Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 «Русалочка» п. Гигант Сальского района
УТВЕРЖДЕНО:
Приказ МБДОУ №1 «Русалочка» п. Гигант
№ 2 от 02.09.2022 г.
у
Заведующий
Венюкова Л.М.
£
\ // п г«*й«
/ о5 Р J
АХ
Чч * .-,5 * 6 1 5 о ^ \ф й > '
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
развивающего курса
«Подготовка к школе»
для воспитанников 5-7 лет
МБДОУ №1 «Русалочка» п. Гигант
Автор программы:
старший воспитатель, Калашник Н.С.
п. Гигант
2022 г.
СОДЕРАЖАНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ р а з д е л
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи Программы
1.1.2. Принципы и подходы к формированию
Программы
1.1.3. Возрастные и индивидуальные особенности
развития детей
1.2. Планируемые результаты
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Описание образовательной деятельности модуля
«Обучение грамоте»
2.2. Описание образовательной деятельности модуля
«Формирование элементарных математических
представлений»
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Учебный план. Расписание занятий.
3.2. Учебно-тематическое планирование
3.3. Учебно-методическое обеспечение
3.4. Перечень используемой литературы
2
3
3
5
6
6
9
11
11
13
16
16
16
21
23
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
1.1. Пояснительная записка
Разработка Программы дополнительного образования развивающего
курса «Подготовка к школе» для воспитанников 5-7 лет МБДОУ №1
«Русалочка» п. Гигант (далее Программа) осуществлена в соответствии с
нормативной базой:
— ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
— Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования»;
— Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля
2020 г. N 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам дошкольного образования»;
— СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденными постановлением главного санитарного врача
от 28.09.2020 № 28;
— Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика
новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" от 22.12.2020;
Программа включает в себя 2 развивающего модуля:
—
Подготовка к обучению грамоте;
—
Формирование элементарных математических представлений.
Содержание, предложенное Программой, соответствует возрастным
особенностям детей 5-7 летнего возраста и составляет основу для
использования личностно ориентированных и развивающих технологий. В
соответствии с логикой развития ребенка подготовка к школе носит не
обучающий, а развивающий характер. Данная Программа не допускает
дублирования первого класса общеобразовательной школы. Подготовка к
обучению в школе по Программе инварианта. Ее цель — подготовить
дошкольника к любой системе школьного образования.
Актуальность проблемы.
В настоящее время в стране идет становление новой системы
образования. Главной проблемой становится переустройство сферы
образования на новых принципах, соответствующих утверждающимся
государственно-политическим и социально-экономическим отношениям и
закрепленных Законом РФ «Об образовании». Отличительной чертой
развития образовательной системы на современном этапе является активный
процесс создания системы непрерывного образования. Одно из основных
условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной
системы образования — это осуществление преемственности разных
ступеней, в частности преемственность дошкольного и начального
образования.
3
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком
разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи.
В современной иерархии педагогических проблем выделяется
проблема готовности ребенка к школе, и одна из них - речевая. Под речевой
готовностью к школе понимается взаимосвязь множества компонентов,
основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух,
звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи.
Задача дошкольного учреждения - воспитать у детей качества речи,
способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью в
начальной школе.
Формирование у детей навыка чтения является необходимой базой
для всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается
число детей, у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают
большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо
запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к
низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного.
Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического
восприятия также затрудняет формирование навыков чтения и письма.
Новизна программы.
Данная программа направлена на подготовку детей 5 - 7 лет к успешному
освоению чтения и математических знаний в начальной школе. В основу
программы положены:
— Парциальная программа Н.В. Нищевой «Обучение грамоте детей
дошкольного возраста»
— Учебно-методической пособие Л.Г. Петерсона, Е.Е. Кочемасовой
«Игралочка - ступенька к школе»
В большом разнообразии азбук, предоставляемых педагогам и
родителям, название картинки начинается со звука, соответствующего букве,
но сама картинка никак не помогает запоминанию графического образа
буквы. Новизна предложенного проекта в том, что данная азбука развивает
ассоциативную и зрительную память: буква похожа на небуквенное
изображение, что способствует быстрому и прочному ее запоминанию.
Буквам соответствуют сходные с ними изображения различных предметов,
животных и прочее. Буква похожа на небуквенное изображение. В процессе
ознакомления детей с буквами введены короткие стихи, которые
рекомендуются выучить для закрепления связи буквы с ее зрительным
образом. Последовательность изучения букв алфавита предлагается по
«Букварю» Н.В. Нищевой. На занятиях дети заводят специальные тетради,
куда зарисовывают образы букв и сами буквы. Из букв разрезной азбуки дети
составляют слоги и слова. Рекомендуется подсказывать при забывании не
сами буквы, а их образы. Дидактическое сопровождение программы:
4
слоговые таблицы, разрезная азбука, художественное слово и прочее
позволяет проводить занятия фронтально и индивидуально.
Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя
несколько программных задач, на занятии детям предлагается как новый
материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний.
Во время занятий широко применяются игровые методы, направленные на
повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в
области грамоты.
Занятия
по
формированию
элементарных
математических
представлений сочетают в себе практическую и игровую деятельность,
решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций. Программный материал
составлен с учетом интегративного подхода к организации образовательного
процесса.
1.1.1. Цели и задачи Программы.
Цель программы - создание педагогических и социально психологических условий для достижения ребенком определенного уровня
развития личности, психологической готовности к школе.
Задачи:
Модуль «Подготовка к обучению грамоте»
Развитие фонематических процессов, навыков звукового и слогового анализа
и синтеза
— Восприятие внимания к звуковой стороне речи;
— Формирование умения различать гласные звуки по принципу
контраста, гласные, близкие по артикуляции;
— Формирование умения дифференцировать согласные раннего
онтогенеза, отличающиеся по артикуляции, в открытых слогах;
— Формирование умения различать слова, сходные по звучанию;
— Формирование умения различать гласные и согласный звуки;
— Формирование первоначальных навыков анализа и синтеза.
Обучение выполнению анализа и синтеза слияний гласных звуков;
— Формирование навыков выделения начальных ударных глассных
из слов, различение слов с начальными ударными гласными;
— Обучение выделению согласных звуков из ряда звуков, слогов,
слов, из конца и начала слов; дифференциации звуков,
отличающихся по артикуляционным и акустическим признакам в
ряду звуков, слогов, слов. Формирование умения производить
анализ и синтез сначала обратных, а потом и прямых слогов и слов
из трех звуков;
— Формирование умения подбирать слова с заданным звуком;
— Закрепление понятия звук, гласный звук, согласный звук и умения
оперировать этими понятиями;
5
— Развитие внимания к звукослоговой структуре слова в
упражнениях на различение длинных и коротких слов; на
простукивание, прохлопывание, протопывание слогового рисунка
слова;
— Формирование умения делить на слоги двусложные слова,
состоящие из двух, трех данных открытых слогов;
— Формирование навыка слогового анализа и синтеза слов,
состоящих из двух, одного и трех слогов.
— Формирование навыка различия согласных звуков по признакам:
глухой - звонкий, твердый - мягкий;
Обучение грамоте:
— Формирование понятия буква и представления и том, чем звук
отличается от буквы;
— Ознакомление с гласными и согласными буквами;
— Формирование навыков конструирования букв из палочек,
выкладывания из шнурочка, мозаики, лепки из пластилина,
«рисования» по тонкому слою манки или песка и в воздухе.
Обучение
узнаванию
зашумленных,
изображенных
с
недостающими элементами пройденных букв; нахождению
знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображенных
букв;
— Формирование навыков составления и чтения слияния гласных,
закрытых и открытых слогов и слов с пройденными буквами,
осознанного чтения коротких слов;
— Формирование навыка чтения слогов с изученными буквами;
— Формирование
навыка
осознанного
чтения
слогов и
предложений с изученными буквами.
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
Модуль «Формирование элементарных математических представлений»:
Формирование любознательности, активности, ориентированной на
удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;
Развитие мыслительных операций;
Формирование предпосылок логического мышления;
Формирование сенсорных процессов и способностей;
Увеличение объема внимания и памяти;
Расширение и обогащение словаря, совершенствование связной речи,
развитие умения аргументировать свои высказывания, строить
простейшие умозаключения;
Развитие вариативного мышления, фантазии, воображения;
Формирование предпосылок универсальных учебных действий
Формирование простейших математических представлений;
Введение в активную речь простейших математических терминов;
6
— Формирование
умения
анализировать,
сравнивать,
обобщать,
группировать;
— Формирование учебной мотивации;
— выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, повышение
педагогической культуры родителей, дети которых поступают в первый
класс.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы.
Программа разработана с учетом основных принципов:
1.
Актуальность
(использование современных достижений науки,
своевременное реагирование на изменение социального заказа, стандартов
образования, мониторинговых показателей)
2.
Последовательность (все задачи решаются методом усвоения
материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными
возрастными возможностями детей;
3.
Доступность (заключается в простоте изложения и понимания
материала);
4.
Наглядность (предлагает наличие большого количества наглядного,
раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);
5.
Индивидуализация
(учитывает
психологические
особенности
дошкольников);
6.
Результативность (обеспечивает соответствие целей программы и
возможностей их достижения);
7.
Комфортность
(положительная эмоциональная оценка любого
достижения учащегося со стороны педагога).
8.
Добровольность (в группы подготовки попадают все дети, родители
которых (или заменяющие их лица), дали согласие на подготовку детей к
обучению.
Сроки реализации программы.
Данная программа рассчитана на обучения детей 5-7
уровнем готовности к школе, на 1 год
лет, с разным
1.1.3. Возрастные и индивидуальные особенности развития детей
Возрастная характеристика, контингента детей 5-7 лет
Выпускник
детского
сада
представляет
собой
почти
уже
пропорционально сложенного человека. К концу седьмого года жизни
ребенок должен обладать крепким здоровьем, гармоническим физическим
развитием, хорошей двигательной подготовленностью.
Речь интенсивно развивается и начинает оказывать все большее влияние
на деятельность организма и поведение ребенка. Это создаст необходимые
7
нейрофизиологические предпосылки для обучения его более сложным
знаниям и умениям, для формирования более сложных видов познавательной
деятельности.
К
концу
дошкольного
возраста
длительность
непрерывной
продуктивной деятельности ребенка возрастает до 25— 30 мин. Значительно
повышается его физическая и умственная работоспособность, но у каждого
воспитанника уровень ее разный. Он зависит от степени подготовленности
его к умственным и физическим нагрузкам, общей выносливости организма,
состояния здоровья и индивидуальных особенностей.
В этот период происходят и глубокие психические изменения, которые
связаны не только с функциональной перестройкой организма старшего
дошкольника, но и с его взрослением. Он осознает изменение социального
статуса — самый старший воспитанник детского сада. Этот год очень важен
для него, чтобы изменить внешние мотивы, привлекающие в школу (новая
обстановка, новое положение в жизни, обладание предметами, связанными
со школьной жизнью), на внутренние, связанные с развитием самосознания,
развитием философского взгляда на себя и окружающий мир. Благодаря
этому уровню духовного развития, осознанию в себе одаренности к какой-то
области познания, ребенок открывает школу как место, где он сможет
продолжить свое обучение, самообразование. Он хочет учиться, чтобы знать,
как защитить свою жизнь, и одновременно, чтобы состояться в ней.
Девочка в шесть лет по своему развитию опережает мальчика.
Показатели ее развития создают у взрослых ложное представление о
готовности ее к обучению в школе. Тогда зачем ей еще год нужно посещать
разные формы дошкольного воспитания? С шести до семи лет ее интеллек туальная активность несколько снижается. Этот год необходим для
интенсивного развития эмоциональной сферы девочки, которую она
полноценно развивает, погружаясь в мир игровой деятельности,
представленной всеми ее видами. Школа не может удовлетворить игровые
потребности девочки. Данный этап столь важен для ее организма во всей
последующей жизни, что пренебрежение им, перегрузка ее программой
интеллектуального развития, негативно сказывается в подростковом
возрасте, а далее в реализации материнской функции (О. Лосева).
Для мальчика — это тоже особый период. Все предшествующие годы он
физиологически отставал в развитии от девочки (Г.Н. Г алаухова). Однако, у
шестилетнего воспитанника возможности организма создают условия для
того, чтобы он не только догнал девочку по показателям развития, но более
того, к переходу в школу заметно опередил ее по ряду показателей. Это
связано с тем, что лидирующие позиции в его развитии начинают занимать
самосознание и интеллект. Овладев в старшей группе общей программой
дошкольного образования (обобщив представления, накопленные за три
года), ему открываются «границы» его собственных знаний и бесконечность
познания мира в разных направлениях. При этом специфика мальчика
такова, что он сосредотачивается лишь на том, что для него значимо,
8
интересно, в чем он видит смысл своей деятельности (Т.П. Хризман).
Важной особенностью воспитанника данной группы является овладение
учебной деятельностью. Он готов обучаться по программе взрослого, умеет
слушать и слышать педагога, вычленить учебную задачу и превратить ее в
самостоятельную цель деятельности, осуществить самоконтроль. Степень
проявления умений может быть различной: многое зависит от готовности
конкретного ребенка к новой социальной позиции — позиции школьника.
Потребность учиться вызывает у него необходимость волевого усилия,
Воспитанник достаточно хорошо овладевает родным языком.
Совершенствуется фонематический слух ребенка. Он четко и правильно
произносит все звуки, перестает смешивать звуки, близкие по звучанию,
овладевает умением определять звуковой состав слова, реже допускает
грамматические ошибки в согласовании слов, употреблении предлогов и
падежных окончаний; начинает хорошо различать все звуки родной речи,
может их правильно выделять в слове, изменять громкость и темп речи,
пользоваться средствами интонационной выразительности. Начинает
развиваться поэтический слух. К школе он приобретает достаточно большой
запас слов. Он может отвечать на вопросы развернутыми фразами, может
составить рассказ по картине, описать свои впечатления от увиденного,
повторить
содержание
сказки и др.
Рассказы
его
становятся
содержательными, связными и индивидуальными. Для выделения главных
моментов рассказа и уточнения логики излагаемых событий ребенок
использует модель повествовательного или описательного рассказов, но
может преднамеренно изменить ее, чтобы придать рассказу неповторимость.
У него появляется устойчивый интерес к произведениям определенного
жанра, обнаруживаются художественно-творческие способности; его опыт
самостоятельного придумывания загадки, стихотворения, сказки по аналогии
со знакомым сюжетом значительно расширяется.
Возрастные особенности дошкольников определили насыщенность
учебного материала Программы игровыми заданиями. «Стихия ребенка игра», поэтому основной принцип программы - играя обучать. Обучая
дошкольников при помощи игры, необходимо стремиться к тому, чтобы
радость от игровой деятельности постепенно переросла в радость учения. На
занятиях
используются
загадки,
считалки,
ребусы,
головоломки,
занимательные задачи математического содержания.
На изучение каждой темы отводится количество занятий, необходимое
для ее полного усвоения, при этом учитывается содержание и степень
сложности материала.
Наглядные пособия, раздаточный материал, рабочие тетради служат как
для объяснения нового материала, так и для контроля за пониманием детьми
всех тем программы. Такие задания, как срисовывания, дорисовывания,
сравнение предметов по признакам проводятся по образцу.
9
Основными методами, используемыми в период подготовки детей к
обучению чтению и математике в школе, являются практический метод,
метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в
различном сочетании друг с другом, но ведущим остается практический
метод, позволяющий дошкольникам усваивать и осмысливать материал,
проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами,
моделями, зарисовывая, раскрашивая и т.д.
Под руководством педагога дети применяют те или иные способы
наглядного доказательства: метод сопоставления, сравнения, приемы
наложения, измерения.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с
учителем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, работать с
раздаточным материалом (счетным и геометрическим, разрезной азбукой)
пользоваться тетрадью.
1.2.
Планируемые результаты.
Целевые ориентиры на этапе завершения дополнительного образования:
На основании требований, изложенных в основных документах
дошкольного
и
начального
общего
образования
(Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного и Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
начального
общего
образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый
класс.
-ребенок овладевает основными культурными способами деятельности,
проявляет
инициативу
и
самостоятельность
в
игре,
общении,
конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать
себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому
себе,
обладает
чувством
собственного
достоинства.
Активно
взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных
играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет
свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать
конфликты;
- ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и
видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым
правилам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать
свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей,
чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,
может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки
грамотности;
10
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен,
вынослив, владеет основными произвольными движениями, может
контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным
нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила
безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам
людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую
картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о
природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с
произведениями
детской
литературы,
обладает
элементарными
представлениями из области живой природы, естествознания, математики,
истории и т.п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои
знания и умения в различных видах деятельности.
Планируемые результаты освоения Программы
Модуль «Подготовка к обучению грамоте».
К концу курса дети:
— Владеют понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение», знают
названия букв.
— Различают гласные, твердые и мягкие согласные.
— Правильно ставят ударение в знакомых словах.
— Плавно читают целыми словами, отвечают на вопросы по тексту.
— Составляют из букв разрезной азбуки слова.
— Обсуждают нравственные стороны поступков людей;
— Участвовать в коллективных разговорах;
— Использовать принятые нормы вежливого речевого общения.
Модуль «Формирование элементарных математических представлений»
К концу курса дети:
— различают числа от 0 до 10 и их графическое изображение;
— ведут порядковый счет в пределах 20;
— различают состав чисел первого десятка;
— отличают предшествующее число от последующего числа, различают
соседей числа;
— разграничивают понятия: слева, справа, вверху, внизу, ближе, дальше,
близко, далеко, рядом, высоко, низко, глубоко;
11
— отличают геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат,
прямоугольник, овал, многоугольник, ромб;
— различают вершины, стороны, углы фигур;
— видят основные цвета и их оттенки;
— называют стороны и углы клетки;
— видят строчку и столбик в тетради в клетку (0,7 см);
— различают временные части суток: утро, день, вечер, ночь;
— называют названия дней недели;
— называют названия месяцев и времен года;
— различают знаки +, -, =, >,< и правильно их используют;
— понимают направление движения: слева направо, справа налево, сверху
вниз, снизу
вверх, вперед, назад, в том же направлении, в
противоположном направлении.
В конце курса организуются итоговые занятия с детьми и открытые
просмотры занятий по каждому модулю для родителей.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
2.1.
Описание образовательной деятельности
модуля «Подготовка к обучению грамоте».
Методическая основа модуля.
- одновременное изучение парных по твердости и мягкости согласных
звуков;
- непременное усвоение детьми слогов типа СГ (условно называемых
слияниями), а также овладение плавным слоговым чтением;
- применение оригинальных схем-моделей разнотипных слогов и слов,
помогающих детям в усвоении реально существующих в языке соотношений
между звуковой и графической формами слов;
- использование цветовых сигналов при обозначении звуков, изучении
их главных свойств и признаков;
- предоставление детям системы увлекательных игр и упражнений со
звуками, буквами, словами, которые помогут усвоить программу;
- развитие зрительного, тактильного, фонематического восприятия,
оптико-пространственного представления;
- формирование у детей ведущих видов речевой деятельности —
говорения и слушания, чтения и письма.
12
Этапы изучения буквы
Основное направление:
От
звука
к
букве
(устанавливается
ассоциация
между
слухопроизносительным образом звука и зрительным образом буквы).
Следуя онтогенетическому принципу обучения, «идут» от целостного образа
буквы к расчлененному (от синтеза к анализу), от крупных единиц к мелким
(сначала изучают заглавные потом строчные).
Для того чтобы ребенок прочно усвоил буквы, он должен пройти
следующие этапы их изучения.
№ п/п
1
2
3
4
5
6
Наименование
Содержание
Изучаемый звук должен находиться в
Выделение
изучаемого звука из сильной позиции, то есть в начале слова в
ударном слоге (желательно без стечения
слов.
согласных).
Дети знакомятся с тем, что звук можно
Называние буквы.
обозначить графически, то есть буквой.
При этом буквы обязательно называются
твердыми звуками, например звук [с]
обозначается буквой С, а не ЭС или СЭ.
Знакомство
с Предлагается буква, написанная простым
печатной
буквой. шрифтом среднего размера в черно-белом
Демонстрация буквы. варианте. На начальных этапах изучения
буквы желательно использовать именно
черно-белый вариант, чтобы ребенок не
отвлекался на цвет. Позднее, когда буква
усвоена, для чтения можно использовать
буквы любых цветов.
Подбор зрительного Дети сравнивают букву с реальными
фигурками,
цифрами,
образа
к
букве предметами,
животными, людьми и т.п.
(вариант ребенка).
Важно, чтобы ребенок самостоятельно
представил образ буквы.
Благодаря графическому образу дети легче
Сопоставление
особенности
печатной буквы с запоминают характерные
графическим образом буквы. Важно, чтобы педагог предлагал
вариант графического образа уже после
(вариант педагога).
того, как ребенок представил свой.
Данные стихи дают целостное описание
Предлагается
зрительного образа. Можно предложить
стихотворное
детям эти строчки для заучивания наизусть.
описание
графического образа
буквы.
13
7
8
9
10
Анализ буквы.
Дети определяют следующее:
- из каких элементов состоит буква;
- из скольких элементов состоит буква;
- как расположены эти элементы в
пространстве.
Знакомство
с - обведение буквы пальцем по гладкой
поверхности;
траекторией
движений
при - обведение буквы по трафарету;
- обведение буквы по контуру;
написании буквы.
- запись буквы в воздухе;
- запись буквы мокрым пальцем на доске,
на стекле, на песке и др.
- письмо буквы на ладони, на спине
(дермолексия).
Дидактические игры.
Автоматизация
звукобуквенных
связей.
Работа в тетрадях
Самостоятельное
написание печатной
буквы.
2.2. Описание образовательной деятельности
модуля «Формирование элементарных математических
____________________ представлений»____________________
№ п/п
Наименование
Содержание
1.
Количество и счет.
• дети знакомятся с числами от 0 до 20,
• учатся писать цифры в клетке (0,7 см) (печатные цифры).
• считают в пределах 20, используя
порядковые
числительные
(первый,
второй).
• учатся сопоставлять число, цифру и
количество предметов от 1 до 20.
• считают двойками до 20 и тройками до
21.
• сравнивают числа - соседи.
• знакомятся
с понятиями:
больше,
меньше, одинаковое количество.
• преобразуют неравенство в равенство и
наоборот.
• узнают основные математические знаки
+, -, =, <, >, учатся их писать и
применять при решении примеров и
14
•
•
2.
Величина.
•
•
•
•
•
•
3.
Ориентировка в
пространстве
•
•
•
•
задач.
учатся правильно читать записанные
примеры, равенства, неравенства.
придумывают задачи по рисункам,
решают их с опорой на наглядный
материал.
решают задания творческого характера.
дети учатся сопоставлять предметы по
различным признакам.
активно используют в своей речи слова:
большой, маленький, больше, меньше,
одинакового размера; длиннее, короче,
одинаковые по длине; выше, ниже,
одинаковые по высоте; уже, шире,
одинаковые по ширине; толще, тоньше,
одинаковые по толщине; легче, тяжелее,
одинаковые по весу; одинаковые и
разные по форме; одинаковые и разные
по цвету.
учатся сравнивать предметы, используя
методы наложения, прием попарного
сравнения, и выделять предмет из
группы предметов по 2 - 3 признакам.
находят в группе предметов «лишний»
предмет.
кроме того, у детей развивается глазомер
(сравнение предметов на глаз)
дети определяют положение предметов в
пространстве (слева, справа, вверху,
внизу);
направление движения: слева направо,
справа налево, сверху вниз, снизу вверх,
вперед, назад, в том же направлении, в
противоположном
направлении;
усваивают понятия: далеко, близко,
дальше, ближе, высоко, низко, рядом.
учатся определять свое положение среди
окружающих
предметов,
усваивают
понятия:
внутри,
вне,
используя
предлоги: в, на, над, под, за, перед,
между, от, к, через.
учатся ориентироваться на листе бумаги,
в строчке и в столбике клеток.
15
4.
5.
6.
Ориентировка во
времени.
• дети знакомятся с понятиями: год,
месяц, день недели, время года, время
суток.
• знакомятся с весенними, летними,
осенними, зимними месяцами.
• учатся определять, какой день недели
был вчера, позавчера, какой сегодня,
какой будет завтра и послезавтра.
• используют в речи понятия: долго,
дольше, скоро, скорее, потом, быстро,
медленно, давно.
Г еометрические
• дети
знакомятся
с
такими
фигуры.
геометрическими
фигурами,
как
треугольник, квадрат, прямоугольник,
круг, овал, многоугольник.
• показывают и называют стороны, углы,
вершины фигур.
• сравнивают
фигуры,
чертят
геометрические фигуры в тетради.
• классифицируют фигуры по 1 - 3
признакам (форма, размер, цвет).
Графические работы. • дети учатся штриховать и раскрашивать.
Они рисуют точки, узоры, чертят
прямые и наклонные палочки, кривые и
ломаные линии в тетрадях в клеточку
(0,7 см).
• выполняют графические диктанты.
• срисовывают различные предметы по
клеточкам и точкам и дорисовывают
недостающие части предметов.
7.
Конструирование.
8.
Логические задачи.
• дети, используя
счетные палочки,
проволочку,
складывают
геометрические фигуры, цифры, буквы,
предметы, картинки.
• дошкольники находят логические связи
и закономерности.
• выделяют
в
группе
предметов
«лишний» предмет, не подходящий по 1
- 3 признакам.
• продолжают логический ряд предметов.
• группируют предметы по 1 - 3
признакам.
16
• на занятиях развивается воображение
ребенка (дорисуй рисунок, найди и
исправь ошибку художника).___________
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
3.1.
Модули курса
Обучение
грамоте
Развитие
элементарных
математических
представлений
3.2.
Учебный план курса «Подготовка детей к школе»
Возраст
Колво
групп
Кол-во
обучающих
ся (в 3-х
группах)
до 25 чел.
Колво
часов
в
месяц
4
Кол-во
часов за
период
обучени
я
35
5-7лет
3
30 мин.
5-7лет
3
до 25 чел.
4
35
30 мин.
Продол
жительн
ость
занятия
Расписание дополнительной платной образовательной
деятельности по курсу «Подготовка к школе»
Г руппа
Дни недели
Понедельник
Г руппа № 1 (дети 6-7 лет)
Группа № 2 (дети 6-7 лет)
Пятница
9.00-9.30
Обучение грамоте
9.40-10.10
РЭМП
9.50-10.20
Обучение грамоте
10.30-11.00
РЭМП
Группа № 3 (дети 6-7 лет)
9.40-10.10
Обучение грамоте
10.20-10.50
РЭМП
17
3.3.
Учебно-тематическое планирование.
Учебно-тематический план модуля: «Подготовка к обучению грамоте»
№
п/п
1
Тема
Звук
Аа
[а] и буква
2
Звук [у] и буква
Уу
3
Звук [о] и буква
Оо
4
Звук [и] и буква
Ии
5
Звук [т] и буква
Тт
6
Повторение
закрепления
пройденного.
и
Ознакомление
с
артикуляцией
звука
[а].
Формирование умений узнавать звук [а] в ряду
гласных звуков, ударный начальный звук [а] в словах.
Знакомство с буквойАа. Конструирование и
печатанье буквы А. Формировать умения узнавать
букву А в словах.
Ознакомление
с
артикуляцией
звука
[у].
Формирование умений узнавать звук
[у] в ряду
гласных звуков, ударный начальный звук [у] в словах.
Знакомство с буквой Уу. Конструирование и
печатанье буквы У. Формировать умения узнавать
букву У в словах. Составление и чтение слияние АУ,
УА.
Ознакомление
с
артикуляцией
звука
[о].
Формирование умений узнавать звук
[о] в ряду
гласных звуков, ударный начальный звук [о] в словах.
Знакомство с буквой Оо. Конструирование и
печатанье буквы О. Формировать умения узнавать
букву О в словах. Составление и чтение слияние АО,
ОА, УО, ОУ.
Ознакомление
с
артикуляцией
звука
[и].
Формирование умений узнавать звук
[и] в ряду
гласных звуков, ударный начальный звук [и] в словах.
Знакомство с буквой Ии. Конструирование и
печатанье буквы И. Формировать умения узнавать
букву И в словах. Составление и чтение слияние АИ,
ИА, ИУ, УИ, ИО, ОИ.
Ознакомление
с
артикуляцией
звука
[т].
Формирование навыка выделения конечного и
начального звука [т] из слов. Формирование умения
подбирать слова, заканчивающиеся
звуком [т].
Формирование
умения
подбирать
слова,
начинающиеся со звука [т]. Формирование умения
делить двусложные слова (тата, тото)на слоги.
Знакомство с
буквой Тт. Конструирование и
печатанье буквы Т. Чтение обратных и прямых слогов
с буквой Т. Чтение двусложных слов с буквой Т.
Узнавание буквы Т в словах. Ознакомление с
правилом «Имена людей и клички животных пишутся
с большой буквы».
Подбор слов на заданные звуки. Синтез и анализ
слогов из двух звуков. Слоговый анализ двусложных
слов. Составление и чтение слогов и слов из
пройденных букв. Формирование умения различать
правильно и неправильно написанные буквы.
18
Всего
занятий
1
1
1
1
1
1
7
Звук [п] и буква
Пп
8
9
Звук [н] и буква
Нн
Звуки [м] и буква
Мм
10
Звуки [к] и буква
Кк
11
Повторение
закрепление
пройденного.
и
Закрепление знания правила «Имена людей и клички
животных пишутся с большой буквы».
Ознакомление
с
артикуляцией
звука
[п].
Формирование навыка выделения конечного и
начального звука [п] из слов. Формирование умения
подбирать слова, заканчивающиеся
звуком [п].
Формирование
умения
подбирать
слова,
начинающиеся со звука [п]. Формирование умения
делить двусложные слова (папа) на слоги. Знакомство
с буквойПп. Конструирование и печатанье буквы П.
Чтение обратных и прямых слогов с буквой П.
Чтение двусложных слов с буквой П. Узнавание
буквы П в словах.
Ознакомление
с
артикуляцией
звука
[н].
Формирование навыка выделения конечного и
начального звука [н] из слов. Формирование умения
подбирать слова, заканчивающиеся
звуком [н].
Формирование
умения
подбирать
слова,
начинающиеся со звука [н]. Формирование умения
делить двусложные слова (Нина, Ната, нота) на
слоги. Знакомство с буквойНн. Конструирование и
печатанье буквы Н. Чтение обратных и прямых
слогов с буквой Н. Чтение двусложных слов с буквой
Н. Узнавание буквы Н в словах.
Ознакомление
с
артикуляцией
звука
[м].
Формирование навыка выделения конечного и
начального звука [м] из слов. Формирование умения
подбирать слова, заканчивающиеся звуком [м].
Формирование
умения
подбирать
слова,
начинающиеся со звука [м]. Формирование умения
делить двусложные слова (мама, Тома, Тима, пима)
на слоги. Знакомство с буквой Мм. Конструирование
и печатанье буквы М. Чтение обратных и прямых
слогов с буквой М. Чтение двусложных слов с
буквой М. Узнавание буквы М в словах.
Формирование понятия о предложении.
Ознакомление
с
артикуляцией
звука
[к].
Формирование навыка выделения конечного и
начального звука [к] из слов. Формирование умения
подбирать слова, заканчивающиеся
звуком [к].
Формирование
умения
подбирать
слова,
начинающиеся со звука [к]. Формирование умения
делить двусложные слова (маки, мука, кати) на
слоги. Буква Кк. Конструирование и печатанье буквы
К. Чтение обратных и прямых слогов с буквой К.
Чтение односложных и двусложных слов с буквой К.
Узнавание буквы К в словах.
Совершенствовать навыков звуко - буквенного
анализа (умение вставлять недостающую букву в
слове). Совершенствовать умение подбирать слова,
начинающиеся с заданных звуков. Формирование
умения определять место заданного звука в слове.
19
1
1
1
1
1
Совершенствование умения различать правильно и
неправильно написанные буквы. Совершенствование
навыка чтения слогов, слов, предложений с
пройденными буквами.
12
13
14
15
16
Ознакомление с артикуляций звуков [б ], [б’].
Формирование понятий о твёрдости и мягкости,
Звуки [б ], [б’] и глухости и звонкости согласных звуков. Выделение
начальных звуков [б] и [б’]. Подбор слов,
буква Бб
начинающихся со звуков [б] и [б’]. Звуковой анализ
слогов со звуками
[б] и [б’]. Буква Бб.
Конструирование и печатанье буквы Б. Чтение
односложных идвусложных слов с буквой Б.
Узнавание буквы Б в словах.
Ознакомление с артикуляций звуков [д], [д’].
Закрепление понятий о твёрдости и мягкости,
глухости и звонкости согласных звуков. Выделение
Звуки [д ], [д’] и
начальных звуков [д] и [д’]. Подбор слов,
буква Дд
начинающихся со звуков [д] и [д’]. Звуковой анализ
слогов со звуками
[д] и [д’]. Буква Дд.
Конструирование и печатанье буквы Д. Чтение
односложных и двусложныхслов с буквой
Д.
Узнавание буквы Д в словах. Узнавание наложенных
и «зашумлённых» изображений пройденных букв.
Ознакомление с артикуляций звуков [г], [г’].
Звуки [г], [г’] и
Закрепление понятий о твёрдости и мягкости,
буква Гг
глухости и звонкости согласных звуков. Выделение
начальных звуков [г] и [г’]. Подбор слов,
начинающихся со звуков [г] и [г’]. Звуковой анализ
слогов со звуками
[г] и [г’]. Буква Гг.
Конструирование и печатанье буквы Г. Чтение
односложных и двусложных слов с буквой Г.
Узнавание буквы Г в словах. Формирование понятия
предложения.
Упражнения в различии звуков [к] - [г]. Узнавание
Повторение
и буквы Г в словах. Закрепление понятий о твёрдостимягкости и звонкости-глухости согласных звуков.
закрепление
Упражнение в подборе данных звуковых схем к
пройденного.
словам. Упражнение в чтении предложений с
пройденными буквами.
Звуки [ф], [ф’] и Ознакомление с артикуляций звуков [ф], [ф’].
Закрепление понятий о твёрдости и мягкости,
буква Фф
глухости и звонкости согласных звуков. Выделение
начальных звуков [ф] и [ф’] из слов. Подбор слов,
начинающихся со звуков [ф] и [ф’]. Звуковой анализ
слогов со звуками
[ф] и [ф’]. Упражнение в
выделении начальных звуков из слов и их
соотнесение с соответствующими буквами. Буква Фф.
Конструирование и печатанье буквы Ф. Чтение
20
1
1
1
1
1
17
Звуки [в], [в’] и
буква Вв
18
Повторение
закрепление
пройденного.
и
19
Звуки [х], [х’] и
буква Хх
20
21
22
Звуки [ы] и буква
Ы
Звуки [с], [с’] и
буква Сс
Звуки [з], [з’] и
односложных и двусложных слов с буквой Ф.
Узнавание буквы Ф в словах. Закрепление понятия о
предложении.
Ознакомление с артикуляций звуков [в], [в’].
Закрепление понятий о твёрдости и мягкости,
глухости и звонкости согласных звуков. Выделение
начальных звуков [в] и [в’] из слов. Подбор слов,
начинающихся со звуков [в] и [в’]. Звуковой анализ
слогов со звуками
[в] и [в’]. Упражнение в
выделении начальных звуков из слов и их
соотнесение с соответствующими буквами. Буква Вв.
Конструирование и печатанье буквы В. Чтение
обратных и прямых слогов с буквой В. Чтение слов с
буквой В. Узнавание буквы В в словах.
Совершенствование навыка звукового анализа
трехзвучных слов. Упражнение в узнавании букв в
условиях наложения. Упражнение в определении
места звуков [в] и [в’] в словах. Упражнения в
различии звуков [в] и [ф]. формирование навыка
решения кроссворда.
Ознакомление с артикуляций звуков [х], [х’].
Закрепление понятий о твёрдости и мягкости,
глухости и звонкости согласных звуков. Выделение
звуков [х] и [х’] из слов. Подбор слов, начинающихся
со звуков [х] и [х’]. Звуковой анализ слогов со
звуками [х] и [х’]. Упражнение в различии звуков [х]
и [к] в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях.
Упражнение в выделении начальных звуков из слов и
их соотнесение с соответствующими буквами. Буква
Хх. Конструирование и печатанье буквы. Чтение
обратных и прямых слогов с буквой Х.
Ознакомление с артикуляций звуков [ы]. Упражнение
в узнавании звука [ы] в ряду звуков, слогов, слов.
Упражнение в различии звуков [ы] и [и] в словах.
Упражнение в делении данных слов на слоги.
Ознакомление с буквой Ыы. формирование навыка
чтения слогов, слов, предложения с новой буквой.
Формирование навыка печатания буквы Ы, слогов и
слов с ней. Совершенствование навыка звукового
анализа трехзвучных слов.
Ознакомление с артикуляций звуков [с], [с’].
Закрепление понятий о твёрдости и мягкости,
глухости и звонкости согласных звуков. Выделение
звуков [с] и [с’] из слов. Подбор слов, начинающихся
со звуков [с] и [с’]. Звуковой анализ слогов со
звуками [с] и [с’]. Упражнение в определении места
звука [с] в словах. Конструирование и печатанье
буквы С. Чтение обратных и прямых слогов с буквой
С. Упражнение в определении начальных звуков в
словах. Упражнение в делении данных слов на слоги.
Ознакомление с артикуляций звуков [з], [з’].
Закрепление понятий о твёрдости и мягкости,
21
1
1
1
1
1
1
буква Зз
23
24
25
26
27
28
29
Звук [ш] и буква
ТТТттт
Звук [ж] и буква
Жж
Повторение
и
закрепление
пройденного.
Звук [э] и буква
Ээ
Звук [j] и буква
Йй
Буква Е, Ё
Буква Ю, Я
глухости и звонкости согласных звуков. Выделение
звуков [з] и [з’] из слов. Подбор слов, начинающихся
со звуков [з] и [з’]. Звуковой анализ слогов со звуками
[з] и [з’]. Упражнение в определении места звука [з] в
словах. Буква Зз. Конструирование и печатанье буквы
З. Чтение слогов, слов, предложений с буквой З.
Закрепление понятия о предложении.
Ознакомление
с
артикуляций
звука
[ш].
Формирование умения выделять этот звук из ряда
звуков, слогов, слов, определять его место в слове,
различать его со звуком [с].Ознакомление с буквой
ТТТттт. Формирование навыка чтения слогов, слов и
предложений с этой буквой. Формирование умения
конструировать и печатать новую букву.
Ознакомление
с
артикуляций
звука
[ж].
Формирование умения выделять этот звук из ряда
звуков, слогов, слов, определять его место в слове.
Ознакомление с буквой Жж. Формирование навыка
чтения слогов, слов и предложений с этой буквой.
Формирование умения конструировать и печатать
новую букву. Совершенствования навыка узнавания
пройденных букв в условиях наложения или
«зашумления».
Дифференциация звуков [ш]- [с] - [ж] - [з] в словах.
Совершенствование навыков звукового и слогового
анализа слов. Совершенствование навыка чтения слов
и предложений с пройденными буквами.
Ознакомление с артикуляций звука [э]. Упражнение в
узнавании звука [э] в ряду звуков, слогов, слов.
Упражнение делении данных слов на слоги.
Ознакомление с буквой Ээ. Формирование навыка
чтения слогов, слов и предложений с новой буквой.
Формирование навыка печатания буквы Ээ, слогов и
слов с ней. Совершенствование навыка звукового
анализа трехзвучных слов. Формирование умения
конструировать и печатать новую букву.
Ознакомление с артикуляций звукаЦ]. Закрепление
представлений о твёрдости-мягкости, глухостизвонкости согласных звуков. Упражнение в узнавании
звукаЦ] в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях.
Упражнение делении данных слов на слоги.
Ознакомление с буквой Йй. Формирование навыков
конструирования и печатания новой буквы, чтения
слов и предложений с ней.
Ознакомление с буквой Ее и Ёё. Формирование
навыков конструирования и печатания новой буквы,
чтение
слов
и
предложений
с
ней.
Совершенствование навыков слогового анализа слов
и анализа предложений.
Ознакомление с буквой Юю и Яя. Формирование
навыков конструирования и печатания новой буквы,
чтение
слов
и
предложений
с
ней.
22
1
1
1
1
1
1
1
30
31
32
33
34
Звук
Цц
Звук
Чч
[ц] и буква
[ч] и буква
Звук [щ] и буква
Щщ
Звуки [л], [л’] и
буква Лл
Звуки [р], [р’] и
буква Рр
Совершенствование навыков слогового анализа слов
и анализа предложений.
Ознакомление
с
артикуляций
звука
[ц].
Формирование умения выделять этот звук из ряда
звуков, слогов, слов, определять его место в слове,
различать его со звуками [с] и [т’]. Закрепление
понятий о твёрдости и мягкости, глухости и
звонкости согласных звуков. Совершенствовать
навыки звукового анализа слов. Ознакомление с
буквой Цц. формирование навыка чтения слогов, слов
и предложений с этой буквой. Формирование умения
конструировать и печатать новую
букву.
Совершенствования навыка узнавания пройденных
букв в условиях наложения или «зашумления».
Ознакомление
с
артикуляций
звука
[ч].
Формирование умения выделять этот звук из ряда
звуков, слогов, слов, определять его место в слове,
различать его со звуками [с’] и [т’]. Закрепление
понятий о твёрдости и мягкости, глухости и
звонкости согласных звуков. Совершенствовать
навыки звукового анализа слов. Ознакомление с
буквой Чч. формирование навыка чтения слогов, слов
и предложений с этой буквой. Формирование умения
конструировать и печатать новую
букву.
Совершенствования навыка узнавания пройденных
букв в условиях наложения или «зашумления».
Ознакомление
с
артикуляций
звука
[щ].
Формирование умения выделять этот звук из ряда
звуков, слогов, слов, определять его место в слове,
различать его со звуками [с’] и [т’]. Закрепление
понятий о твёрдости и мягкости, глухости и
звонкости согласных звуков. Совершенствовать
навыки звукового анализа слов. Ознакомление с
буквой Щщ. формирование навыка чтения слогов,
слов и предложений с этой буквой. Формирование
умения конструировать и печатать новую букву.
Совершенствования навыка узнавания пройденных
букв в условиях наложения или «зашумления».
Ознакомление с артикуляций звуков [л] и [л’].
Закрепление
понятий
о твёрдости-мягкости,
глухости-звонкости согласных звуков. Формирование
навыка узнавания звуков [л] и [л’] в ряду звуков,
слогов, слов, в предложениях. Совершенствование
навыков звукового и слогового анализа слов.
Ознакомление с буквой Лл. Формирование навыков
конструирования и печатания новой буквы, чтение
слов и предложений с ней.
Ознакомление с артикуляций звуков [р] и [р’].
Закрепление
понятий
о твёрдости-мягкости,
глухости-звонкости согласных звуков. Формирование
навыка узнавания звуков [р] и [р’] в ряду звуков,
слогов, слов, в предложениях. Совершенствование
23
1
1
1
1
1
35
Буква Ь,Ъ.
Педагогическая
диагностика
навыков звукового и слогового анализа слов.
Ознакомление с буквой Рр. Формирование навыков
конструирования и печатания новой буквы, чтение
слов и предложений с ней.
Ознакомление с буквой Ь и Ъ. Формирование понятие
о том, что эта буква не обозначает звука.
Формирование навыка печатания и конструирования
новой буквы, чтение слов и предложений с ней.
Открытое занятие для родителей
Выявление уровня усвоения детьми программного
материала
Итого
1
35
Учебно-тематическое планирование модуля:
«Формирование элементарных математических представлений»
№
1-2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Тема занятия
Всего
занятий
Числа от 0 до 10. Ноль. Ориентировка на листе в клеточку. Логические
2
задачи (классификация предметов по признакам). Сравнение предметов по
длине, высоте.
Число и цифра 1.Прямой и обратный счет в пределах 10. Логические задачи
1
(продолжение логического ряда). Понятия: слева, справа, вверху, внизу.
Понятие «пара».
Число и цифра 2 .Порядковый счет в пределах 10.. Ориентировка в тетради в
1
клеточку (0,7 см). Конструирование из палочек. Знакомство со знаками
«больше», «меньше», «равно». Графические работы (штрихование и
раскрашивание).
Число и цифра 3. Счет в пределах 10. Равенство. Неравенство.
1
Геометрические фигуры.
Число и цифра 4.Счет в пределах 10. Ориентировка в кабинете по словесной
1
инструкции. Графические работы (рисование по памяти). Конструирование
из палочек, проволочек. «Засели дома», «Кто лишний?»
Число и цифра 5.Счет в пределах 10. Сколько всего? Логические задачи
1
(классификация предметов по признакам). Конструирование из палочек,
проволочек.
Число и цифра 6. Счет в пределах 10. Графические работы (рисование
1
узоров по клеточкам). Конструирование из палочек, проволочек. «Засели
дома»
Число и цифра 7. Счет в пределах 10. Соседи числа. Каждой цифре - своё
1
место. Графические работы (рисование по памяти). Конструирование из
палочек, проволочек.
Число и цифра 8.Счет в пределах 10. Сравнение групп предметов (больше,
1
меньше, одинаковое количество). Направления движения: слева направо,
справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад. Графический диктант
по клеточкам. Конструирование из палочек, проволочек. Знак «плюс»
Число и цифра 9. Счет в пределах 10. Знак «минус». Логические задачи
1
(ребусы). Графические работы (срисовывание предметов по клеточкам и
точкам).
24
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Число 10. «Увеличить на.», «Уменьшить на..» Ориентировка в кабинете по
словесной инструкции. Графические работы (дорисовывание недостающих
частей предметов). Конструирование из проволочек.
Счёт от 1-10. Решаем примеры. Логические задачи (головоломки).
Графические работы (штриховка и раскрашивание узоров).
«Фигурки спрятались». Вверх, вниз, направо, налево. Сравни, найди
отличия. Графические работы (дорисовывание недостающей части
предметов).
Логические задачи. Графические работы (графический диктант по
клеточкам). «Каждой цифре - своё место». Работа с проволочкой.
«Кто самый внимательный?» Графические работы (штрихование и
раскрашивание). Конструирование из палочек, проволочек.
. Времена года, стороны света, части суток. Группа предметов. Нахождение в
группе предметов «лишнего». Логические задачи (задачи на развитие
внимания, памяти). Графические работы.
Закономерности. Ориентировка в пространстве, использование предлогов: в,
на, над, под, за, перед, между, от, к. Графические работы (рисование по
памяти), графический диктант. Конструирование из палочек, проволочек.
Логические задачи (продолжение логического ряда). Графические работы
(дорисовывание недостающих частей предмета).
Логические задачи. Ориентировка в пространстве, понятия: в том же
направлении, в противоположном направлении. Графические работы
(графический диктант). Конструирование из палочек.
Закономерности. Подбор и группировка предметов по 1 - 2 признакам.
Логические задачи (игры, развивающие логическое мышление). Графические
работы (штриховка и раскрашивание узоров).
Логические задачи. Формирование понятий: вчера, сегодня, завтра,
послезавтра, позавчера. Конструирование из палочек. Графические диктанты
(рисование узоров на слух по клеточкам).
«Найди пару». Радуга и ноты. Ориентирование во времени: название дней
недели. Логические задачи (нахождение отличий у двух одинаковых
картинок). Графические работы (штриховка и раскрашивание).
Счёт от 0-20. Логические задачи (задания на развитие внимания, памяти).
Конструирование из палочек. Графические работы (рисование по памяти).
«Что изменилось?» Ориентировка во времени: названия месяцев (первый январь, второй - февраль...). Логические задачи (нахождение «лишнего»
предмета). Графические работы (графический диктант по клеточкам).
Счёт от 0-20. Формирование представлений: утро, день, вечер, ночь. Подбор
и группировка предметов по 1 - 2 признакам. Конструирование из
проволочек. Графические работы (срисовывание предметов по точкам).
Логические задачи. Конструирование из палочек. Графические работы
(дорисовывание недостающей части предметов).
Логические задачи. Графические работы (рисование узоров по клеточкам).
Отрезок, луч, прямая.
Числа от 0 до 20. прямой и обратный счет. Сравнение предметов. Решение
задач. Графические работы (графический диктант). Круг, овал.
Педагогическая диагностика
Чему мы научились? Итоговое занятие.
Итого:
1
2
1
2
1
1
1
2
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
35
25
3.4.
Учебно-методическое обеспечение Программы.
Учебно-методическое обеспечение модуля
«Подготовка к обучению грамоте»
Учебно
— Парциальная программа Н.В. Нищевой «Обучение
методическое
грамоте детей дошкольного возраста»;
сопровождение
— Н.В.
Нищева
«Развитие
фонематических
процессов и навыков зву4укового анализа и
синтеза у старших дошкольников»;
— Н.В. Нищева «Совершенствование навыков
слогового анализа и синтеза у старших
дошкольников»;
— Н.В. Нищева. Книга для обучения дошкольников
чтению «Мой букварь»;
— Т.В. Денисова. Книга для чтения к обучающему
пособию «Мой букварь»
Рабочие тетради, пеналы, разрезная азбука
Оборудование
Слоговые таблицы; таблицы для чтения, картинки Наглядные пособия
образы букв, схема для слияния букв
Раздаточный
Поисковые таблицы слов, разрезная азбука, рабочие
тетради, слоговые таблицы
материал
ИКТ
Обучающие презентации
Технические
Ноутбук, проекционное оборудование
средства
Учебно-методическое обеспечение модуля «Развитие элементарных
математических представлений»
Учебно
— Учебно - методическое пособие Л.Г. Петерсон,
методическое
Е.Е. Кочемасова «Игралочка - ступенька к
сопровождение
школе»
Рабочие тетради, пеналы, касса цифр
Оборудование
Картинки - образы цифр, картинки для составления
Наглядные пособия
задач, счетный материал,
Раздаточный
Рабочие тетради, касса цифр, счетный раздаточный
материал, пеналы с рабочими принадлежностями
материал
(карандаш, линейка, ручка, цветные карандаши
ластик и др.)
ИКТ
Обучающие презентации
Технические
Ноутбук, проекционное оборудование
средства
26
3.5.
Перечень используемой литературы.
1. Парциальная программа Н.В. Нищевой «Обучение грамоте детей
дошкольного возраста»
2. Н.В. Нищева «Развитие фонематических процессов и навыков
зву4укового анализа и синтеза у старших дошкольников»;
3. Н.В. Нищева «Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза у
старших дошкольников»;
4. Н.В. Нищева. Книга для обучения дошкольников чтению «Мой букварь»;
5. Т.В. Денисова. Книга для чтения к обучающему пособию «Мой букварь»
6. Учебно - методическое пособие Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова
«Игралочка - ступенька к школе»
27