Качество образовательных условий в ДОО (психолого-педагогические условия)
22.03.2022
Качество образовательных условий в ДОО
(психолого-педагогические условия)
Доступность
среды В МБДОУ № 1 «Русалочка» п. Гигант обеспечивается доступность для
воспитанников, в том числе детей с ОВЗ (42 человека) и детей-инвалидов (6
человек), всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность.
Имеется свободный доступ детей, в том числе детей с ОВЗ и детей - инвалидов к
играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской
активности, обеспечивается исправность и сохранность материалов и оборудования. Доступная среда в МБДОУ создает легкие и безопасные
условия для наибольшего числа детей. Понимая проблемы инвалидности, «доступная»
среда в МБДОУ (расположение объектов окружающего пространства для детей)
создана таким образом, чтобы дети с физическими, сенсорными или
интеллектуальными отклонениями могли использовать это пространство с
минимальной помощью посторонних. В МБДОУ № 1 «Русалочка» п. Гигант в настоящее
время воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья. С 2016 г. в детском саду реализуется целевая
подпрограмма Программы развития - «Доступная среда». В соответствии с чем, в
ДОУ: ·
Ежегодно
разрабатывается паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры
(ОСИ) (№ 2 от 09.04.2021 г.) ·
У центрального входа на калитке,
в доступном месте ,установлен звонок, для вызова работника ДОУ. ·
Центральный вход в здание оборудован
пандусом. ·
У входа в здание расположена
сенсорная мнемосхема плана ДОУ для инвалидов и лиц с ОВЗ. ·
В групповых помещениях обеспечен
свободный доступ к играм и игрушкам. ·
В группах, залах и кабинетах
специалистов установлены знаки для слабовидящих воспитанников. ·
Все групповые помещения, залы и
кабинеты специалистов для работы с детьми-инвалидами расположены на первом
этаже здания. ·
Все проходы и дверные
проемы широкие, что позволяет осуществлять беспрепятственный доступ
детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. ·
Доступ в здание образовательной
организации частично оборудован для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ): Материальная база МБДОУ позволяет обеспечить необходимые условия для
реализации психолого-педагогического сопровождения детей с особыми
образовательными потребностями: ¾ Спортивный
зал оснащен оборудованием для проведения оздоровительных занятий, занятий
лечебной физкультурой. ¾ Кабинет
логопеда оснащен как коррекционно-развивающим, так и диагностическим оборудованием
для проведения педагогического обследования. ¾ В
группах, где находятся дети с ОВЗ, есть необходимое оборудование и развивающий
материал. Отдельно хочется рассказать о группах, где
воспитываются дети с ОВЗ. Для детей, у которых есть нарушения в
опорно-двигательной системе, особое внимание уделяется повышению двигательной
активности детей. С этой целью используются специальные тренажеры,
коррекционные мячи, коррекционные дорожки, массажёры, мягкие модули, сухой
бассейн. Есть детям и где отдохнуть, и уединиться. Для этого имеются в группах
мягкие уголки, сухой бассейн, уголок уединения. Большое внимание уделяется развитию у детей крупной и
мелкой моторики. В спортивном уголке группы имеются мячи, гимнастические палки,
кегли. Вся работа построена таким образом, что коррекция проводится
ненавязчиво, в процессе тех видов деятельности, которые привлекательны для
дошкольников. Наши дети с удовольствием исследуют этот прекрасный мир,
применяя существующие схемы знания к новым объектам и ситуациям. Дать детям возможность для творческого роста,
самовыражения, способствовать успешной социализации – необходимые задачи
функционирования в группах с детьми с ОВЗ. Занимаясь с подгруппой или
индивидуально в Сенсорной комнате, наш педагог-психолог помогает детским страхам
«уйти в песок», а созидательному началу раскрыться. Она также помогает
раскрыться разным талантам и способностям особенных малышей.
Психолого-педагогическое сопровождение ориентировано на интеграцию детей с ОВЗ
в детский коллектив, их физическую реабилитацию и социальную адаптацию,
преодоление психологического барьера в общении со сверстниками, в том числе с
детьми без патологии. Однако: Необходимо продолжать
работу по оснащению развивающей среды по направлению - «доступная среда»: ·
Оборудовать вход в здание
беспроводной системой «Вызова помощи». ·
Оборудовать парковку для
инвалидов возле детского сада. Безопасность
предметно-пространственной среды Для
выполнения задач ФГОС ДО и основной образовательной программы ДОО по
развитию индивидуальности каждого воспитанника, его возможностей, уровня
активности и интересов РППС должна быть: безопасной – все элементы
РППС соответствуют требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их
использования, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, правилам
пожарной безопасности. Предметы,
материалы, наполняющие помещения групп, залов и кабинетов специалистов имеют
необходимые сертификационные документы, свидетельствующие о безопасности для
физического здоровья детей. При
организации пространства учитывается акустическое оформление, освещение,
цветовая отделка помещения. Помещения хорошо и равномерно освещаются, уровни
естественного и искусственного освещения соответствуют
санитарно-эпидемиологическим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному
освещению жилых и общественных зданий. Помещение
группы в цветовой гамме с учётом детского восприятия, имеет эстетичное и
эмоциональное радостное, позитивное воздействие на детей. Оборудование
помещений для организации воспитательно-образовательной и
коррекционно-развивающей деятельности с детьми соответствует росту и возрасту
детей, Расположение мебели, игрового оборудования позволяет детям свободно
перемещаться в пространстве. Функциональные
размеры используемой детской мебели для сидения и столов соответствует
обязательным требованиям, установленным техническими регламентами, одной группы
мебели и промаркированы согласно таблице СанПиН. Среди
комнатных растений нет цветов, которые могли бы причинить вред здоровью детей. Используются
игрушки, безвредные для здоровья детей, отвечающие санитарно-эпидемиологическим
требованиям и имеющие документы, подтверждающие безопасность, которые могут
быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции. Мягконабивные и
пенолатексные ворсованные игрушки применяются в качестве дидактических пособий. При отборе
игрушек, игр, игрового оборудования учитывались принципы оценки безопасности
игровой продукции: 1. Физическая и экологическая безопасность (отсутствие запаха, острых
краев; прочности деталей и окраски, наличие сертификата качества). 2. Психофизиологическая безопасность – соответствие возрасту:
соразмерность игрушки параметрам ребенка (руки, росту), возможность
манипуляции, парной работы рук, координации движений. 3. Психологическая безопасность: отсутствие негативных воздействий на
психическое развитие ребенка, его интеллектуальное, психоэмоциональное,
социальное и эстетическое развитие. 4. Нравственно-духовная безопасность: отсутствие провоцирующих
факторов для формирования негативных установок детского поведения. Таким
образом, интерьер групп и других помещений для детей включает предметы мебели и
оборудования, конструкции которых обеспечивают надежность и безопасность их
использования для каждого воспитанника: исключают случаи падения с высоты,
выпадения с боковых поверхностей изделий, удары и ушибы в результате
неустойчивости последних, травмирование об острые углы и т.п. Окружающая среда, играющая особую роль в развитии ребенка,
организована соответственно задачам воспитания. При создании предметно-развивающей,
пространственной среды учитываются особенности каждой группы: возраст, состав -
количество мальчиков и девочек, их индивидуальные особенности, в частности -
подвижность, темперамент, склонности, интересы, особенности воспитания в семье;
только в этом случае окружающая среда будет безопасной и развивающей, т.е.
создание у ребенка чувство комфорта, радости, покоя, достаточности. Во время
манипулирования с материалами и предметами у детей присутствует чувство
уверенности, к ним приходит возрастная умелость, а вместе с ней - некоторая самостоятельность
и инициативность Уважение
взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их
положительной самооценки Педагоги
используют оптимальные психолого-педагогические подходы , которые влияют
на процесс формирования самооценки у старших дошкольников.
Воспитательно-образовательный процесс в МБДОУ направлен на развитие
личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с
учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических
особенностей, одной из психологических особенностей развития старшего
дошкольника как личности является формирование адекватной самооценки на данном
этапе взросления. На формирование самооценки влияет общение ребенка со взрослым:
родителем и педагогом, поэтому педагоги выстраивают процесс взаимодействия с
детьми с учетом уважения их личности, учитывая индивидуальные особенности
каждого ребенка. Популярность ребенка в группе, его общая самооценка
зависят в первую очередь от успеха, которого он добивается в совместной с
детьми деятельности. Поэтому, воспитатели стараются обеспечить успех в
деятельности малоактивным детям, не пользующимися значительной популярностью
среди детей, это приводит к изменению их позиции и становится эффективным
средством нормализации их отношений со сверстниками, повышения их самооценки,
уверенности в себе. Педагоги грамотно используют методы похвалы и
порицания, т.к. дети с разной самооценкой воспринимают их по-разному. Например,
дети с неадекватно завышенной самооценкой относятся как к чему-то само собой
разумеющемуся. Ее отсутствие вызывает у них недоумение, тревогу, обиду, иногда
раздражение и слезы. На порицание они реагируют по-разному. Одни дети
игнорируют критические замечания в свой адрес, другие отвечают на них
повышенной эмоциональностью. Некоторых детей одинаково привлекают и похвала и
порицание, главное для них – быть в центре внимания взрослого. Дети с
неадекватно завышенной самооценкой нечувствительны к неудачам, им свойственны стремление
к успеху и высокий уровень притязаний. В формировании положительной самооценки и Я-концепции
педагог помогает ребенку преодолеть чувства страха, гнева, ревности;
добивается, чтобы его воспитанники чувствовали себя ответственными за свое
поведение, относится с уважением ко всем членам семьи ребенка. Воспитатель способствует формированию позитивной
Я-концепции своих воспитанников — помогая детям с низкой
самооценкой добиться успехов в совместной, значимой для дошкольников
деятельности. Педагоги всегда придерживаются конкретной, адекватной
оценки и анализа замыслов детей, что говорит им не только о правильности его
действий, но и о том, что его помнят, его заметили, к нему относятся
внимательно. Для достижения более адекватной самооценки педагоги
используют доброжелательное и нежное отношение к ребенку, создание фона
заботливости и внимания, обращения к нему по имени, похвала его действий,
предоставление возможности проявить инициативу. Поддержка проявлений
самостоятельности - это важное условие формирования адекватной самооценки детей
старшего дошкольного возраста. Используя методы «запрещение» или
«порицание» заключением является метод «положительный образец действий»,
понимая, что важно сначала подчеркнуть успехи, а потом тактично и
конструктивно указать на недостатки. Улыбка, похвала, одобрение – методы,
используемые педагогами для повышению самооценки, создают
позитивный образ Я у детей. Используются как словесные, так и иные формы
проявления внимания к ребенку. Например, наблюдение за игрой, улыбка, кивание
или покачивание головой, контакт взглядом, мимикой, совместные с ребенком
действия при выполнении неприятного задания, совместная деятельность
(конструирование, рисование, лепка, раскрашивание и т. п.), выслушивание, смех
над шутками ребенка и т.д. Внешние проявления внимания, привязанности
индивидуальны для каждого воспитателя. Главное, чтоб они разнообразны. Развитие адекватного уровня самооценки в процессе
взаимодействия с ребенком осуществляется постоянно. Детям предлагаются
посильные задания, осуществляя при этом эмоциональную поддержку, похвалу и
одобрение. Это в большой степени влияет на развитие адекватной самооценки у
ребенка. Для повышения уровня самооценки у детей старшего
дошкольного возраста педагоги используют разнообразные игры, упражнения и
этюды, направленных на формирование позитивного отношения ребенка к самому
себе, другим людям, формирование чувства близости с другими людьми, уменьшение
тревожности, снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности
понимать свое эмоциональное состояние. Поддержка взрослыми доброжелательного
отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных
видах деятельности В требованиях к психолого-педагогическим условиям
реализации основной образовательной программы дошкольного образования отмечено:
«Поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к
другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности». Перед
педагогом дошкольного учреждения становится актуальным поиск новых форм и
методов работы с детьми. Пересмотрев подходы к организации обучения детей в
соответствии с ФГОС ДО, педагог так организовывает свою работу, что именно в
форме игры проходит вся образовательная деятельность. Именно через игру
решаются все образовательные задачи. Большая роль в развитии дружеских доброжелательных
отношений у дошкольников отводится воспитателю. Приветливый тон, мажорный
настрой, сдержанность, дружеские отношения с детьми, простота в
общении, душевность, готовность прийти на помощь - всеми этими качествами
должен обладать человек, воспитывающий детей. Педагогический коллектив МБДОУ № 1 «Русалочка» п.
Гигант особое значение в формировании личности дошкольников уделяет
созданию отношений между детьми и детьми и взрослыми, которые строятся на
основе доброжелательности. Поэтому одной из целей нашего учреждения в работе с
детьми является формирование доброжелательных отношений у детей дошкольного
возраста. Педагоги решают основные задачи: ¾ воспитание
дружеских взаимоотношений между детьми; ¾ формирование
таких качеств, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, коллективизм; ¾ воспитание
заботливого отношения к малышам, уважительного отношения к пожилым людям. Основными
условиями воспитания доброжелательных отношений у дошкольников являются: ¾ создание
эмоционально-положительного климата в группе; ¾ моделирование
педагогических ситуаций, которые позволяют детям проявлять добрые чувства к
окружающим. Установлению доброжелательных отношений способствует умение
детей общаться, приветливо разговаривать друг с другом. Определяющее влияние на
детей оказывает пример общения взрослых. Поэтому педагогами в первую очередь
используются естественно возникающие ситуации, например, связанные с приходом в
группу сотрудников детского сада и их общением. Обращают внимание детей на то,
как приветливо, по-доброму разговаривают взрослые друг с другом, побуждают их
так же общаться между собой. Для выявления характера взаимоотношений,
складывающихся между детьми в группе используем метод наблюдения и социометрию.
Применение метода наблюдения позволяет нам увидеть конкретную картину
взаимодействия детей, дает много живых, интересных фактов, отражающих жизнь
ребенка в естественных для него условиях. При наблюдении за детскими взаимоотношениями педагог
обращает внимание на показатели поведения детей: ·
инициативность отражает желание
ребенка привлечь к себе внимание сверстника, побудить к совместной
деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость
и огорчение; ·
чувствительность к воздействиям
сверстника отражает желание и готовность ребенка воспринять его действия и
откликнуться на предложения; ·
преобладающий эмоциональный фон
проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребенка со сверстниками:
позитивной, нейтрально-деловой и негативной. Таким образом, наблюдение помогает воспитателю
увидеть скрытую картину межличностных взаимоотношений в группе, определить для
себя круг детей, оставшихся со стороны сверстников без должного внимания и
уважения, и которым необходима поддержка и помощь. Педагогами МБДОУ систематически ведется работа по
формированию доброжелательных отношений в организованной образовательной
деятельности, в самостоятельной деятельности детей, при взаимодействии с семьями
воспитанников. Для формирования у воспитанников доброжелательных
отношений, педагоги используют все доступные формы и методы работы: 1. В работе с детьми: · дидактические, подвижные,
сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные и народные игры; · образовательная деятельность; · моделирование и анализ заданных ситуаций; · сочинение историй, сказок, заучивание
стихов, потешек, прибауток; · беседы, чтение художественной литературы,
загадывание загадок; · рассматривание картин и иллюстраций; · решение кроссвордов, развлечения,
просмотр видеофильмов; · организация выставок детского творчества; · метод проектов; · традиции и др. 2. В работе с родителями: · консультации; · беседы из серии «Что делать если….»; · родительские собрания; · информационные стенды, папки-передвижки; · создание памяток, буклетов; · издательство газеты «Растём вместе»; · выставки; · семинары - практикумы, мастер-классы; · тематические гостиные, вечера · совместные развлечения, досуги; · конкурсы детского и детско-взрослого
творчества; · анкетирование, тестирование и др. В методическом кабинете с участием творческой группы
воспитателей имеется подборка игр, которые воспитывают доброжелательность, готовность
выручить сверстника; умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре,
справедливо решать споры. Например, ситуативные игры-истории с элементами
театрализации: «Котик и ежик на качелях», «Машина», «Случай в малине»,
ситуативная игра-история «Помощь бельчонку», ситуативная игра-история «Ириски»
и др.; подвижные игры: «Добрые эльфы», «Театр теней», «Волшебный стул» и др.;
игровые упражнения: «Мост дружбы», «Радио», «Секрет», «Добрые и вежливые
слова», «Добрые приветствия», «Солнце» и др.; дидактические игры: «Что такое
хорошо, что такое плохо», «Дополни рисунок», «Школа вежливости», «Я не должен -
я должен», «Звери на болоте» и др.; народные игры «Карусель», «Поводырь»,
«Волшебные очки», «Пузырь» и др. Эффективным методом формирования доброжелательности
является беседа, в ходе которой педагог имеет возможность привлечь внимание
ребенка к страданиям другого человека, способствует появлению отклика
-сострадания, побуждает ребенка находить правильные способы проявления
сочувствия, оказания помощи. В беседах с детьми воспитатели часто используют
пословицы и поговорки - кладезь народной мудрости, естественным образом
воспитывающие в духе доброты и милосердия, например: - Конечно, путник плох
незрячий, но бессердечный плох тем паче. -Доброе слово лучше мягкого пирога.
-Любить друга - любить себя, и др. В связи с этим педагоги часто используют
художественную литературу как средство развития доброжелательности, обращают
особое внимание на отбор произведений. (В.В.Маяковский «Что такое хорошо, что
такое плохо»; ненецкие сказки «Айога», «Три сына», А.В.Осеева «Добрые слова»,
стихи А. Кузнецова «Подружки», Е.Серова «Нехорошая история», Е.Благинина
«Подарок», сказка «Как светлячок друга искал» и др.) Для приобщения детей к
общечеловеческим нравственным ценностям, воспитателями широко используются все
виды фольклора. Тематическое распределение произведений для чтения
детям на организованных видах деятельности позволяет педагогу проводить работу
по воспитанию чувств детей целенаправленно и комплексно. При этом используем
повторное чтение, которое углубляет чувства и представления детей. Воспитатели нашего учреждения придерживаются
личностно-ориентированного подхода к детям, где каждый ребенок - личность, а
все вместе - дружный коллектив. Освоить ценности коллектива ребенку помогают
традиции, которые способствуют чувству сопричастности сообществу людей,
помогают прогнозировать развитие событий и выбирать способы действия. Таким образом, системная работа ДОУ по формированию
доброжелательных отношений у старших дошкольников, сотрудничество ДОУ и семьи
таит в себе огромные возможности и большой воспитательный потенциал. С одной
стороны - опыт общения со значимыми взрослыми, с другой стороны - опыт общения
в коллективе сверстников, создают благоприятные возможности для социального
развития ребенка и формирования у него гуманного и доброжелательного отношения
к сверстникам. Тесная взаимосвязь между участниками педагогического процесса
(родителями и педагогами), их умелое руководство развитием социальной
компетентности дошкольника, формированием его нравственности - важное и
необходимое условие для воспитания разносторонне развитой, творческой, гуманной
личности. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности Приоритетной сферой проявления детской инициативы
являются: В 1-ой младшей группе (от 1 года о 3 лет)
- самостоятельная исследовательская деятельность с предметами,
материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия
окружающего мира. Для поддержки детской инициативы педагоги используют
следующие методы и приемы: · предоставляют детям
самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и
здоровья, помогают при реализации собственных замыслов; · приветствуют даже минимальные
успехи детей; · не критикуют результаты
деятельности ребенка и его самого как личность; · формируют у детей привычку
самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучают свободно
пользоваться игрушками и пособиями; знакомят детей с группой, с другими
помещениями и сотрудниками детского сада, территорией прогулочных участков с
целью повышения самостоятельности; · побуждают детей к разнообразным
действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и
свойствами (вкладывание и вынимание, разбирание на части, открывание и
закрывание, подбор по форме и размеру); · поддерживают интерес ребенка к
тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты; · устанавливают простые и понятные
детям нормы жизни группы, четко исполняют их и следят за их выполнением всеми
детьми; · для поддержки инициативы в
продуктивной творческой деятельности по просьбе ребенка создают для него
изображения или лепку, другие изделия; · содержат в открытом доступе
изобразительные материалы; · поощряют занятия изобразительной
деятельностью, выражают одобрения любому результату труда ребенка; Во 2-ой младшей группе (от 3 до 4 лет) приоритетной
сферой проявления детской инициативы является продуктивная деятельность. Для поддержки детской инициативы
педагоги: · создают условия
для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка; · рассказывают
детям об их реальных, а так же возможных в будущем достижениях; · отмечают и
публично поддерживают любые успехи детей; · всемерно
поощряют самостоятельность детей и расширяют ее сферу; · помогают ребенку
найти способ реализации собственных поставленных целей; · способствуют
стремлению научиться делать что-то и поддерживают радостное ощущение
возрастающей умелости; · в ходе занятий и
повседневной жизни терпимо относятся к затруднениям ребенка, позволяют ему
действовать в своем темпе; · не критикуют
результаты деятельности детей, а так же их самих. Ограничивают критику
исключительно результатами продуктивной деятельности, используют в качестве
субъектов критики игровые персонажи (детей критикует игрушка, а не педагог); · учитывают
индивидуальные особенности детей, стремятся найти подход к застенчивым,
нерешительным, конфликтным и непопулярным детям; · уважают и ценят
каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков; · создают в группе
положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляют любовь и
заботу ко всем детям; выражают радость при встрече, используют ласку и теплое
слово для выражения своего отношения к ребенку, проявляют деликатность и
тактичность; · всегда
предоставляют детям возможности для реализации их замысла в творческой и
продуктивной деятельности. В средней группе (от 4 до 5
лет) приоритетной сферой проявления детской инициативы является
познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая
деятельность со сверстниками. Для поддержки детской инициативы педагоги: · способствуют
стремлению детей делать собственные умозаключения, относятся к таким попыткам
внимательно, с уважением; · обеспечивают для
детей возможности осуществления их желания переодеваться, примеривать на себя
разные роли; · создают условия,
обеспечивающие детям возможность строить постройки для сюжетных игр; · при
необходимости осуждают негативный поступок, действия ребенка, но не допускают
критики его личности, его качеств. Негативные оценки дают только поступкам
ребенка и только с глазу на глаз, а не перед всей группой; · не допускают
диктата, навязывания в выборе детьми сюжета игры; · обязательно
участвуют в играх детей по их приглашению (или при их добровольно согласии) в
качестве партнера, равноправного участника, но не руководителя игры; · привлекают детей
к украшению группы к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения; · побуждают детей
формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не
навязывая им мнения взрослых; · привлекают детей
к планированию жизни группы на день; · читают и
рассказывают детям по их просьбе, включают музыку. В старшей группе (от 5
до 6 лет) приоритетной сферой проявления детской инициативы является
внеситуативно-личностное общение со взрослыми и сверстниками, а так же
информационно-познавательная инициатива. Для поддержки детской инициативы
педагоги: · создают в группе
положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляют любовь и
заботу ко всем детям: выражают радость при встрече, используют ласку и теплое
слово для выражения своего отношения к ребенку; · уважают
индивидуальные вкусы и привычки детей · поощряют желание
создавать что-либо по собственному замыслу, обращают внимание детей на
полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит
кому-то (маме, бабушке, папе и другу); · создают условия
для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей; · при
необходимости помогают детям в решении проблем организации игры; · привлекают детей
к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу.
Обсуждают выбор спектакля для постановки, песни, танца и т.п.; · создают условия
и выделяют время для самостоятельной творческой или познавательной
деятельности детей по интересам. В подготовительной группе (от
6 до 7 лет) приоритетной сферой проявления детской инициативы является
научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях
практической предметной , в том числе орудийной, деятельности, а так же информационная
познавательная деятельность. Для поддержки детской инициативы
педагоги: · вводят
адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием
его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта
деятельности; · спокойно
реагируют на неуспех ребенка и предлагают несколько вариантов исправления
работы: повторное исправление спустя некоторое время, доделывание,
совершенствование деталей и т.п. Рассказывают детям о трудностях, которые
педагоги испытывали при обучении новым видам деятельности; · создают
ситуации, позволяющие ребенку реализовывать свою компетентность, обретая
уважение и признание взрослых и сверстников; · поддерживают
чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами; · создают условия
для разнообразной познавательной и творческой деятельности детей; · при
необходимости помогают детям в решении проблем при организации игры; · привлекают детей
к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. Учитывают и реализовывают
их пожелания и предложения. · создают условия
и выделяют время для развития познавательной и творческой деятельности детей по
интересам; · устраивают
выставки и красиво оформляют постоянную экспозицию работ детей; · организовывают
концерты для выступления детей и взрослых. Педагоги эмоционально положительно настраиваются на
день работы: переживают его как дар; радуются совместности проживания этого дня
с детьми. Избегают ситуаций спешки, поторапливания детей. Защита
детей от всех форм физического и психического насилия Жестокое обращение с детьми рассматривается действующим
законодательством Российской Федерации как одна из форм злоупотребления
родительскими правами. В связи с этим действия взрослых (родителей или лиц их заменяющих,
педагогов), угрожающие физическому или психическому здоровью ребенка или его
жизни, влекут за собой вмешательство и изменение ситуации. В МБДОУ № 1 «Русалочка» п. Гигант дети защищены от всех форм физического
и психического насилия со стороны педагогов и родителей. Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми:
физическое, сексуальное, психическое, пренебрежение основными нуждами ребенка. На особом внимание стоят следующие вопросы: ¾
Физическое насилие. Со стороны педагогов не
допускается преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку. ¾
Психическое (эмоциональное) насилие. Со стороны
педагогов отсутствует периодическое, длительное или постоянное
психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к
формированию патологических черт характера. Не допускается: - открытое неприятие и постоянная критика ребенка; - угрозы в адрес ребенка в открытой форме; - замечания, высказывания в оскорбительной форме унижающие достоинства
ребенка; - преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими
значимыми взрослыми; - ложь и не выполнение взрослыми своих обещаний-однократное грубое
психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму. ¾ Пренебрежение
нуждами ребенка-. Педагоги осуществляют
элементарную заботу о ребенке, не допускают нарушение его эмоционального
состояние и появление угрозы его здоровью или развитию. Не пренебрегают и
следят за выполнением родителями элементарных нужд детей, к которым относится: - выполнение
адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования,
медицинской помощи; - наличие
должного внимания и заботы, в результате отсутствия - ребенок может стать
жертвой несчастного случая; Инспектор по охране и защите прав
детства в МБДОУ и воспитатели уделяют особое внимание состоянию дел в семьях
различной социальной категории, а именно: - неполные и
многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов и мачех; - наличие в
семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшихся из мест лишения
свободы; - безработица,
постоянные финансовые трудности; - постоянные
супружеские конфликты; - статус
беженцев, вынужденных переселенцев; - низкий уровень
культуры и образования; - негативные
семейные традиции; - нежеланный
ребенок; - умственные или
физические недостатки ребенка; - трудный
ребенок. Основной из задач учреждение - выявлением семей, где дети могут быть
подвержены насилию и жестокому обращению, сотрудничество с органами опеки и
попечительства, органами внутренних дел. Особое внимание, для выявления семейного неблагополучия, педагоги
уделяют следующим сигналам: - состояние
здоровья и внешний вид ребенка (опасное для жизни ребенка заболевание, лечением
которого не занимаются родители; наличие травм, синяков; неряшливый внешний вид
ребенка и др.); - особенности
поведения ребенка в учреждениях образования (агрессивность в отношении
сверстников и взрослых, замкнутость, чрезмерная возбудимость и др.); - низкий уровень
педагогического потенциала семьи (отсутствие интереса к делам ребенка в
образовательном учреждении, уклонение от родительских обязанностей, отсутствие
заботы, употребление алкоголя или других наркотических средств); - отношение
семьи к учреждению образования, которое посещает их ребенок (уклонение от
контакта с работниками и администрацией учреждения образования, неявка на
родительские собрания и др.); - задолженность
по оплате за детский сад; - заявление в
органы внутренних дел об уходе несовершеннолетнего из дома, розыске и др.