Качество образовательных условий в ДОО (психолого-педагогические условия)

22.03.2022

Качество образовательных условий в ДОО 

(психолого-педагогические условия)

Доступность среды

 

В МБДОУ № 1 «Русалочка» п. Гигант обеспечивается доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ (42 человека) и детей-инвалидов (6 человек), всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность. Имеется свободный доступ детей, в том числе детей с ОВЗ и детей - инвалидов к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности, обеспечивается исправность и сохранность материалов и оборудования.

Доступная среда в МБДОУ создает легкие и безопасные условия для наибольшего числа детей. Понимая проблемы инвалидности, «доступная» среда в МБДОУ (расположение объектов окружающего пространства для детей) создана таким образом, чтобы дети с физическими, сенсорными или интеллектуальными отклонениями могли использовать это пространство с минимальной помощью посторонних.

В МБДОУ № 1 «Русалочка» п. Гигант  в настоящее время воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья.

С 2016 г. в детском саду реализуется целевая подпрограмма Программы развития - «Доступная среда». В соответствии с чем, в ДОУ:

·         Ежегодно разрабатывается паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) (№ 2 от 09.04.2021 г.)

·         У центрального входа на калитке, в доступном месте ,установлен звонок, для вызова работника ДОУ.

·         Центральный вход в здание оборудован пандусом.

·         У входа в здание расположена сенсорная  мнемосхема плана ДОУ для инвалидов и лиц с ОВЗ.

·         В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.

·         В группах, залах и кабинетах специалистов установлены знаки для слабовидящих воспитанников.

·         Все групповые помещения, залы и кабинеты специалистов для работы с детьми-инвалидами расположены на первом этаже здания.

·         Все проходы  и дверные проемы  широкие, что позволяет осуществлять беспрепятственный доступ детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата.  

·         Доступ в здание образовательной организации частично оборудован для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ):

Материальная база МБДОУ позволяет обеспечить необходимые условия для реализации психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями:

¾    Спортивный зал оснащен оборудованием для проведения оздоровительных занятий, занятий лечебной физкультурой.

¾    Кабинет логопеда оснащен как коррекционно-развивающим, так и диагностическим оборудованием для проведения педагогического обследования.

¾    В группах, где находятся дети с ОВЗ, есть необходимое оборудование и развивающий материал.

Отдельно хочется рассказать о группах, где воспитываются дети с ОВЗ. Для детей, у которых есть нарушения в опорно-двигательной системе, особое внимание уделяется повышению двигательной активности детей. С этой целью используются специальные тренажеры, коррекционные мячи, коррекционные дорожки, массажёры, мягкие модули, сухой бассейн. Есть детям и где отдохнуть, и уединиться. Для этого имеются в группах мягкие уголки, сухой бассейн, уголок уединения.

Большое внимание уделяется развитию у детей крупной и мелкой моторики. В спортивном уголке группы имеются мячи, гимнастические палки, кегли. Вся работа построена таким образом, что коррекция проводится ненавязчиво, в процессе тех видов деятельности, которые привлекательны для дошкольников. Наши дети с удовольствием исследуют этот прекрасный мир, применяя существующие схемы знания к новым объектам и ситуациям.

Дать детям возможность для творческого роста, самовыражения, способствовать успешной социализации – необходимые задачи функционирования в группах с детьми с ОВЗ. Занимаясь с подгруппой или индивидуально в Сенсорной комнате, наш педагог-психолог помогает детским страхам «уйти в песок», а созидательному началу раскрыться. Она также помогает раскрыться разным талантам и способностям особенных малышей. Психолого-педагогическое сопровождение ориентировано на интеграцию детей с ОВЗ в детский коллектив, их физическую реабилитацию и социальную адаптацию, преодоление психологического барьера в общении со сверстниками, в том числе с детьми без патологии.

Однако: Необходимо продолжать работу по оснащению развивающей среды по направлению -  «доступная среда»:

·         Оборудовать вход в здание беспроводной системой «Вызова помощи».

·         Оборудовать парковку для инвалидов возле детского сада.

 

Безопасность предметно-пространственной среды

 

Для выполнения задач  ФГОС ДО и основной образовательной программы ДОО по развитию индивидуальности каждого воспитанника, его возможностей, уровня активности и интересов РППС должна быть: безопасной – все элементы РППС соответствуют требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, правилам пожарной безопасности.

Предметы, материалы, наполняющие помещения групп, залов и кабинетов специалистов имеют необходимые сертификационные документы, свидетельствующие о безопасности для физического здоровья детей.

При организации пространства учитывается акустическое оформление, освещение, цветовая отделка помещения. Помещения хорошо и равномерно освещаются, уровни естественного и искусственного освещения соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

Помещение группы в цветовой гамме с учётом детского восприятия, имеет эстетичное и эмоциональное радостное, позитивное воздействие на детей.

 Оборудование помещений для организации воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей деятельности с детьми соответствует росту и возрасту детей, Расположение мебели, игрового оборудования позволяет детям свободно перемещаться в пространстве.

 Функциональные размеры используемой детской мебели для сидения и столов соответствует обязательным требованиям, установленным техническими регламентами, одной группы мебели и промаркированы согласно таблице СанПиН.

Среди комнатных растений нет цветов, которые могли бы причинить вред здоровью детей.

Используются игрушки, безвредные для здоровья детей, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеющие документы, подтверждающие безопасность, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции. Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки применяются в качестве дидактических пособий.

При отборе игрушек, игр, игрового оборудования учитывались принципы оценки безопасности игровой продукции:

1. Физическая и экологическая безопасность (отсутствие запаха, острых краев; прочности деталей и окраски, наличие сертификата качества).

 2. Психофизиологическая безопасность – соответствие возрасту: соразмерность игрушки параметрам ребенка (руки, росту), возможность манипуляции, парной работы рук, координации движений.

3. Психологическая безопасность: отсутствие негативных воздействий на психическое развитие ребенка, его интеллектуальное, психоэмоциональное, социальное и эстетическое развитие.

4. Нравственно-духовная безопасность: отсутствие провоцирующих факторов для формирования негативных установок детского поведения.

Таким образом, интерьер групп и других помещений для детей включает предметы мебели и оборудования, конструкции которых обеспечивают надежность и безопасность их использования для каждого воспитанника: исключают случаи падения с высоты, выпадения с боковых поверхностей изделий, удары и ушибы в результате неустойчивости последних, травмирование об острые углы и т.п.

Окружающая среда, играющая особую роль в развитии ребенка, организована соответственно задачам воспитания. При создании предметно-развивающей, пространственной среды учитываются особенности каждой группы: возраст, состав - количество мальчиков и девочек, их индивидуальные особенности, в частности - подвижность, темперамент, склонности, интересы, особенности воспитания в семье; только в этом случае окружающая среда будет безопасной и развивающей, т.е. создание у ребенка чувство комфорта, радости, покоя, достаточности. Во время манипулирования с материалами и предметами у детей присутствует чувство уверенности, к ним приходит возрастная умелость, а вместе с ней - некоторая самостоятельность и инициативность

Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки

 

Педагоги используют оптимальные психолого-педагогические подходы , которые влияют на процесс формирования самооценки у старших дошкольников. Воспитательно-образовательный процесс в МБДОУ направлен на развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей, одной из психологических особенностей развития старшего дошкольника как личности является формирование адекватной самооценки на данном этапе взросления. На формирование самооценки влияет общение ребенка со взрослым: родителем и педагогом, поэтому педагоги выстраивают процесс взаимодействия с детьми с учетом уважения их личности, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.

Популярность ребенка в группе, его общая самооценка зависят в первую очередь от успеха, которого он добивается в совместной с детьми деятельности. Поэтому, воспитатели стараются обеспечить успех в деятельности малоактивным детям, не пользующимися значительной популярностью среди детей, это приводит к изменению их позиции и становится эффективным средством нормализации их отношений со сверстниками, повышения их самооценки, уверенности в себе.

Педагоги грамотно используют методы похвалы и порицания, т.к. дети с разной самооценкой воспринимают их по-разному. Например, дети с неадекватно завышенной самооценкой относятся как к чему-то само собой разумеющемуся. Ее отсутствие вызывает у них недоумение, тревогу, обиду, иногда раздражение и слезы. На порицание они реагируют по-разному. Одни дети игнорируют критические замечания в свой адрес, другие отвечают на них повышенной эмоциональностью. Некоторых детей одинаково привлекают и похвала и порицание, главное для них – быть в центре внимания взрослого. Дети с неадекватно завышенной самооценкой нечувствительны к неудачам, им свойственны стремление к успеху и высокий уровень притязаний.

В формировании положительной самооценки и Я-концепции педагог помогает ребенку преодолеть чувства страха, гнева, ревности; добивается, чтобы его воспитанники чувствовали себя ответственными за свое поведение, относится с уважением ко всем членам семьи ребенка.

Воспитатель способствует формированию позитивной Я-концепции своих воспитанников — помогая детям с низкой самооценкой добиться успехов в совместной, значимой для дошкольников деятельности.

Педагоги всегда придерживаются конкретной, адекватной оценки и анализа замыслов детей, что говорит им не только о правильности его действий, но и о том, что его помнят, его заметили, к нему относятся внимательно.

Для достижения более адекватной самооценки педагоги используют  доброжелательное и нежное отношение к ребенку, создание фона заботливости и внимания, обращения к нему по имени, похвала его действий, предоставление возможности проявить инициативу. Поддержка проявлений самостоятельности - это важное условие формирования адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста. Используя методы «запрещение» или «порицание» заключением является  метод «положительный образец действий», понимая, что важно сначала подчеркнуть успехи, а потом тактично и конструктивно указать на недостатки.

Улыбка, похвала, одобрение – методы, используемые педагогами для  повышению  самооценки, создают позитивный образ Я у детей. Используются  как словесные, так и иные формы проявления внимания к ребенку. Например, наблюдение за игрой, улыбка, кивание или покачивание головой, контакт взглядом, мимикой, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместная деятельность (конструирование, рисование, лепка, раскрашивание и т. п.), выслушивание, смех над шутками ребенка и т.д. Внешние проявления внимания, привязанности индивидуальны для каждого воспитателя. Главное, чтоб они разнообразны.

Развитие адекватного уровня самооценки в процессе взаимодействия с ребенком осуществляется постоянно. Детям предлагаются посильные задания, осуществляя при этом эмоциональную поддержку, похвалу и одобрение. Это в большой степени влияет на развитие адекватной самооценки у ребенка.

Для повышения уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста педагоги используют разнообразные игры, упражнения и этюды, направленных на формирование позитивного отношения ребенка к самому себе, другим людям, формирование чувства близости с другими людьми, уменьшение тревожности, снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние.

              

Поддержка взрослыми доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности

 

В требованиях к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования отмечено: «Поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности». Перед педагогом дошкольного учреждения становится актуальным поиск новых форм и методов работы с детьми.

Пересмотрев подходы к организации обучения детей в соответствии с ФГОС ДО, педагог так организовывает свою работу, что именно в форме игры проходит вся образовательная деятельность. Именно через игру решаются все образовательные задачи.

Большая роль в развитии дружеских доброжелательных отношений у дошкольников отводится воспитателю. Приветливый тон, мажорный настрой, сдержанность, дружеские отношения с детьми, простота в общении, душевность, готовность прийти на помощь - всеми этими качествами должен обладать человек, воспитывающий детей.

Педагогический коллектив МБДОУ № 1 «Русалочка» п. Гигант  особое значение в формировании личности дошкольников уделяет созданию отношений между детьми и детьми и взрослыми, которые строятся на основе доброжелательности. Поэтому одной из целей нашего учреждения в работе с детьми является формирование доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста.

Педагоги решают основные задачи:

¾    воспитание дружеских взаимоотношений между детьми;

¾    формирование таких качеств, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, коллективизм;

¾    воспитание заботливого отношения к малышам, уважительного отношения к пожилым людям.

Основными условиями воспитания доброжелательных отношений у дошкольников являются:

¾    создание эмоционально-положительного климата в группе;

¾    моделирование педагогических ситуаций, которые позволяют детям проявлять добрые чувства к окружающим.

Установлению доброжелательных отношений способствует умение детей общаться, приветливо разговаривать друг с другом. Определяющее влияние на детей оказывает пример общения взрослых. Поэтому педагогами в первую очередь используются естественно возникающие ситуации, например, связанные с приходом в группу сотрудников детского сада и их общением. Обращают внимание детей на то, как приветливо, по-доброму разговаривают взрослые друг с другом, побуждают их так же общаться между собой.

Для выявления характера взаимоотношений, складывающихся между детьми в группе используем метод наблюдения и социометрию. Применение метода наблюдения позволяет нам увидеть конкретную картину взаимодействия детей, дает много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях.

При наблюдении за детскими взаимоотношениями педагог обращает внимание на показатели поведения детей:

·         инициативность отражает желание ребенка привлечь к себе внимание сверстника, побудить к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение;

·         чувствительность к воздействиям сверстника отражает желание и готовность ребенка воспринять его действия и откликнуться на предложения;

·         преобладающий эмоциональный фон проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребенка со сверстниками: позитивной, нейтрально-деловой и негативной.

Таким образом, наблюдение помогает воспитателю увидеть скрытую картину межличностных взаимоотношений в группе, определить для себя круг детей, оставшихся со стороны сверстников без должного внимания и уважения, и которым необходима поддержка и помощь.

Педагогами МБДОУ систематически ведется работа по формированию доброжелательных отношений в организованной образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности детей, при взаимодействии с семьями воспитанников.

Для формирования у воспитанников доброжелательных отношений, педагоги используют все доступные формы и методы работы:

1. В работе с детьми:

·     дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные и народные игры;

·     образовательная деятельность;

·     моделирование и анализ заданных ситуаций;

·     сочинение историй, сказок, заучивание стихов, потешек, прибауток;

·     беседы, чтение художественной литературы, загадывание загадок;

·     рассматривание картин и иллюстраций;

·     решение кроссвордов, развлечения, просмотр видеофильмов;

·     организация выставок детского творчества;

·     метод проектов;

·     традиции и др.

2. В работе с родителями:

·     консультации;

·     беседы из серии «Что делать если….»;

·     родительские собрания;

·     информационные стенды, папки-передвижки;

·     создание памяток, буклетов;

·     издательство газеты «Растём вместе»;

·     выставки;

·     семинары - практикумы, мастер-классы;

·     тематические гостиные, вечера

·     совместные развлечения, досуги;

·     конкурсы детского и детско-взрослого творчества;

·     анкетирование, тестирование и др.

В методическом кабинете с участием творческой группы воспитателей имеется подборка игр, которые воспитывают доброжелательность, готовность выручить сверстника; умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры. Например, ситуативные игры-истории с элементами театрализации: «Котик и ежик на качелях», «Машина», «Случай в малине», ситуативная игра-история «Помощь бельчонку», ситуативная игра-история «Ириски» и др.; подвижные игры: «Добрые эльфы», «Театр теней», «Волшебный стул» и др.; игровые упражнения: «Мост дружбы», «Радио», «Секрет», «Добрые и вежливые слова», «Добрые приветствия», «Солнце» и др.; дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо», «Дополни рисунок», «Школа вежливости», «Я не должен - я должен», «Звери на болоте» и др.; народные игры «Карусель», «Поводырь», «Волшебные очки», «Пузырь» и др.

Эффективным методом формирования доброжелательности является беседа, в ходе которой педагог имеет возможность привлечь внимание ребенка к страданиям другого человека, способствует появлению отклика -сострадания, побуждает ребенка находить правильные способы проявления сочувствия, оказания помощи.

В беседах с детьми воспитатели часто используют пословицы и поговорки - кладезь народной мудрости, естественным образом воспитывающие в духе доброты и милосердия, например: - Конечно, путник плох незрячий, но бессердечный плох тем паче. -Доброе слово лучше мягкого пирога. -Любить друга - любить себя, и др.

В связи с этим педагоги часто используют художественную литературу как средство развития доброжелательности, обращают особое внимание на отбор произведений. (В.В.Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо»; ненецкие сказки «Айога», «Три сына», А.В.Осеева «Добрые слова», стихи А. Кузнецова «Подружки», Е.Серова «Нехорошая история», Е.Благинина «Подарок», сказка «Как светлячок друга искал» и др.) Для приобщения детей к общечеловеческим нравственным ценностям, воспитателями широко используются все виды фольклора.

Тематическое распределение произведений для чтения детям на организованных видах деятельности позволяет педагогу проводить работу по воспитанию чувств детей целенаправленно и комплексно. При этом используем повторное чтение, которое углубляет чувства и представления детей.

Воспитатели нашего учреждения придерживаются личностно-ориентированного подхода к детям, где каждый ребенок - личность, а все вместе - дружный коллектив. Освоить ценности коллектива ребенку помогают традиции, которые способствуют чувству сопричастности сообществу людей, помогают прогнозировать развитие событий и выбирать способы действия.Хочу такой сайт

Таким образом, системная работа ДОУ по формированию доброжелательных отношений у старших дошкольников, сотрудничество ДОУ и семьи таит в себе огромные возможности и большой воспитательный потенциал. С одной стороны - опыт общения со значимыми взрослыми, с другой стороны - опыт общения в коллективе сверстников, создают благоприятные возможности для социального развития ребенка и формирования у него гуманного и доброжелательного отношения к сверстникам. Тесная взаимосвязь между участниками педагогического процесса (родителями и педагогами), их умелое руководство развитием социальной компетентности дошкольника, формированием его нравственности - важное и необходимое условие для воспитания разносторонне развитой, творческой, гуманной личности.

 

Поддержка инициативы и самостоятельности детей

в специфических для них видах деятельности

 

Приоритетной сферой проявления детской инициативы являются:

В 1-ой младшей группе (от 1 года о 3 лет) -  самостоятельная исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира.

Для поддержки детской инициативы педагоги используют следующие методы и приемы:

·      предоставляют детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогают при  реализации собственных замыслов;

·      приветствуют даже минимальные успехи детей;

·      не критикуют результаты деятельности ребенка и его самого как личность;

·      формируют у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучают свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомят детей с группой, с другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией прогулочных участков с целью повышения самостоятельности;

·      побуждают детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладывание и вынимание, разбирание на части, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру);

·      поддерживают интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;

·      устанавливают простые и понятные детям нормы жизни группы, четко исполняют их и следят за их выполнением всеми детьми;

·      для поддержки инициативы в продуктивной творческой деятельности по просьбе ребенка создают для него изображения или лепку, другие изделия;

·      содержат в открытом доступе изобразительные материалы;

·      поощряют занятия изобразительной деятельностью, выражают одобрения любому результату труда ребенка;

 

Во 2-ой младшей группе (от 3 до 4 лет) приоритетной сферой проявления детской инициативы является продуктивная деятельность.

Для поддержки детской инициативы педагоги:

·      создают условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка;

·      рассказывают детям об их реальных, а так же возможных в будущем достижениях;

·      отмечают и публично поддерживают любые успехи детей;

·      всемерно поощряют самостоятельность детей и расширяют ее сферу;

·      помогают ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей;

·      способствуют стремлению научиться делать что-то и поддерживают радостное ощущение возрастающей умелости;

·      в ходе занятий и повседневной жизни терпимо относятся к затруднениям ребенка, позволяют ему действовать в своем темпе;

·      не критикуют результаты деятельности детей, а так же их самих. Ограничивают критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используют в качестве субъектов критики игровые персонажи (детей критикует игрушка, а не педагог);

·      учитывают индивидуальные особенности детей, стремятся найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным и непопулярным детям;

·      уважают и ценят каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;

·      создают в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляют любовь и заботу ко всем детям; выражают радость при встрече, используют ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку, проявляют деликатность и тактичность;

·      всегда предоставляют детям возможности для реализации их замысла в творческой и продуктивной деятельности.

 

В средней группе (от 4 до 5 лет) приоритетной сферой проявления детской инициативы является познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками.

Для поддержки детской инициативы педагоги:

·      способствуют стремлению детей делать собственные умозаключения, относятся к таким попыткам внимательно, с уважением;

·      обеспечивают для детей возможности осуществления их желания переодеваться, примеривать на себя разные роли;

·      создают условия, обеспечивающие детям возможность строить постройки для сюжетных игр;

·      при необходимости осуждают негативный поступок, действия ребенка, но не допускают критики его личности, его качеств. Негативные оценки дают только поступкам ребенка и только с глазу на глаз, а не перед всей группой;

·      не допускают диктата, навязывания в выборе детьми сюжета игры;

·      обязательно участвуют в играх детей по их приглашению (или при их добровольно согласии) в качестве партнера, равноправного участника, но не руководителя игры;

·      привлекают детей к украшению группы к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения;

·      побуждают детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых;

·      привлекают детей к планированию жизни группы на день;

·      читают и рассказывают детям по их просьбе, включают музыку.

 

В старшей  группе (от 5 до 6 лет) приоритетной сферой проявления детской инициативы является внеситуативно-личностное общение со взрослыми и сверстниками, а так же информационно-познавательная инициатива.

Для поддержки детской инициативы педагоги:

·      создают в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляют любовь и заботу ко всем детям: выражают радость при встрече, используют ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;

·      уважают индивидуальные вкусы и привычки детей

·      поощряют желание создавать что-либо по собственному замыслу, обращают внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе и другу);

·      создают условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;

·      при необходимости помогают детям в решении проблем организации игры;

·      привлекают детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу. Обсуждают выбор спектакля для постановки, песни, танца и т.п.;

·      создают условия и выделяют время для самостоятельной творческой  или познавательной деятельности детей по интересам.

 

В подготовительной группе (от 6 до 7 лет) приоритетной сферой проявления детской инициативы является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметной , в том числе орудийной, деятельности, а так же информационная познавательная деятельность.

Для поддержки детской инициативы педагоги:

·      вводят адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;

·      спокойно реагируют на неуспех ребенка и предлагают несколько вариантов исправления работы: повторное исправление спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т.п. Рассказывают детям о трудностях, которые педагоги испытывали при обучении новым видам деятельности;

·      создают ситуации, позволяющие ребенку реализовывать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;

·      поддерживают чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;

·      создают условия для разнообразной познавательной и творческой деятельности детей;

·      при необходимости помогают детям в решении проблем при организации игры;

·      привлекают детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. Учитывают и реализовывают их пожелания и предложения.

·      создают условия и выделяют время для развития познавательной и творческой деятельности детей по интересам;

·      устраивают выставки и красиво оформляют постоянную экспозицию работ детей;

·      организовывают концерты для выступления детей и взрослых.

Педагоги эмоционально положительно настраиваются на день работы: переживают его как дар; радуются совместности проживания этого дня с детьми. Избегают ситуаций спешки, поторапливания детей.

 

Защита детей от всех форм физического и психического насилия

 

Жестокое обращение с детьми рассматривается действующим законодательством Российской Федерации как одна из форм злоупотребления родительскими правами. В связи с этим действия взрослых (родителей или лиц их заменяющих, педагогов), угрожающие физическому или психическому здоровью ребенка или его жизни, влекут за собой вмешательство и изменение ситуации.

В МБДОУ № 1 «Русалочка» п. Гигант дети защищены от всех форм физического и психического насилия со стороны педагогов и родителей.

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое, пренебрежение основными нуждами ребенка.

На особом внимание стоят следующие вопросы:

¾    Физическое насилие. Со стороны педагогов не допускается  преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

¾    Психическое (эмоциональное) насилие. Со стороны педагогов отсутствует  периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. Не допускается:

- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

- угрозы в адрес ребенка в открытой форме;

- замечания, высказывания в оскорбительной форме унижающие достоинства ребенка;

- преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;

- ложь и не выполнение взрослыми своих обещаний-однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

¾     Пренебрежение нуждами ребенка-. Педагоги осуществляют элементарную заботу о ребенке, не допускают нарушение его эмоционального состояние и появление угрозы его здоровью или развитию. Не пренебрегают и следят за выполнением родителями элементарных нужд детей, к которым относится:

- выполнение адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

- наличие должного внимания и заботы, в результате отсутствия - ребенок может стать жертвой несчастного случая;

 Инспектор по охране и защите прав детства в МБДОУ и воспитатели уделяют особое внимание состоянию дел в семьях различной социальной категории, а именно:

- неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов и мачех;

- наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшихся из мест лишения свободы;

- безработица, постоянные финансовые трудности;

- постоянные супружеские конфликты;

- статус беженцев, вынужденных переселенцев;

- низкий уровень культуры и образования;

- негативные семейные традиции;

- нежеланный ребенок;

- умственные или физические недостатки ребенка;

- трудный ребенок.

Основной из задач учреждение - выявлением семей, где дети могут быть подвержены насилию и жестокому обращению, сотрудничество с органами опеки и попечительства, органами внутренних дел.

Особое внимание, для выявления семейного неблагополучия, педагоги уделяют следующим сигналам:

- состояние здоровья и внешний вид ребенка (опасное для жизни ребенка заболевание, лечением которого не занимаются родители; наличие травм, синяков; неряшливый внешний вид ребенка и др.);

- особенности поведения ребенка в учреждениях образования (агрессивность в отношении сверстников и взрослых, замкнутость, чрезмерная возбудимость и др.);

- низкий уровень педагогического потенциала семьи (отсутствие интереса к делам ребенка в образовательном учреждении, уклонение от родительских обязанностей, отсутствие заботы, употребление алкоголя или других наркотических средств);

- отношение семьи к учреждению образования, которое посещает их ребенок (уклонение от контакта с работниками и администрацией учреждения образования, неявка на родительские собрания и др.);

- задолженность по оплате за детский сад;

- заявление в органы внутренних дел об уходе несовершеннолетнего из дома, розыске и др.

 

 

 

 

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».