем тяжести аутистических расстройств
(второй уровень аутистических расстройств может
сочетается с
интеллектуальныминарушениями умеренной (различной, чаще легкой,
иногда умеренной степени и нарушениями речевого развития):
1) владеет простыми формами речи (двух - и трехсложные предложения,
простые вопросы) или (иногда) альтернативными формами общения;
2) владеет конвенциальными формами общения (вербально и (или)
невербально);
3) может поддерживать элементарный диалог (чаще- формально);
4) отвечает на вопросы в пределах ситуации общения;
5) возможно ограниченное взаимодействие с родителями (законными
представителями), педагогическим работником и другими детьми;
6) выделяет родителей (законных представителей), специалистов, которые с
ним работают;
7) различает своих и чужих;
8) владеет поведением, но без возможности гибкой адаптации;
9) участвует в групповых физкультурных занятиях и групповых играх с
движением под музыку и пением (хороводы) под руководством педагогических
работников;
10) знает основные цвета и геометрические формы;
11) знает некоторые буквы;
12)может писать по обводке;
13)
различает "выше - ниже", "шире - уже";
14) есть прямой счет до 10;
15) выполняет физические упражнения по показу (индивидуально и в группе)
с использованием простейших гимнастических снарядов;
7

16) выполняет упражнения с использованием тренажёров, батута (под
контролем педагогических работников);
17) владеет основными навыками самообслуживания (одевается и
раздевается, самостоятельноест, владеет навыком опрятности), убирает за собой
игрушки, посуду
18) пользуется туалетом;

1.2.2.

Учебный план на 2024-2025 учебный год

Г руппа комбинированной направленности детей от 4х- до 5-ти лет №2
1.

Базовая часть (инвариантная)федеральный компонент
Кол-во в Кол-во в Недельный объем
Образовательные
Образовательная
образовательной
месяц
области
деятельность
неделю
нагрузки (мин.)
(занятия и другие виды
деятельности и направления,
реализующие образовательные
области)
Познавательное
1
4
20
Конструирование\
аппликация
развитие
Музыка

Речевое развитие

Развитие речи (РР)
Ознакомление с
художественной литературой
(РР)
Лепка (Х-ЭР)
Художественно­
Физ-ра
эстетическое развитие РЭМП
Физическое развитие Физ-ра
Ознакомление с
окружающим миром (РР\ПР)
Рисование
Музыка
Социально­
коммуникативное
развитие
2.
Коррекционные
занятия

2
1
1

8
4
4

40
20
20

1
1
0,5
0,5

4
4
2
2

20
20
20

1
4
20
1
4
20
2
8
40
На всех видах образовательной деятельности решаются задачи
социально-коммуникативного развития

Коррекционно-развивающая работа
Занятия учителя-логопеда с
детьми с ОНР
Занятия педагога-психолога
Учителя-дефектолога

По плану учителя-логопеда
По плану педагога-психолога
По плану учителя - дефектолога

8

1.2.2.

Учебный план на 2025-2026 учебный год

Г руппа комбинированной направленности детей от 5 -до- 6-ти лет №2
1.

2.

Базовая часть (инвариантная)федеральный компонент
Кол-во в Кол-во в Недельный объем
Образовательные
Образовательная
образовательной
месяц
деятельность
неделю
области
нагрузки (мин.)
(занятия и другие виды
деятельности и направления,
реализующие образовательные
области)
1
4
25
Познавательное
Ознакомление с
окружающим миром (ОМ)
развитие
Развитие элементарных
2
8
50
математических
представлений (РЭМП)
1
4
25
Речевое развитие
Развитие речи (РР)
Ознакомление с
1
4
25
художественной литературой
(ХЛ)
1
4
25
Подготовка к обучению
грамоте (Г)
1
4
25
Художественно­
Рисование (Р)
эстетическое развитие Лепка (Л)
2
0,5
25
Художественный труд (ХТ)
2
0,5
Аппликация (А)
1
4
25
1
4
25
Конструирование (К)
2
8
50
Музыка (М)
3
12
120
Физическое развитие Физическая культура (Ф)
На всех видах образовательной деятельности решаются задачи
Социально­
социально-коммуникативного развития
коммуникативное
развитие
Коррекционно-развивающая работа
Коррекционные
Занятия учителя-логопеда с
По плану учителя-логопеда
занятия
детьми с ОНР
Занятия педагога-психолога
По плану педагога-психолога
Занятия учителя-дефектолога
По плану учителя-дефектолога
\
1.2.2. Учебный план на 2026-2027 учебный год
Группа комбинированной направленности детей от 6-- до 7-ми лет №2

1.

Базовая часть (инвариантная)федеральный компонент
Кол-во в Кол-во в Недельный объем
Образовательные
Образовательная
образовательной
месяц
области
деятельность
неделю
нагрузки (мин.)
(занятия и другие виды
деятельности и направления,
9

2.

реализующие образовательные
области)
1
4
30
Познавательное
Ознакомление с
окружающим миром (ОМ)
развитие
Развитие элементарных
2
8
60
математических
представлений (РЭМП)
1
4
30
Речевое развитие
Развитие речи (РР)
Ознакомление с
1
4
30
художественной литературой
(ХЛ)
1
4
30
Подготовка к обучению
грамоте (Г)
1
4
30
Художественно­
Рисование (Р)
эстетическое развитие Лепка (Л)
2
0,5
30
Художественный труд (ХТ)
2
0,5
Аппликация (А)
1
4
30
1
4
30
Конструирование (К)
2
8
60
Музыка (М)
3
12
120
Физическое развитие Физическая культура (Ф)
На всех видах образовательной деятельности решаются задачи
Социально­
социально-коммуникативного развития
коммуникативное
развитие
15
60
7 ч. 30 мин.
ИТОГО:
Коррекционно-развивающая работа
Коррекционные
Занятия учителя-логопеда с
По плану учителя-логопеда
занятия
детьми с ОНР
Занятия педагога-психолога
По плану педагога-психолога
Занятия учителя дефектолога

По плану учителя-дефектолога

1.2.3. Индивидуальные особенности развития воспитанников, охваченных
тьюторским сопровождением.
Программа личностно-ориентированного (тьюторского) сопровождения
разработана на воспитанников, в том числе с ОВЗ:
Заключение
Возрастная
Содержание
№
Ф.И.О.
Дата
работы
группа/направлен
ТПМПК/
Заключение
п/п воспитанника рождения
ность группы
ППк
тьютора
1
Юркин Тихон 02.02.2020
Заключение Общеразвиваю
ребенок с
группа
Тихонович
комбинированной
ТПМПК
щее
ОВЗ ,
направленности
№
24114
тьюторство
ЗПР с
для детей 4-5лет от15.04.2024
Разработка
учетом
специально
№2
психофизиче
организованно
10

ских
особенносте
й
обучающихс
я
( РАС)

й развивающей
среды с
дидактическим
и материалами,
подобранными
в соответствии
с требованиями
программы, с
опорой на
практические
навыки

1.3 Планируемые результаты освоения Программы
Основным результатом работы тьютора на дошкольной ступени
образования является становление субъектной позиции ребенка (согласно
возрастным особенностям). Эта позиция строится из трех составляющих:
рефлексии, самоопределения и умения пользоваться ресурсами. Рефлексия в
детском саду состоит из понимания ребенком своих умений («я умею вырезать», «я
знаю игры и умею в них играть с другими детьми»), осознании того, что он может
делать сам, а что — с взрослыми, когда ребенок может адекватно оценить свои
возможности. Самоопределение — из умения осознанно выбирать себе занятие, а
также умения предоставить (на уровне ребёнка - дошкольника) результат работы
(понимание «а что должно получиться в итоге?»). Умение пользоваться ресурсами
включает в себя общение с субъектами пространства: сверстниками и взрослыми.
Здесь ребенку очень важно уметь просить о помощи и предлагать свою, задавать и
отвечать на вопросы.
Целевые ориентиры:
1. Решение индивидуальных задач (осознанное формирование (или коррекция)
индивидуального
стиля
мышления,
познавательной
и
творческой
деятельности);
2. Повышение эмоциональной устойчивости, развитие настойчивости и
терпимости как черт характера; появление новых творческих инициатив;
коррекция коммуникативной сферы;
3. Социализация, успешность (участие в досугах, развлечениях, праздниках,
конкурсах и т.п.)
4. Развитие у воспитанника навыков образовательной деятельности.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Основные направления тьюторского сопровождения во взаимодействии
со специалистами
Взаимодействие воспитателя и тьютора осуществляется как минимум в
трех основных направлениях:
1) в процессе обучения детей;
11

2) в процессе социализации ребенка;
3) в процессе работы с родителями «особого ребенка».
Одна из основных форм взаимодействия воспитателя и тьютора в процессе
обучения - индивидуальная помощь «особому ребенку». Основная задача
воспитателя и тьютора в процессе обучения - помочь ребенку с проблемами в
развитии в формировании основ образовательной деятельности.
На организационном этапе в зависимости от задачи, которую ставит
воспитатель перед всей группой, тьютор помогает ребенку освоить инструкции и
требования воспитателя и действия других детей.
Следующий этап взаимодействия - организация рабочего места, поиск
страницы в тетради и т.д. На этом этапе важно, что педагог сопровождения не
выполняет за ребенка необходимые действия, а помогает только тогда, когда это
необходимо для организации дальнейшей работы ребенка на занятии или, когда он
сам просит о помощи.
Очень важно, что иногда необходима помощь тьютора на этапе постановки
воспитателемобразовательной задачи и принятия ее детьми. Когда воспитатель
работает со всей группой, тьютор вместе с ребенком индивидуально анализирует,
что ему нужно сделать. Часто требуется помощь и в решении задачи, выполнении
определенного алгоритма действий.
Еще один важный момент, требующий взаимодействия воспитателя и
тьютора, - формирование у детей умения контролировать свою деятельность и
оценивать ее. Создание ситуации успеха для «особого ребенка», возможность
гордиться своими достижениями - результат взаимодействия двух педагогов на
занятии.
Следует сказать и о стратегии помощи «особому ребенку» со стороны
тьютора - от «большой» помощи к «маленькой», от положения «рядом все время»
к положению «рядом, когда нужна помощь и поддержка» до полной
самостоятельности. Ребенок получает помощь, но при этом он должен очень
многое делать самостоятельно, совершать ошибки и по возможности
самостоятельно их исправлять. Кроме индивидуальной помощи «особому
ребенку», на занятии существуют и другие формы взаимодействия воспитателя и
тьютора:
а) индивидуальная помощь тьютора другим воспитанникам группы;
б) проведение части занятия;
в) при организации работы на занятии по подгруппам работа с одной из подгрупп;
г) помощь всем детям при реализации какого-либо деятельности.
Взаимодействие воспитателя и тьютора в процессе
обучения
осуществляется и в методическом плане.
В триаде «воспитатель - тьютор - дефектолог» - это:
- разработка индивидуального образовательного плана для ребенка с ОВЗ;
- постановка цели и конкретных задач в организации помощи ребенку при
освоении им образовательной программы;
- решение вопросов о способе и средствах подачи и закрепления нового материала
с учетом особенностей познавательной деятельности конкретного ребенка или
12

группы детей, составление и оформление индивидуальных карточек с
заданиями;
- планирование системы занятий, включая проектную деятельность;
- совместное решение вопросов обучения и оценки успешности образовательной
деятельности «особых» детей в группах на методических совещаниях,
составление методических рекомендаций;
- помощь воспитателя в оформлении методических пособий и др.

Основные направления совместной работы команды специалистов
1. С воспитателем тьютор планирует и проводит праздники, коллективные
творческие дела, экскурсии и т.д.
2. С воспитателем и психологом - наблюдает, обсуждает и оценивает социальную
ситуацию в группе, вырабатывает стратегию дальнейшей работы по
формированию сплоченности в детской группе.
Формы совместной работы:
- проведение в классе структурированного занятия «Круг» в начале дня;
- проведение игровых перемен, включение «особого ребенка» в сферу общения
всех детей;
-реализация совместных проектов, экскурсии, праздники и др.
Взаимодействие в процессе работы с родителями «особого ребенка»
Направления работы воспитателя и тьютора
1. Координация действий педагогов и родителей в процессе помощи ребенку в
освоении образовательной программы и социализации.
2. Разъяснение способа подачи дидактическогоматериала и его закрепления дома,
разработка памяток для совместной работы родителей и детей.
Таким образом, в результате взаимодействия воспитателя и тьютора
решаются такие важнейшие задачи, как:
- помощь ребенку в адаптации к дошкольной среде, группе сверстников;
- помощь детям всей группы в создании атмосферы благожелательности, принятия
друг друга независимо от физических, личностных и интеллектуальных
особенностей;
- помощь родителям в понимании собственной роли в инклюзивном
образовательном пространстве;
- помощь воспитателю в освоении нового вида профессиональной деятельности.
Решение проблем организации и содержания образования особого ребенка это всегда деятельность мини-команд, где тьютор один из активных ее участников.
Основные направления работы тьютора в организации условий
для формирования гармоничных отношений воспитанника с социумом в Д О У
Тьютор:
— формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с
ребенком, в начале работы становится «проводником», защитником,
выразителем желаний и вместе с тем - организующей и
гармонизирующей силой;
— следит за состоянием ребенка-эмоциональным (помогает разрешить
конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физически
13

(если подопечному нужно отдохнуть - может вывести его из группы;
следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает
сходить в туалет);
— координирует
общую
деятельность
воспитанника,
дозирует
образовательную нагрузку;
— создает условия для развития у детей инициативы, познавательной и
общей активности, в том числе за счет привлечения к участию в
различных (доступных) видах деятельности;
Тьютор
Тьютор:
и воспитатель обсуждает с воспитателем:
— цели и задачи своей работы;
группы
— возможные трудности (посторонний шум во время переговоров тьютора
и подопечного), уходы из группы и возвращение, особенности характера
и специфику поведенческих проявлений ребенка;
— каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в
тройке: ребенок - воспитатель - тьютор.
Тьютор и
Тьютор:
другие дети — следит за тем, что происходит в детском коллективе - о чем дети
говорят, во что играют;
— объясняет детям, как общаться со сверстником;
— если тема разговора касается особенностей подопечного - отвечает на
вопросы.
— не подчеркивать особость детей, а показывать сильные стороны,
вызывая к нему симпатию сверстников личным отношением, вовлекать
слышащих детей в доступное взаимодействие;
Тьютор и
Тьютор:
— установление контакта с родителями, определение задач и составление
родители
плана совместной работы;
— формирует у родителей адекватное отношение к своему ребенку,
установку на сотрудничество и умение принять ответственность в
процессе анализа проблем ребенка, реализации стратегии помощи;
— рассказывает родителям подопечного о том, как прошел день, что
удалось, какие были трудности;
— дает родителям необходимую информацию об особенностях развития
своего ребенка;
— формирует интерес к получению теоретических и практических умений
в процессе обучения и социализации
— оказывает эмоциональную поддержку;
— проведение совместного анализа промежуточных результатов,
разработка дальнейших этапов работы;
— отвечает на вопросы родителей других детей, часто это делается через
воспитателя.
Тьютор и
Тьютор:
другие
— вносит предложения по оптимизации работы с подопечным;
специалисты — помогает в составлении индивидуальных программ;
— осуществляет помощь при проведении занятий (адаптация задания
(учитель-логопед,
учительдля воспитанника, помощь воспитаннику в ориентировании, в
дефектолог,
задании и др.)
педагог-психолог
и др.)

14

2.2. Технологиятьюторскогосопровождения
работы с детьми.

и

организационные

формы

Программа предусматривает овладение самостоятельной образовательной
деятельностью,
развитие
творческих
способностей,
самоопределение
воспитанника.
№
Вид технологии
Формы работы
п/п
1
Диагностическая: • сбор данных об индивидуальных особенностях
воспитанника,
его интересах,
склонностях,
мотивах,
сильных
и
слабых
сторонах,
психофизическом и соматическом состоянии,
социальном окружении;
• отслеживание
положительной
динамики
в
развитии ребёнка с ОВЗ.
2
Прогностическая: • выявление возможностей и ресурсов для
преодоления имеющихся у ребёнка психолого­
педагогических проблем;
• разработка средств и процедур тьюторского
сопровождения в образовательном процессе;
• разработка и реализация адаптированной
образовательной программы для ребёнка с ОВЗ.
3
• оказание помощи в ориентации и включении в
Регулятивная:
образовательное пространство ДОУ ребёнка с
ОВЗ и поддержки при решении возникающих
затруднений и проблем;
• проведение индивидуальных коррекционно­
развивающих занятий с ребёнком с ОВЗ;
• включение в образовательный процесс
(инклюзивное обучение) специалистов
дошкольного образовательного учреждения;
• консультирование родителей.
4
• отслеживание динамики развития ребенка с ОВЗ;
Аналитическая:
• оценивание успешности воспитанника с ОВЗ в
освоении АОП, в случае необходимости внесение
необходимых коррективов
5
Оздоровительная: • артикуляционная, пальчиковая гимнастика,
динамические и релаксационные паузы,
физминутки.

15

2.3. Методы и приемы совместной деятельности тьютора с воспитанниками,
в том числе с ОВЗ
Наиболее эффективные методы работы с детьми, в том числе с ОВЗ:
1. Игровые методы, применение игровых ситуаций - обучение через игру - эти
дети плохо сидят за столом, неусидчивые, невнимательные, поэтому, если тема
«СЧЕТ», то мы считаем игрушки, тарелки, одну убрали, сколько стало и т.п.Если
привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит,
надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, применив
игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения
образовательных целей.
2. Метод стимулирования общения и взаимодействия с другими детьми игра, помощь других детей в одевании, раздевании, помыть руки, привести ребенка
с коридора или спальни (уходят, уединяются, когда устают). Например, когда
мальчики играют в футбол, дать пасс Роме, игра в семью с девочками, Рома моет
посуду, то есть выполняет то, что ему посильно;
3. Методы расслабления -физминутки, пальчиковые игры, методы релаксации и
массажа - позволяют снять мышечныеспазмы и зажимы особенно в области лица артикуляционные упражнения - «улыбка, часики, гримасы и в области кистей рук
- пальчиковая гимнастика, массажные мячи.
4. Дидактические игры - игры на развитие познавательной деятельности сначала этот ребенок может другим детям подавать карточки, затем уже и сам
включаться в деятельность - это настольные игры, пазлы, конструирование.
В процессе любого вида деятельности необходимо постоянно применять одни и те
же приемы обучения, начиная с более тесного контакта и постоянного контроля за
действиями ребенка, но со временем давать больше самостоятельности в
выполнении различных действий.
Для
активизации
деятельности
воспитанников
с тьютором
используются следующие активны е приёмы обучения:
1.
Использование сигнальных карточек при выполнении заданий с каким-то
определенным символом - идем в туалет - картинка с туалетом, моем руки картинка с умывальником и ребенком (с одной стороны на ней изображен плюс, с
другой - минус). Можно использовать карточки для того, чтобы ребенок с ОВЗ
понимал, когда начинается занятие и его окончание, переход с одной деятельности
на другую или переход из-за столов на коврик.
2.
Прием «рука в руке», очень эффективен в работе по развитию мелкой
моторики, на занятиях по музыке, физкультуре, где есть перестроения, хороводы.
3.
Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе
занятия, для развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации
словарного запаса, развития связной речи. То есть долго речь взрослого ребенок с
ОВЗ воспринимать не может, ему нужен наглядный материал.
4.
Речевые интонационные приемы: выделение речью важной информации, гдето более строгим голосом (что касается правил и норм поведения), вопросы и т.п.
16

5.
Активные приемы рефлексии - самоанализ деятельности ребенку провести
сложно, поэтому это делает воспитатель: у Кати сегодня хорошо получилось то,
то.. .и использовать похвалу или поощрение (жетончики);
6.
Приемы релаксации - элементы пальчиковой гимнастики, массажа, просто
полежать или походить, элементы психогимнастики, то есть смена деятельности;
7.
Привлечения других детей - выбираем ответственного смотреть за ребенком
с ОВЗ после прогулки до обеда, привести его за руку из коридора, спальни, если
долго находится в туалете, проверить и объяснить, что нужно выходить.
Методы и приемы, способствующие достижению выбранных задачпри
реализации ФАОП:
1. Создание ситуаций
2. Индивидуальное научение
3. Работа по показу, образцу
4. Работа совместно со взрослых
5. Обучение в паре со здоровым ребенком
6. Научение через «рутины» - ежедневно повторяющиеся действия
7. Обучение в паре с ребенком с таким же нарушением
8. Обучение в паре с родителями
9. Обучение через создание препятствий («не слышу, когда кричишь»)
10. Научение через социализацию - устранение ранее сложившихся моделей
поведения и одновременное приобретение новых (игнорирование и
положительное подкрепление)
11. Работа по схемам
12. Выделение/создание образцов для подражания (др. дети)
13. Материальное подкрепление («конфетка»)
14. Научение средой (др.дети одобряют/неодобряют поведение)
15. Обучение художественным словом
16. «Заразительность» - как другие: похвала или порицание действий др. детей
17. Использование родительского авторитета (как «+», так и «-»)
18. «Попустительство» - возможность ребенку самому решать, выбирать
следующее действия и ощущать их последствия
19.Порицание путем нежелательной для ребенка деятельности («Не занимался,
теперь все отдыхают, а ты доделываешь».

2.4.

Особенности взаимоотношений воспитанника с особенностями развития в
системе ДОУ и роль тьютора в этом процессе.
Ребенок с ОВЗ и
воспитатель

Для этого тьютор:

17

Ребенок слушает
воспитателя и выполняет
его инструкции

— привлекает внимание ребенка к воспитателю: «Смотри на ....
(имя воспитателя), слушай. »;
— «Смотри в тетрадь, на мольберт»;
— «Возьми карандаш (кисть), пиши (рисуй) .» ;
— «Открывай тетрадь, возьми листок...»; и т.п.

Ребенок с ОВЗ и
тьютор
Ребенок выполняет
рекомендации тьютора

Для этого тьютор:

Ребенок с ОВЗ и
другие дети
Ребенок по своей
инициативе общается с
ними, отвечает на
обращение других детей к
нему
Ребенок с ОВЗ и
родители
Ребенок перед заходом в
группу прощается с
родителями,
в конце дня - встречает
родителей и прощается с
тьютором
2.5.

— следит за организацией рабочего пространства воспитанника;
— соотносит
задания
воспитателя
с
возможностями
воспитанника;
— если ребенок не успевает полностью выполнить задание определяет нужный момент, когда следует остановиться и
переключиться на новое задание;
— если общее задание для всех детей сложно для понимания
ребенка, то продолжает с подопечным работу по предыдущему
заданию.
Примечание. Если тьютору будет сложно решить, в какой момент
правильнее переключиться, то необходимо спросить об этом
воспитателя.
Для этого тьютор:
— наблюдает за контекстом общения детей и в соответствующие
моменты подключает к общению подопечного.
Например, сосед просит у ребенка ластик, а тот не реагирует.
Тьютор организует диалог одногруппников: «Дай, пожалуйста,
ластик» - «На» - «Спасибо. На, возьми обратно».
Для этого тьютор:
— помогает подопечному в общении со своими родителями в
условиях сада - помогает рассказать, что было в саду,
познакомить с их с друзьями и т.п. Ребенок может обменяться
несколькими фразами и с родителями других детей.

Особенностивзаимодействиятьюторас семьями воспитанников

Родители воспитанников с особенностями развития могут стать активными
помощниками в работе тьютора с их ребенком в ДОУ. У родителей и ребенка
появляется важная тема для разговоров -жизнь в детском саду. Так как тьютор
находится в близком общении с ребенком(как в процессе образовательной
деятельности, так и в режиме дня), он может представить полную картину жизни
своего подопечного. Тьютор информирует родителей об успехах ребенка,
рассказывает о трудностях, о том, каким образом их удалось преодолеть. Тьютор
также интересуется у родителей о том, как ребенок справляется, с различного рода
заданиями, дома и возникают ли проблемы в этой связи, дать рекомендации,
ответить на вопросы родителей.
18

Необходимо особо отметить сложность включения родителей в
коррекционный процесс. Активность родителей и понимание ими сути и цели
занятий, является необходимым условием эффективности образовательного
процесса и процесса социализации.
Основные направления работы с родителями:
• Установление контакта с родителями прибывших детей, объяснение задач,
составление плана совместной работы;
• Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку,
установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе
анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи.
• Оказание родителям эмоциональной поддержки:
— Содействие родителям в получении информации об особенностях развития
ребенка, прогноза развития;
— Формирование интереса к получению теоретических и практических умений
в процессе обучения и социализации ребёнка;
— Проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка
дальнейших этапов работы.
Процесс реализации психологической поддержки родителей является
длительным и требует комплексного подхода, что предусматривает участие
педагога-психолога, учителя—дефектолога.
Задачи работы с семьей:
1. Совместная деятельность
2. Обучение
3. Консультирование
4. Просвещение
5. Информирование
Этапы работы с семьей.
1-й этап. Динамика позиционирования семьи и ДОУ (выявление уровня
готовности родителей к построению партнерских отношений учреждением):
— участие в образовательном процессе;
— стремление посещать обязательные мероприятия для родителей;
— заинтересованность в делах детей, группы, ДОУ;
— понимание своей роли в событийном пространстве ДОУ (группы);
— выявление степени готовности семьи к партнерству с образовательным
учреждением.
2-й этап.Развитие социального партнерства:
— знакомство. На этом этапе проводится мониторинг родительских запросов и
ресурсов. Выявляются общие ценности, определяются взаимная полезность
участников.
— совместная деятельность.
На общем собрании происходит обсуждение
стратегии
и
тактики
образовательного
процесса,
проектирование
образовательного процесса.

19

— партнерство (реализация образовательного процесса). Помощь в организации и
участие в праздниках, досугах, спортивных соревнованиях, проектной
деятельности.
Организация работы с родителями с тьюторских позиций будирует
социальную активность, стремление понимать и разрешать проблемы дошкольного
сообщества. Значительно меняются межличностные отношения в семьях. Родители
воспитанников участвуют в формировании принципиально новой модели
сотрудничества с ДОУ, в реализации образовательных интересов детей.
Формы работы с родителями:
— консультации;
— индивидуальные беседы;
— памятки, буклеты;
— информационные листовки для уголка;
— родительские собрания;
— семинары.
ТТТ.ОРГАНИЗАЦИОН Н Ы Й РАЗДЕЛ
3.1. Психолого-педагогические условия для реализации Программы
1. Организация образовательной среды для дошкольников
• это, в первую очередь, проектирование открытой, вариативной
образовательной среды;
• повышение доступности образовательных ресурсов для освоения детьми
индивидуальных образовательных маршрутов и проектов;
• проектирование специальной образовательной среды для дошкольников с
ОВЗ и инвалидностью;
• координация взаимодействия субъектов образования.
2. Организационно-методическое обеспечение поддержки дошкольника:
• подбор
методических
средств
для
разработки
индивидуальных
образовательных маршрутов, проектов;
• методическое обеспечение взаимодействия субъектов образования в целях
индивидуализации образовательного процесса;
• подбор и разработка методических средств для анализа результатов
тьюторского сопровождения.
3. Педагогическое сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов
дошкольников:
• выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей,
проблем, затруднений воспитанников;
• вовлечение ребенка в разработку его индивидуальных образовательных
маршрутов, проектов;
• сопровождение детей в реализации маршрутов;
• подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации;
• педагогическая поддержка рефлексии дошкольников;
20

• организация
участия
родителей
в
разработке
образовательных маршрутов, проектов ребенка.

индивидуальных

Планирование основных видов деятельности по Программе:
1.Информационное обеспечение.
2.
Организационная деятельность.
3. Учебно-методическая работа.
4. Диагностико - аналитическая деятельность.
№п/п
1.
1.1.

1.2.

1.3.

2
2.1.
2.2.

Виды деятельности
Сроки
Информационное обеспечение
Пополнение
нормативно-правовой
и В течение
методической базы
года
по инклюзивному обучению,
организации качественного и доступного
образования в ДОУ воспитанников с ОВЗ.
Формирование банка данных современных В течение
образовательных технологий (тьюторского
года
сопровождения):
игровые,
здоровьезберегающие,
личностно-ориентированные
(технология
развивающего
обучения,
педагогика
сотрудничества,
технология
индивидуализации
обучения),
информационно-коммуникативные и другие.
Оформление наглядного демонстрационного В течение
и печатного материала:
года
-изготовление
методического
и
практического материала для ООД с
ребёнком с особыми образовательными
потребностями, для родителей по развитию и
воспитанию ребёнка с ОВЗ;
- оформление методических и практических
рекомендаций
для
специалистов
инклюзивного обучения по организации
образовательной деятельности и психолого­
педагогического сопровождения ребёнка с
ОВЗ;
- оказание помощи специалистам при
подготовке творческих работ для участия в
конкурсах,
смотрах,
соревнованиях,
праздниках и др., проводимых в ДОУ;
- участие ребёнка с ОВЗ в выставках
творческих работ, соревнованиях, праздниках
и пр., проводимых в ДОУ.
Организационная деятельность
Оказание помощи ребёнку с ОВЗ по Ежедневно
успешному включению в процесс ООД
группы.
В
Участие ребёнка с ОВЗ в выставках

Ответственные
Тьютор

Тьютор

Тьютор

Тьютор
Тьютор
21

3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.

4.
4.1.
4.2.
4.3.

творческих работ, соревнованиях, праздниках соответстви
и пр., проводимых в ДОУ с учетом и с планом
возможностей и интересов ребёнка
работы ДОУ
Учебно-методическое направление
Разработка и реализация адаптированной
февраль
образовательной программы для ребёнка с
ОВЗ
Оформление и ведение дневника ежедневных В течение
наблюдений за ребёнком с ОВЗ.
года

Тьютор
Тьютор

Консультирование родителей, специалистов В течение
Тьютор
инклюзивного обучения
года
Участие в педагогических советах ДОУ, на
Тьютор
По
совещаниях специалистов инклюзивного плануработы
обучения, на заседаниях ППк
ДОУ,
графику
работы ППк
Диагностико-аналитическая деятельность
Обновление банка данныхна ребёнка с ОВЗ.
В течение Тьюторпедагогпсихолог.
года
Анализ медицинской карты,беседы с
родителями о здоровьеребёнка, его питании,
соблюдении им режимных моментов дома.
Анкетирование родителей
Анализ работы тьюторапо итогам учебного
года, задачи на новый учебный год.

ФевральАпрель
май

Тьютор,
Воспитатель,
Мед.работник
Тьютор
Старший
воспитатель

3.2. Циклограмма работы тьютора

Дни недели

Понедельник
пятница
Итого:
Всего в день:
Всего в нед.

Сопровождение
в режимных
моментах
(согласно
режиму дня)

Сопровождение
в период ОД

7.30-9.00
14.30-15.12

9.00-12.00

2 ч.12мин.

3 ч. 00 мин.

Работа с
документами,
взаимодействие
со педагогами,
организация
развивающей
среды, подготовка
пособий и
оборудования для
ОД
13.00-14.30

1ч.30мин.

Работа с
родителями

12.00-12.30

30мин.
7ч.12мин.
36ч.

22

3.3.2.Расписание образовательной и коррекционно-развивающей деятельности
для тьюторского сопровождения воспитанников
Группа комбинированной направленности для детей 4-5 №1
Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

9.00-9.20

9.00-9.20

9.00-9.20

Физ-ра(ФР)

Развитие
речи/Ознак.с
худ.лит-рой(РР)

РЭМП (ПР)

9.00-9.20
Ознак.с
окруж.миром(РР
/ПР)

9.50-10.10

9.30-9.50

9.30-9.50
Конструирован
ие(ПР)/апликац
ия

9.30-9.50
Лепка (Х-ЭР)

Музыка (Х-ЭР)

Физ-ра(ФР)

10.50-11.10
Физ-ра(ФР)
(улица)

Пятница
9.00-9.20
Музыка(Х-ЭР)

9.30-9.50
Рисование
(Х-ЭР)

15.30-15.50
Кружок
«Безопасный
мир»

Г руппа комбинированной направленности для детей 4-5№2
9.00 - 9.20
9.00 -9.20
Конструирован
Развитие речи
Ознак. с худ. литие (П.Р.)
Аппликация рой (РР)
(Х-ЭР)
9.30 - 9.50
Физ-ра (Ф Р)
9.50 - 10.10
Развитие речи
(озн с худ. лит)

9.00 - 9.20
РЭМП (П.Р.)

9.00 - 9. 20
Ознак.с
окруж.миром(Р
Р/ПР)
9.30-9.45
Лепка(Х-ЭР)

9.00 - 9.20
Рисование
(Х. - Э. Р.)
10.00-10.20
Физ-ра(ФР)

10.20 - 10.40
Музыка
(Х. - Э. Р.)

10.40-11.00
Физ-ра(ФР)
(улица)

15.30-15.55
Кружок
«Звуковичок»

Р асписание специалистов
Педагог психолог

Учитель дефектолог

Учительдефектолог

Учитель-дефектоло

Учительлогопед

Учитель логопед

Педагог психолог

Учитель дефектолог

Учитель дефектолог
Учитель логопед

Учитель логопед
23

3.3.3.Режим дняв
сопровождением
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

группевоспитанников,

Прием / индивидуальное и подгрупповое общение, обучение разным
видам деятельности/ утренняя гимнастика/мотивация деятельности
Подготовка к завтраку (умывание, опробование продуктов) /
дежурство/завтрак
Совместные и самостоятельные игры / подготовка к образовательной
деятельности
Образовательная деятельность
«Минутка шалости» («Минутка тишины»)
Самостоятельная и совместная деятельность
Подготовка к прогулке/ прогулка/ игры/ наблюдения/ труд
Возвращение с прогулки / игры/подготовка к образовательной
деятельности
Подготовка к обеду (умывание, опыты, развивающие игры) /обед
Подготовка ко сну / дневной сон
Постепенный подъем / закаливающие процедуры / речевое общение/
игры/музыкальная разминка /умывание/ питье жидкости
Подготовка к полднику / полдник
Образовательная деятельность
Вечерняя целенаправленно организованная деятельность /
занятие кружка
Подготовка к прогулке/ прогулка
Уход домой
планирование

Содержание деятельности

7.00-8.15
8.15-8.50
8.50-9.00
9.00-9.20 / 9.30­
9.55
9.20-9.30
9.55- 12.30
12.30-12.45
12.45-13.00
13.00-15.00
15.00-15.15
15.15-15.35
15.35-15.55
15.56-17.30
17.30

деятельноститьюторапо
Сроки

Информационное обеспечение
Пополнение
нормативно-правовой
и В течение года
методической базы
1.2. Консультации для педагогов
В течение года
1.2.1 «Индивидуальный образовательный маршрут
по запросу
(ИОМ)»
1.2.2 Методы реализации ИОМ
В течение года
1.3. Консультации для родителей воспитанников
по вопросам устранения учебных трудностей,
коррекции индивидуальных потребностей,
развития и реализации способностей и
возможностей
1.4. Формирование базы данных технологий
В течение года
тьюторского сопровождения
1.5. Оформление наглядного и печатного
В течение года

1.
1.1.

тьюторским

Время в режиме
дня

Содержание деятельности

3.4.
Календарно-тематическое
основным направлениям
№

организованных

Ответственные
участники
Тьютор
Тьютор,
воспитатель

Тьютор

Тьютор
Тьютор
24

1.6.
2
2.1.
2.2.

2.3.
2.4.

3
3.1.
3.2.

3.3.

3.4.
3.5.
4.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
4.6

материала, выставок
Создание информационной базы данных по
В течение года
организации тьюториала в работе с
воспитанниками
Организационная деятельность
Разработка документов «личное дело
В течение года
тьюторанта»
Оказание помощи воспитаннику в процессе
Ежедневно
образовательной, коррекционно-развивающей
деятельности, по успешному включению в
детский коллектив
Создание условий для реальной
Ежедневно
индивидуализации процесса обучения.
Содействие участию каждого воспитанника в
В соответствии
дополнительной творческой деятельности с
с планом
учетом интересов.
работы ДОУ

Тьютор

Тьютор
Тьютор

Тьютор
Тьютор

Учебно-методическое направление
Составление и корректировка индивидуальных Сентябрь, май
Тьютор,
образовательных маршрутов, участие в
специалисты,
разработке адаптированных программ.
воспитатели
Подготовка и организация работы тьюторской 1 раз в 2 недели
Специалисты
группы:
«Коррекция поведения»,
«Развитие психических процессов,
психомоторики, сенсорное развитие»
Подготовка и организация индивидуальных
согласно
Тьютор
образовательных и коррекционно­
расписания
развивающих занятий.
по плану
Тьютор
Представление тьюторантов на ППк
работы ППк
ДОУ / при
необходимости
Участие в педагогических советах, семинарах, В течение года
Тьютор
работе ППк ДОУ
Диагностико-аналитическая деятельность
Обновление базы данных воспитанников
В течение года
Тьютор
Анализ личных дел воспитанников
В течение года
Тьютор
Анкетирование родителей
По мере
Тьютор
необходимости
Непрерывная диагностика
В течение года
Тьютор
Анализ и отчет тьютора о проделанной работе
май
Тьютор, старший
за учебный год
воспитатель
июнь (сентябрь) Тьютор, старший
Составление (утверждение) плана работы на
воспитатель
следующий учебный год

25

3.5.

Учебно-методической обеспечение Программы

1. Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного
образования детей с задержкой психического развития (ЗПР) МБДОУ № 1
«Русалочка» п. Гигант;
2. Федеральная адаптированная
образовательная программа дошкольного
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
воспитанников МБДОУ № 1 «Русалочка» п. Гигант, с учетом их
психофизических особенностей с ЗПР и с РАС;
3. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения
до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева
4. Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе. Сопровождение ребенка с
особенностями развития: Метод. пособие под ред. М.Л. Семенович;
5. Ковалева Т.М. «Тьюторское сопровождение как ресурс развития процесса
индивидуализации», авторский подход: методы и приемы обучения детей с ОВЗ
в условиях ДОУ.
6. Воронина Е.В. Инновационный проект образовательного учреждения;
7. Ковалева Т.М. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании.
Педагогический университет «Первое сентября»;
8. Зинина В. Г. Система работы с родителями с тьюторских позиций. Научно­
методический электронный журнал «Концепт».

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».