Положение о группе компенсирующей напр

у
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1 «Русалочка» п. Гигант Сальского района
Юридический, фактический и почтовый адрес: 347628, Ростовская область,
Сальский район, п. Гигант, ул. Ленина, д. 110, ИНН 6153017676,
КПП 615301001, ОГРН 1036153000520
тел.: 8(86372) 78-5-19, E-mail: vcniukov .ai/Handex.г»
РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО
на педагогическом совете МБДОУ №1 «Ру­
салочка» п. Гигант
Протокол № 1 от 30.08.2021 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказ МБДОУ №1
«Русалочка» п. Г игант
№
от 0J
Заведую

енюкова Л.М.

Положение
о группе компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
в Муниципальном бюджетном
дошкольном образовательном учреждении
«Детский сад № 1 «Русалочка»
п. Г игант Сальского района

1. Общие положения
1.1. Положение регулирует деятельность группы компенсирующей направленности для детей
с тяжелыми нарушениями речи (далее по тексту - ТНР) в Муниципальном бюджетном до­
школьном образовательном учреждении «Детский сад № 1 «Русалочка» п. Гигант Сальского
района (далее МБДОУ).
1.2. Настоящее положение разработано с целью предоставления каждому ребенку, имеющему
недоразвитие речи, необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помо­
щи.
1.3. Нормативными основаниями для деятельности группы компенсирующей направленности
являются:
— ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17.10. 2013 г. N
1155) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования";
— Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по ос­
новным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования»;
— Приказ Министерства просвещения Российской Федерации (от 06.08. 2020 г. N Р-75) "Об
утверждении примерного Положения
об оказании логопедической помощи в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;
— Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.09.2019 г. № Р-93 «Об
утверждении положения о психолого -педагогическом консилиуме образовательной орга­
низации»;
— Устав МБДОУ.
1.4. Открытие группы
компенсирующей
направленности осуществляется приказом
заведующего МБДОУ (в соответствии с рекомендациями ТПМПК).
2. Порядок приема в группу компенсирующей направленности
2.1. Списочный состав детей,
нуждающихся в получении логопедической
помощи,
формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом выраженности
речевого нарушения ребенка, рекомендаций ТПМПК и ППк. В группу компенсирующей
направленности
зачисляются дети с ТНР в возрасте 4-7 лет с нормальным слухом и
интеллектом на основании заключения ТПМПК и ППк.
2.2. Приему в группу компенсирующей направленности дошкольного образовательного
учреждения не подлежат дети, имеющие выраженные отклонения в развитии:
- с недоразвитием речи, обусловленной умственной отсталостью;
- деменцией органического, шизофренического и эпилептического генеза;
- грубыми нарушениями зрения, слуха, двигательной сферы, приводящие к ограничению
самообслуживания;
- нарушением общения в форме раннего детского аутизма;
- наличием психопатоподобного поведения.
2.3. Зачисление детей в группу компенсирующей направленности производится только по
заявлению родителей (законных представителей) и оформляется приказом заведующей
МБДОУ. В случае отказа родителей (законных представителей) от коррекционно­
развивающего сопровождения ребенка в группе компенсирующей направленности - отказ
оформляется в письменном виде.
2.4.Заведующий ДОУ несет ответственность за прием детей в группу компенсирующей
направленности в соответствии с данным Положением.
2.5. Комплектование группы компенсирующей направленности осуществляется обычно в
конце учебного года.

2.6. Наполняемость группы компенсирующей направленности определяется нормативами в
соответствии
с
п.1311.
СанПиН
2.4.1.3648-20
от
28.09.2020г
. Предельная наполняемость группы компенсирующей направленности - не более 12 детей.
2.7. Состав группы компенсирующей направленности должен быть постоянным (не более 12
человек). В группу компенсирующей направленности зачисляются дети с ТНР преимуще­
ственно одного возраста и уровня речевого развития. Дополнительный набор может осу­
ществляться по заключениям ТПМПК (в сентябре) при наличии свободных мест.
2.8. Длительность пребывания воспитанников в группе компенсирующей направленности
зависит от уровня развития и динамики коррекции речевого нарушения и обычно составляет
2-3 года. В исключительных случаях допускается пребывание детей в группе еще один год, с
дублированием подготовительной к школе группы при дефектах речи, обусловленных нару­
шением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия) и др.
2.9. В случае необходимости уточнения диагноза и продления срока обучения по АООП,
родителям логопата рекомендуется провести обследование ребенка врачами - специалиста­
ми (неврологом, психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) для повторного обра­
щения в ТПМПК.
2.10. Выпуск детей из группы компенсирующей направленности проводится ППк, по завер­
шению срока обучения в конце учебного года.
2.11. Ответственность за обязательное посещение детьми занятий в группе компенсирующей
направленности несут родители (законные представители), учитель-логопед, воспитатель и
заведующий ДОУ.
3.Задачи организации группы компенсирующей направленности
3.1. Цель организации группы компенсирующей направленности:
создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для
коррекции нарушений в развитии речи детей (первичного характера), в освоении
дошкольных образовательных программ и подготовка детей к успешному обучению в
общеобразовательной школе.
3.2. Основные
задачи
группы компенсирующей направленности дошкольного
образовательного учреждения:
— коррекция нарушений устной речи детей;
— формирование правильного произношения, усвоение лексических и грамматических
средств языка, развитие навыков связной речи;
— своевременное предупреждение нарушений чтения и письма;
— активизация познавательной деятельности детей;
— коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
— пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей)
4.Организация и содержание деятельности группы компенсирующей направленности
4.1. Группа компенсирующей направленности функционирует в режиме полного рабочего
дня (с 10,5-часовым пребыванием детей), в режиме 5-дневной рабочей недели.
4.2. Группа компенсирующей направленности открывается в помещении, отвечающем сани­
тарным
нормам и правилам пожарной безопасности, оборудованном в соответствии с
требованиями коррекционной педагогики и психологии, ФГОС ДОО.
4.3. Группа компенсирующей направленности и логопедический кабинет оснащены
необходимым
оборудованием,
учебно-наглядными пособиями с учетом
специфики
коррекционной работы.
4.4. В группе компенсирующей направленности предусматривается четкая организация всего
коррекционно-развивающего процесса:
— своевременное обследование речевого развития детей

(логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и
контрольное диагностические мероприятия в сентябре и мае продолжительностью не
менее 15 календарных дней каждое);
— рациональное
расписание организованной образовательной
деятельности
и
логопедических занятий
(логопедические занятия в группе компенсирующей направленности
проводятся
согласно расписанию организованной образовательной деятельности с учетом режима
работы дошкольной организации, графика работы учителя-логопеда и психофизических
особенностей развития детей дошкольного возраста);
— планирование коррекционной работы с детьми
(логопедические занятия проводятся в индивидуальной или групповой/подгрупповой
форме); количество и периодичность занятий определяются учителем-логопедом;
— оснащение их необходимым оборудованием и наглядными пособиями;
— совместная работа учителя-логопеда с воспитателями, родителями и специалистами ДОУ.
4.5. Основной формой организации коррекционно-развивающей
работы являются
логопедические занятия (групповые, подгрупповые, индивидуальные). Занятия проводятся в
соответствии с рабочей программой учителя-логопеда.
Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий для воспитанников с
ОВЗ, имеющих заключения ТПМПК или (и) ППк, составляет не менее 2 занятий в неделю
(групповых/подгрупповых, индивидуальных).
4.6. Продолжительность групповых (фронтальных) логопедических занятий определяется в
соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:
— для детей от 4 до 5 лет-не более 20 минут;
— для детей от 5 до 5 лет-не более 25 минут;
— для детей от 6 до 7лет-не более 30 минут.
4.7. Периодичность подгрупповых и индивидуальных
занятий определяется тяжестью
нарушения речевого развития детей. Продолжительность подгрупповых логопедических
занятий составляет 15-20 минут.
Индивидуальные
логопедические занятия, как
правило, проводятся вне занятий,
предусмотренных сеткой занятий
МБДОУ, сучетом режима работыобразовательного
учреждения и психофизических особенностей развитиядетейдошкольного
возраста.
Продолжительность индивидуального занятия
по постановке и
автоматизации звуков
составляет 10-15 минут.
4.8. Между
групповыми занятиями допускаются перерывы
в
10-15 минут, между
индивидуальными и подгрупповыми занятиями - 5-10 минут.
4.9. В рабочее время учителя-дефектолога (учителя-логопеда) включается непосредственно
педагогическая работа с детьми из расчета 20 часов в неделю на ставку заработной платы, а
также методическая, подготовительная и организационная деятельность.
Учитель-логопед, кроме проведения логопедических занятий:
— проводит профилактическую работу по предупреждению нарушений чтения и письма;
— готовит документы для обследования
детей в психолого-медико-педагогической ко­
миссии, с целью определения в специальные группы;
— осуществляет взаимодействие с педагогами и родителями по вопросам освоения детьми
программы дошкольного образовательного учреждения;
— повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим
нормативным документам;
— участвует в работе РМО учителей-логопедов;
— представляет администрации дошкольного образовательного учреждения и руководителю
РМО учителей-логопедов ежегодный отчет, содержащий сведения о количестве детей с
нарушениями речи в МБДОУ, о результатах коррекционно-развивающей работы;
— поддерживает связь с учителями-логопедами дошкольных образовательных учреждений, с
учителями - логопедами
и учителями начальных
классов общеобразовательных

—
—

—
—
—
—

учреждений, с педагогами специальных (коррекционных) образовательных учреждений
для обучающихся с ОВЗ;
информирует педагогический коллектив МБДОУ о задачах, содержании и принципах ра­
боты группы компенсирующей направленности;
ведет разъяснительную и просветительскую работу среди педагогов, родителей
(законных представителей) детей, выступая с сообщениями о задачах и специфике
логопедической работы по преодолению нарушений речи;
планирует (совместно с другими специалистами) и организует целенаправленную
интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе, в ДОУ;
координирует коррекционную психолого-педагогическую и медицинскую помощь детям
с отклонениями в развитии;
принимает участие в составлении индивидуальных
программ развития (воспитания и
обучения ребенка в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения);
ведет необходимую документацию в соответствии с перечнем, указанным в приложении
№ 2.

5. Руководство и штаты.
5.1. Руководитель ДОУ:
— осуществляет систематический контроль и несет ответственность за
наполняемость,
правильную организацию в группе компенсирующей направленности образовательного
процесса и
проведение всего комплекса мероприятий, направленных на коррекцию
отклонений в развитии детей,
повышение квалификации педагогов, проводит анализ
эффективности работы в данных группах;
— обеспечивает создание
условий для
проведения с детьми коррекционно­
педагогической работы;
— подбирает в
группу компенсирующей направленности постоянных воспитателей,
имеющих педагогическое образование и опыт работы с детьми старшего дошкольного
возраста.
— обеспечивает логопедический
кабинет специальным оборудованием, методической
литературой.
5.2. В штат МБДОУ вводится должность учителя-логопеда из расчета 1 единица на каждую
группу компенсирующей направленности.
5.3. Учителями-логопедами
назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое
образование или высшее педагогическое
образование с обязательным
прохождением
курсов переподготовки по специальности «Дефектология» (логопедия).
5.4. Права и обязанности педагогических работников и обслуживающего персонала группы
компенсирующей направленности
определяются
Правилами внутреннего трудового
распорядка, должностными инструкциями и другими локальными актами.
5.5. Оплата труда и
продолжительность
ежегодных отпусков сотрудникам группы
компенсирующей направленности
установлены
в
соответствии с нормативами,
предусмотренными для персонала
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений (групп) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
6. Материально-техническое и финансовое обеспечение
6.1 . Для организации занятий с детьми
группы компенсирующей направленности в
помещении МБДОУ оборудован логопедический
кабинет, отвечающий санитарно­
гигиеническим нормам, оснащенный необходимым оборудованием, учебно-наглядными
пособиями с учетом специфики
коррекционной работы.
6.2. Ответственность за оснащение логопедического кабинета оборудованием, его санитарное
содержание, ремонт помещения возлагается на администрацию ДОУ.

6.3. Оплата труда учителя-логопеда МБДОУ осуществляется в соответствии с тарифно­
квалификационными характеристиками (требованиями) с повышением тарифной ставки
(должностного оклада) за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи.
6.4. Педагогическим работникам, младшим воспитателям (помощникам воспитателей)
работающим с детьми группы компенсирующей направленности, повышаются тарифные
ставки (должностные оклады) за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи.

Приложение 1
Рекомендации по организации деятельности педагогического
персонала группы компенсирующей направленности
1. Деятельность учителя-логопеда
— планирует (совместно с другими специалистами) и организует коррекционную работу с
детьми с ТНР;
— консультирует воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической
культуре по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса; помогает в
отборе содержания и методики проведения совместных занятий;
— координирует коррекционную психолого-педагогическую и медицинскую помощь детям
с ТНР;
— принимает участие в составлении индивидуальных программ развития (воспитания и
обучения ребенка в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения);
— ведет необходимую документацию.
Учитель-логопед проводит подгрупповые (длительностью 20-30 минут) и индивидуальные
занятия (10-15 минут) с воспитанниками,
имеющими отклонения в речевом развитии и
отстающими от
возрастной
нормы в соответствии с санитарно-эпидемиологическими
требованиями.
В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно педагогическая работа с
детьми из расчета 20 часов в неделю за
ставку заработной платы, а также методическая,
подготовительная и организационная деятельность.
2. Деятельность воспитателя
Деятельность воспитателя группы компенсирующей
направленности
аналогична
деятельности воспитателя общеразвивающей групп
и направлена на обеспечение
всестороннего развития всех воспитанников.
Особенностями
организации работы
воспитателя
группы и компенсирующей
направленности являются:
— обеспечение
индивидуального подхода к каждому воспитаннику с ТНР с учетом
рекомендаций специалистов;
— консультирование родителей (законных представителей) детей с отклонениями в
развитии по вопросам воспитания ребенка в семье;
— ведение необходимой документации.
3. Деятельность педагога-психолога
Деятельность педагога-психолога направлена на сохранение психического здоровья каждого
воспитанника группы.
В его функции входят:
— психологическое обследование воспитанников;
— участие в составлении индивидуальных программ развития (воспитания и обучения
ребенка в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения);
— проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционно-психологической работы с
воспитанниками;
— динамическое психолого-педагогическое изучение воспитанников;
— проведение консультативной работы с родителями по вопросам воспитания ребенка в
семье;
— консультирование персонала группы;
— заполнение отчетной документации.

4. Деятельность музыкального руководителя
Деятельность музыкального руководителя направлена на
развитие
музыкальных
способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности воспитанников.
Особенностями работы музыкального
руководителя
в
группе
компенсирующей
направленности являются:
— взаимодействие со специалистами ДОУ (группы) по вопросам организации совместной
деятельности всех детей на занятиях, праздниках, развлечениях, утренниках и т.д.;
— обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с ТНР;
— консультирование родителей по использованию в воспитании ребенка музыкальных
средств;
— ведение соответствующей документации.
5. Деятельность инструктора по физической культуре
Деятельность
инструктора по
физической
культуре направлена на сохранение и
укрепление здоровья всех детей, и их физическое развитие, пропаганду здорового образа
жизни.
В группе компенсирующей направленности организация его работы предусматривает:
— планирование совместной деятельности воспитанников группы; подготовку и прове­
дение общих спортивных праздников, досуга и развлечений;
— оказание консультационной поддержки
родителям по вопросам физического вос­
питания, развития и оздоровления ребенка в семье;
— регулирование (совместно с медицинскими работниками образовательного учреждения)
физической нагрузки на воспитанников;
— ведение необходимой документации.

Приложение 2
Документация учителя-логопеда
программы/планы логопедической работы;
годовой план работы учителя-логопеда;
расписание занятий;
индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих логопедическую
помощь;
журнал учета посещаемости логопедических занятий;
отчетная документация по результатам логопедической работы.

Приложение 3

Образец заявления на организацию логопедических занятий
Заведующему МБДОУ
№ 1 «Русалочка» п. Гигант
Венюковой Л.М.
от_____________________
(ФИО родителя)

заявление.
Я__________________________________________________________________________________
(ФИО родителя, законного представителя воспитанника)

являясь

родителем, (законным представителем) воспитанника группы компенсирующей

направленности

________________________________________________________________
(ФИО, группа, дата рождения воспитанника)

прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии с
рекомендациями ТПМПК по программе АООП для детей с ТНР на весь срок обучения. Не
возражаю против того, что занятия могут проходить во время любых режимных моментов.
«

»

20

\
(Подпись)

\
(Расшифровка подписи)

Приложение 4

Образец согласия на проведение логопедической диагностики
Заведующему МБДОУ
№ 1 «Русалочка» п. Гигант
Венюковой Л.М.
от
(ФИО родителя)

согласие родителя, законного представителя воспитанника
на проведение логопедической диагностики.
Я
(ФИО родителя, законного представителя воспитанника)

являясь

родителем, (законным представителем) воспитанника группы компенсирующей

направленности

________________________________________________________________
(ФИО, группа, дата рождения воспитанника)

выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка

«

»

20

\
(Подпись)

\
(Расшифровка подписи)

Заведующему МБДОУ
№6 «Колосок» п. Гигант
Фоменко А.А.
от_____________________
(ФИО родителя)

согласие родителя, законного представителя воспитанника
на проведение логопедической диагностики.
Я
(ФИО родителя, законного представителя воспитанника)

являясь

родителем, (законным представителем) воспитанника группы компенсирующей

направленности

_
(ФИО, группа, дата рождения воспитанника)

выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка

«

20

»

\
(Подпись)

.

\
(Расшифровка подписи)

Заведующему МБДОУ
№6 «Колосок» п. Гигант
Фоменко А.А.
от
(ФИО родителя)

согласие родителя, законного представителя воспитанника
на проведение логопедической диагностики.
Я
(ФИО родителя, законного представителя воспитанника)

являясь

родителем, (законным представителем) воспитанника группы компенсирующей

направленности

_
(ФИО, группа, дата рождения воспитанника)

выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка

«____»__________ 20______

___________ \________________________\
(Подпись)

(Расшифровка подписи)

Заведующему МБДОУ
№6 «Колосок» п. Гигант

Фоменко А.А.
от
(ФИО родителя)

заявление.
Я
(ФИО родителя, законного представителя воспитанника)

являясь

родителем, (законным представителем) воспитанника группы компенсирующей

направленности

________________________________________________________________
(ФИО, группа, дата рождения воспитанника)

прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии с
рекомендациями ТПМПК по программе АООП для детей с ТНР на весь срок обучения. Не
возражаю против того, что занятия могут проходить во время любых режимных моментов.
«

»

20

\
(Подпись)

\
(Расшифровка подписи)

Заведующему МБДОУ
№6 «Колосок» п. Гигант
Фоменко А.А.
от_____________________
(ФИО родителя)

заявление.

Я__________________________________________________________________________________
(ФИО родителя, законного представителя воспитанника)

являясь

родителем, (законным представителем) воспитанника группы компенсирующей

направленности

________________________________________________________________
(ФИО, группа, дата рождения воспитанника)

прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии с
рекомендациями ТПМПК по программе АООП для детей с ТНР на весь срок обучения. Не
возражаю против того, что занятия могут проходить во время любых режимных моментов.
«

»

20

\
(Подпись)

\
(Расшифровка подписи)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».