2.8.-2.11. Развивающая предметно-пространственная среда
10.03.2023
Для подробного изучения и анализа развивающей среды в МБДОУ № 1 "Русалочка" п. Гигант приглашаем вас на экскурсию по групповым помещениям, кабинетам специалистов, залов и других помещений в ДОУ.
2.8. Содержательная насыщенность среды
10.03.2023
Образовательное пространство МБДОУ № 1 «Русалочка» п. Гигант предусматривает разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) и обеспечивает выполнение принципа «н содержательной насыщенности среды».
Развивающая предметно-пространственная среда соответствует содержанию образовательной программы и возрастным особенностям детей.
- Насыщенность среды соответствует возрастным особенностям детей и содержанию Программы;
- Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.
РППС обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, возможность двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
РППС предусматривает:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх;
-эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
-возможность самовыражения детей.
В 2022-2023 учебном году проведена работа по обновлению и обогащению развивающей предметно-пространственной среды в МБДОУ № 1 «Русалочка» п. Гигант:
Ø Обновлены патриотические уголки, в рамках смотра-конкурса «Моя Родина» в МБДОУ № 1 «Русалочка» п. Гигант в 2022 г. Уголки у группах для детей старшего дошкольного возраста дополнены материалом по реализации задач регионального компонента ООП.
Ø Обновлены экологические уголки, центры опытно-экспериментальной деятельности в группах, оранжерея в фойе детсокго сада, в процессе участия во Всероссийской уроке «Эколята – молодые защитники природы!» (сентябрь-октябрь 2022 г.) и в рамках проведения смотра-конкурса «Окно в природу» в МБДОУ № 1 «Русалочка» п. Гигант (февраль 2023 г.)
Ø Обновлены зоны экологической тропы на территории детского сада, в процессе подготовки материала к районному экологическому конкурсу «Покормите птиц зимой!» (ноябрь 2022 – январь 2023 гг)
Ø Пополнен методический материал для реализации Программы воспитания комплектом демонстрационного материала «Бабушкины сказки» (издательства «Просвещение-Союз») (февраль 2023 г.)
Ø Приобретен дополнительный комплект парадной формы для резервной команды ЮПИД в МБДОУ № 1 «Русалочка» п. Гигант, методические пособия для реализации дополнительной программы по обучению детей 3-7 лет правилам дорожной безопасности, в преддверии муниципального этапа областного смотра готовности команд ЮПИД «ЮПИД в едином строю с ЮИД» (сентябрь-октябрь 2022 г.)
Ø Доукомплектованы все возрастные группы методическим материалом по методике Д. Кюизенера «Счетные палочки».
Ø В группах оформлены «Уголки уединения», для снятия эмоционального напряжения у детей, для возможного уединения ребенка для занятия любимым делом, для проведения бесед с психологом и т.д.
2.9. Трансформируемость пространства
10.03.2023
Трансформируемость пространства - это возможность изменений предметно–пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Поэтому, при организации воспитательно-образовательной деятельности используется мобильный материал, который постоянно варьируется, видоизменяется, что позволяет обогатить сюжеты игр, разнообразить образовательное пространство группы.
Принцип трансформируемости среды в группах реализуется с помощью изменяемости в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, реализуемой образовательной программы.
Для реализации принципа трансформируемости образовательного пространства в группах МБДОУ № 1 «Русалочка» п. Гигант созданы условия:
1. В группах имеются легкие конструкции: модули, ширмы, легкие скамейки, модульная мебель (в некоторых группах и кабинетах специалистов), занавески и др. приспособления, которые можно легко изменять функционально. Эти конструкции помогают детям самостоятельно обустроить пространство, облюбовать, оборудовать или «обжить» его по своему усмотрению, построить свой маленький мирок. Это особенно касается творческих и сюжетно-ролевых игр. Возможность трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми, также может быть реализована с помощью применения раздвижных перегородок.
2. Высота мебели может меняться. Расположение столов и стульев строго не фиксируется.
3. Оформление стен и декоративные элементы постоянно сменяются.
4. Стационарное размещение игровых уголков для сюжетных игр с темами и сюжетами «Кухня», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская» строго не ограничено. Темы на уголках меняются, в зависимости от организованной деятельности.
5. Содержание игрового уголка всегда более мобильно и регулярно обновляется.
2.10. Полифункциональность материалов
10.03.2023
В МБДОУ № 1 «Русалочка» п. Гигант поддерживается принцип полифункциональности материалов воспитательно-образовательной среды, который предполагает:
• возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, мягких модулей, ширм и т. д.);
• наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.
Приведем несколько очень простых примеров, которые соответствуют понятию "полифункциональность".
Ø Развивающие панно. Вариантов использования деталей очень много! Можно нанизывать на трубочку, либо пальчик все детали, можно их использовать в образовательной деятельности. А можно всё это использовать в уголке "Хозяюшка" - кормить кукол, угощать друг друга. В группах детей младшего возраста функционируют развивающие панно – Бизиборды.
Ø Развивающие игры - вкладыши, которые очень любят дети, используются мгогопланово – полифункционально в играх с водой, с песком, с камешками, в уголке "Хозяюшка". Все игрушки и материалы ребёнок использует так, как ему этого хочется и требует его внутреннее "Я".
Ø В каждой группе есть контейнеры с заменяемыми наполнителями: песок, крупы, мелкие предметы (камешки, бусинки и д.р). Ребёнку просто необходимо всё это потрогать, исследовать, рассмотреть.
Ø В коробке с природным и бросовым материалом для ребят представлены: палочки, коряжки, баночки, камешки, ракушки, шишки, и др.
Главное, для педагога осознание того, что все игрушки и пособия должны быть полифункциональными!!! Чем больше вариантов использования одной игрушки/пособия, тем положительнее это будет сказываться на развитии ребенка.
2.11. Вариативность среды
10.03.2023
Вариативность среды предполагает наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), разнообразных материалов игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
При вариативности предметно-пространственной среды учитываются:
· возрастные особенности;
· особенности развития игровой деятельности;
· скачкообразность и неравномерность в развитии ребенка;
· особенности контингента детей группы.
В каждой возрастной группе представлено до 10 уголков (зон).
Ø Книжный уголок (в нем представлены разные жанры художественной литературы (авторские сказки, сказки разных народов, рассказы, стихотворения, быль, поэмы), малые фольклорные жанры (загадки, ребусы, пословицы, поговорки, скороговорки), а также книги энциклопедической направленности, книги для самостоятельного чтения). Все книги хорошо проиллюстрированы, что только способствует тому, что ребенок самостоятельно в свободное время может найти себе книги по интересам и по своим желаниям. Книжный уголок в группе оформлен с учетом программных требований и возрастных, психологических, гендерных особенностей детей. Созданный в группе книжный уголок способствует развитию у детей самостоятельности, инициативности, игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности.
Ø В книжном уголке, в едином пространстве, оформлен уголок продуктивной, театрализованной деятельности. Он представлен различными видами театров, атрибутами и декорациями для драматизаций.
Ø Рядом находится музыкальный уголок, ведь без музыки театр представить очень сложно. В музыкальном уголке находятся детские музыкальные инструменты, которые способствуют развитию интереса к музыке, слуха, чувства ритма, стимулируют развитие творческих способностей, приобщение к прекрасному.
Ø В каждой группе создан спортивный уголок. Здесь представлены атрибуты и спортивный инвентарь для организации подвижных, спортивных игр (как в группе, так и на улице), игр для развития мелкой моторики рук и имитации художественной гимнастики.
Ø Уголок изобразительного творчества. Создает оптимальные условия для развития ИЗО - деятельности, самостоятельности и творческой активности детей. Уголок расположен в удобном месте, и дети имеют свободный доступ к художественным и творческим материалам. Кроме материалов для изо – деятельности, здесь представлены и другие разнообразные материалы - бумага, ткань, трубочки, макаронные изделия, пшено, горох, все, что необходимо для творчества и изготовления поделок и картин. А также демонстрационный материал, наглядные пособия, изделия городецких, хохломских мастеров, гжель.
Ø Экологический уголок и центр опытно-экспериментальной деятельности. Создан для расширения знаний о природе, развития любознательности, наблюдательности, позитивного отношения к природе, воспитания бережного отношения к растениям, животным. Дети каждый день ведут наблюдения в уголке природы, ухаживают за комнатными растениями (поливают, рыхлят, пересаживают, протирают пыль), наблюдают за ростом растений, а также закрепляют знания о природе, погодных условиях, о часах, времени. Уголок экспериментирования оформлен в соответствии с программными требованиями и оборудован всем необходимым материалом для проведения определенных опытов и экспериментов. Так же здесь присутствует книги, демонстрационный материал по технике безопасности. В группах старшего дошкольного возраста ведутся дневники наблюдений на состояние погоды, за ростом и развитием растений и т.д.
Ø Уголок безопасности способствует развитию у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице. В группах оформлены мобильные уголки, их можно перенести и развернуть на столе для самостоятельных игр, на нем можно расставить знаки, организовать режиссерскую игру с фигурками. Тем самым, в игровой форме закреплять полученные знания. Также здесь находятся транспортные средства, иллюстрации транспортных средств, пособия по правилам дорожного движения.
В МБДОУ № 1 «Русалочка» п. Гигант имеется мобильный автогородок с баннером – имитацией проезжей части, макетами дорожных знаков, изготовленными своими руками макетами домов и машин.
Ø Игровая зона. Данная зона оформлена с учетом гендерных особенностей детей. Предусмотрено разделение игрового материала для девочек и мальчиков, хотя дети с удовольствием взаимодействуют друг с другом и играют в игры вместе. Девочки, чаще осваивают роль мамы, для них приготовлены куклы, коляски, одежда для кукол, кроватки, кукольные домики, парикмахерская, магазин, больница… Мальчики любят разбирать и собирать игрушки, изучать их строение, поэтому для них представлены конструкторы разной формы и размера, комплексное оборудование «Мастерская», «Парковка», Конструктор «Городок», «Военная техника», огромное количество транспортных средств разного размера и вида. По центру у нас размещены дидактические, настольные игры, головоломки, пространственные головоломки, настольно-печатные игры.
Ø Уголок уединения. Он представлен в виде отдельно оформленного пространства (палатка, зона и т.д.), которая используется ребенком в случае необходимости. Здесь ребенок может уединиться с любимой игрушкой, с игрушечным телефоном, интересной книгой или просто помечтать. Дошкольного возраста очень эмоциональны и впечатлительны, и легко подхватывают как положительные, так и отрицательные эмоции окружающих их людей. Именно поэтому в группах имеется личное пространство, место уединения, где у ребенка появляется возможность уединиться, расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, почувствовать себя защищенным.
Ø Уголок дежурных. В группах детей среднего и старшего дошкольного возраста имеется уголок дежурных по столовой, где ребята по очереди помогают младшему воспитателю накрывать на стол, и убирать после приема пищи. Уголок представлен стендом, на котором расположен график дежурства, таблица для самоанализа проделанной работы и план-схема сервировки стола. Рядом со стендом расположена вешалка с фартучками и колпачками для дежурных.