РП учителя-логопеда с детмьи ТНР 5-7 лет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1 «Русалочка» п. Гигант Сальского района

Рассмотрено и рекомендовано
Педагогическим советом
М БДОУ №1 «Русалочка» п. Гигант
П ротокол от 30.08.2024 г. № 1

Утверждено:
И.о заведующего.

Г игант

Рабочая программа учителя-логопеда
для детей 5-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи
в группе комбинированной направленности

Разработала: учитель-логопед
Останкова Е.И.

п. Гигант
2024 г.

п/п
I

II

С од ерж ан и е п р о гр а м м ы
Ц ел евой раздел
1.1.Пояснительная записка

3
3-4

1.1.1.Цель реализации РП

4

1.1.2.Задачи Программы:

5

1.1.3 П ринципы Программы

5

1.1.4. Специфические принципы и подходы к формированию РП для
обучаю щихся с ТНР:
1.1.5. Х арактеристика особенностей детей

6-7

1.1.6. П ланируемые результаты

7-9

1.1.7. Развиваю щ ее оценивание качества образовательной
деятельности.

9 - 10

5-6

С о д ер ж ат ел ь н ы й раздел

10

2.1.П ояснительная записка

10

2.2.О писание образовательной деятельности

обучающихся с ТНР:

2.3.Взаимодействие педагогических работников с детьми
2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с родителями
(законными представителями) обучаю щихся
2.5. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями
воспитанников с ТНР
2.6.П рограмма коррекционно-развиваю щ ей работы с детьми ТНР

II I

ст р а н и ц а

10 -11
11 - 12
12

12 - 13
13 - 14

2.7.Рабочая программа воспитания

14

О р га н и за ц и о н н ы й раздел

14

3.1.П сихолого-педагогические условия, обеспечиваю щ ие развитие
ребенка с ТНР

15

3.2.О рганизация предметно пространственной среды

15

3.2.1.Перечень оборудования и материалов для предметно
пространственной среды логопедического кабинета
3.2.2.М етодическая литература
3.2.3.Календарно-тематическое планирование

15 - 16

17
18 - 32
2

I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка.
А ктуальность проблемы коррекционного направления в деятельности ДО У обусловлена
серьезным
ухудш ением
здоровья
детей,
резким
увеличением
детей
с наруш ением
психофизического развития. О бусловленные причинами биологического и социального характера,
такие нарушения могут проявляться в недостаточном развитии отдельных функций, отклонений в
эмоционально-волевой сфере, наруш ении физического развития. Н еполная речевая деятельность
накладывает отпечаток на формирование у таких детей сенсорной, интеллектуальной и
аффективно-волевой сферы. О тмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные
возможности его распределения. У детей снижена вербальная память, страдает продуктивность
запоминания. Наблю дается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой
моторики. В школе у этих детей наблю даю тся нарушения письма (дисграфия) и чтения (дислексия).
В связи с этим актуальной становится проблема создания системы работы по развитию речи и
коррекции звукопроизнош ения у детей с речевыми нарушениями, способствую щей успеш ному
обучению в школе.
Реш ение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующ ей
содержание комплексной и коррекционных программ.
В качестве нормативно-правового обоснования рабочей программы выступают:
Содержание образовательного процесса данной рабочей программы выстроено в
соответствии с основной образовательной программой и Рабочей программой воспитания М БДОУ
№1 «Русалочка», которая разработана в соответствии со следую щ ими нормативными документами:
- Ф едеральный закон «Об образовании в Российской Ф едерации» от 29.12.2012г. № 120-ФЗ;
- Ф едеральная адаптированная образовательная программа дош кольного образования для детей с
тяжелыми наруш ениями речи, утвержденная приказом М инобрнауки № 1022 от 22.11.2022г.;
- Ф едеральный государственный образовательный стандарт дош кольного образования (ФГОС
Д О ),утвержденный приказом М инобрнауки № 1155 от 17.10.2013г.;
- П риказ М инистерства просвещ ения Российской Ф едерации от31 июля 2020г.№ 373 «Об
утверждении порядка организации и осущ ествления образовательной деятельности по основным
общ еобразовательным программам- образовательным программам дош кольного образования;
Приказ М инистерства просвещ ения Российской Ф едерации (от 06.08. 2020 г. N Р-75) "Об
утверждении примерного П олож ения об оказании логопедической помощ и в организациях,
осущ ествляю щ их образовательную деятельность»;
- П римерная образовательная программа дош кольного образования «Детский сад - Дом радости»
Н.М. Крыловой для детей дош кольного возраста
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения,отдыха и оздоровления детей и молодёжи», утверждёнными постановлением главного
санитарного врача от 28.09.2020№ 28;
- СП 3 ^ 4 3598 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации
работы
образовательных
организаций
и других
объектов
социальной
инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной
инфекции (COVID-19)» от 30.06.2020г №16;
- «Санитарно-эпидемиологическими
правилами
СП
3.1.3597-20
«П рофилактика
новой
коронавирусной инфекции(CO V ID -19)» от 2 2 .12.2020г;

Срок реализации рабочей программы 5 - 7 лет: 2 года.
О сн овн ой базой рабочей п р о г р а м м ы я в л я ю т с я :
-«Ф едеральная адаптированная образовательная программа дош кольного образования для
обучаю щ ихся с ограниченными возможностями здоровья», Приказ М инистерства просвещ ения
Российской Ф едерации от 25 ноября 2022 г.
-«Адаптированная образовательная программа дош кольного образования для обучаю щихся с
тяжелыми наруш ениями речи (ТНР)»;
3

Рабочая программа учителя-логопеда является обязательным педагогическим документом,
обеспечиваю щ им реализацию функций профессиональной деятельности и систему образовательной
работы с детьми по реализации адаптированной образовательной программы дош кольного
образования для детей дош кольного возраста с ТНР.

Кроме того, используются:
А) вариативные образовательные программы дошкольного образования:
•

П римерная
адаптированная основная образовательная программа
тяжелы ми наруш ениями речи / П од ред. Л. В. Л опатиной.2014.

для дош кольников

с

Б) комплексные программы развития, воспитания и обучения детей с ОВЗ:
•

Программы дош кольных образовательных учреждений компенсирую щ его вида для детей с
наруш ениями речи. Коррекция наруш ений речи [Текст] / [Т.Б. Ф иличева и др., А вторсоставитель доктор педагогических наук, профессор Ч иркина Г.В.]. - 3-е изд. - М.
:
Просвещ ение, 2010.

Методическое обеспечение образовательной области «Речевое развитие»
№ А вто р
п\п со став и тел ь

Н аи м ен о в ан и е и зд ан и я

И зд а те л ь ств о

«Сборник домаш них заданий в помощ ь логопедами
родителям для преодоления лексико-грамматического
недоразвития речи у дош кольников с ОНР»

С-П.:
«ДЕТСТВОПРЕСС», 2013

2

Ж укова
И.С.,
М астю кова Е.М., «П реодоление общ его недоразвития у дош кольников»
Ф иличева Т.Б. -

Екатеринбург,
«Литур», 2000

3

К оноваленко В.В.
К оноваленко С.В.

«Индивидуально-подгрупповая работа
звукопроизнош ения»

Лиманская О.Н.

«Конспекты логопеди ческих занятий в подготовительной М.: ТЦ «Сфера»,
2015
к школе группе». 2-е изд., доп.,

1 А гранович З.Е.

4

по коррекции М :ООО
«ГномПресс», 1999

5

Л опатина Л.В.

«Примерная адаптированная основная образовательная С-П, «ЦДК проф.
программа для дош кольников с тяжелы ми нарушениями Л.Б. Баряевой»
речи»
2014

6

Ф иличева Т. Б.,
Ч иркина Г. В.,
Туманова Т.В.

«Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных М.:
образовательных учреждений компенсирующего вида для «Просвещение»,
2014
детей с наруш ениями речи»

7

Гомзяк О С .

Говорим правильно в 6-7 лет, в 3-х альбомах.

Гном, 2016.

1.1.1. Ц ел и и зад ач и л о го п еди ческ о й д ея те л ь н о сти
Ц ел ь данной Программы - обеспечение условий для дош кольного образования,
определяемых общ ими и особыми потребностями обучаю щегося раннего и дош кольного возраста с
ТНР, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует
реализации прав обучаю щихся дош кольного возраста на получение доступного и качественного
образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие
личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и общ естве духовно-нравственными и
социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и
физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

4

1.1.2. З ад ач и П р о гр ам м ы :
- реализация содержания А О П ДО;
- коррекция недостатков психофизического развития обучаю щихся с ТНР;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья обучаю щ ихся с ТНР, в том числе их
эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ТНР в период
дош кольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального
статуса;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и
индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого
ребенка с ТНР как субъекта отнош ений с педагогическим работником, родителями (законными
представителями), другими детьми;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно­
нравственных и социокультурных ценностей, принятых в общ естве правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества;
- формирование общ ей культуры личности обучаю щихся с ТНР, развитие их социальных,
нравственных,
эстетических,
интеллектуальных,
физических
качеств,
инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствую щ ей психофизическим и индивидуальным
особенностям развития обучаю щ ихся с ТНР;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и
повыш ение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации),
охраны и укрепления здоровья обучаю щихся с ТНР;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дош кольного и начального общего
образования.
1.1.3. П р и н ц и п ы П р о гр а м м ы :
1. П оддерж ка разнообразия детства.
2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общ ем развитии
человека.
3. Позитивная социализация ребенка.
4.Личностно-развиваю щ ий и гуманистический характер взаимодействия педагогических
работников и родителей (законных представителей), педагогических и иных работников
О рганизации и обучающихся.
5.
Содействие и сотрудничество обучаю щихся и педагогических работни
ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
6. Сотрудничество О рганизации с семьей.
7. Возрастная адекватность образования. Данный принцип предполагает подбор
образовательными организациями содержания и методов дош кольного образования в соответствии
с возрастными особенностями обучающихся.
1.1.4. С п ец и ф и ч еск и е п р и н ц и п ы и подходы к ф о р м и р о в ан и ю Р П для обучаю щихся с
ТНР:
1. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и
другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование обучающихся:
Организация устанавливает партнерские отнош ения не только с семьями обучающихся, но и с
другими организациями и лицами, которые могут способствовать удовлетворению особых
образовательных потребностей обучаю щихся с ТНР, оказанию психолого-педагогической и (или)
медицинской поддержки в случае необходимости (Центр психолого-педагогической, медицинской
и социальной помощи).
2. И ндивидуализация образовательных программ дош кольного образования обучаю щ ихся с
ТНР: предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает
возможности для индивидуализации образовательного процесса и учитывает его интересы, мотивы,
способности и психофизические особенности.
5

3. Развиваю щ ее вариативное образование: принцип предполагает, что содержание
образования предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом зон актуального и
ближайш его развития ребенка, что способствует развитию, расш ирению как явных, так и скрытых
возможностей ребенка.
4. П олнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей: в соответствии
со
Стандартом
П рограмма
предполагает
всестороннее
социально-коммуникативное,
познавательное, речевое, худож ественно-эстетическое и физическое развитие обучающихся
посредством различных видов детской активности. Деление Программы на образовательные
области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в
форме изолированных занятий по модели школьных предметов. М ежду отдельными разделами
П рограммы сущ ествую т многообразные взаимосвязи: познавательное развитие обучаю щ ихся с ТНР
тесно связано с речевым и социально-коммуникативным, художественно-эстетическое - с
познавательным и речевым. Содержание образовательной деятельности в каждой области тесно
связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует
особенностям развития обучаю щ ихся с ТНР дош кольного возраста;
5.
И нвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения
целей Программы: Стандарт и П рограмма задаю т инвариантные ценности и ориентиры, с учетом
которых Организация должна разработать свою адаптированную образовательную программу. При
этом за О рганизацией остаётся право выбора способов их достижения, выбора образовательных
программ, учитываю щ их разнородность состава групп обучающихся, их психофизических
особенностей, запросов родителей (законных представителей).
1.1.5. Х а р а к т е р и с т и к и , зн а ч и м ы е д л я р азр аб о т к и и р еал и зац и и П р о гр а м м ы
Дош кольники с тяжелыми нарушениями речи - это дети с поражением центральной нервной
системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что обусловливает частое сочетание у
них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности.
Учитывая положение о тесной связи развития мыш ления и речи (Л. С. Выготский), можно
сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи.
Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном
развитии, к своеобразному формированию психики.
Дош кольники с тяжелы ми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) — это дети с
поражением центральной нервной системы, у которых стойкое речевое расстройство сочетается с
различными особенностями психической деятельности.
Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности,
сложные речевые расстройства, при которых у детей наруш ено формирование всех компонентов
речевой системы, касаю щ ихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном
интеллекте (Левина Р. Е., Ф иличева Т. Б., Ч иркина Г. В.).
Речевая недостаточность при общ ем недоразвитии речи у дош кольников может
варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями
лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р. Е.).
В настоящ ее время выделяю т четыре уровня речевого развития, отражаю щ ие состояние всех
компонентов языковой системы у детей с общ им недоразвитием речи (Ф иличева Т. Б.).
Н а вт ором у р о вн е речевые возможности ребенка значительно возрастают. У детей имеется
довольно больш ой словарный запас. В речи преобладаю т сущ ествительные, мало глаголов, и еще
меньш е прилагательных. Очень много в речи детей наблю дается вербальных ошибок, особенно
глагольных. М ного смешений, наблю дается неточность значений слов. В речи ребенка очень много
аморфных глаголов. Ребенок использует фразовую речь. П оявляю тся распространенные
предложения. С точки зрения количества слов предложения довольно объемные, но грамматически
фраза оформлена неправильно. Не все формы дифференцирую тся правильно. Ребенок неправильно
употребляет падежные беспредлож ные формы (неправильное согласование сущ ествительных и
прилагательных в среднем роде, особенно в косвенных падежах). Предложно-падежные
конструкции воспроизводятся неправильно. В целом, предлоги и союзы использую тся редко. Для
6

детей со 2-ым уровнем ОНР характерны грубые нарушения грамматического строя речи.
Н аблю дается больш ое количество аграмматизмов при употреблении сущ ествительных, глаголов;
прилагательные употребляю тся крайне редко, т.к. они носят отвлеченный характер. У детей
усвоены только простые формы словоизменения. Словообразование грубо нарушено. Его
практически нет, кроме уменьш ительно-ласкательных форм. У детей со 2-ым уровнем речевого
недоразвития синтаксически предложения значительно лучш е сформированы, чем у детей с 1
уровнем ОНР. П онимание речи значительно улучшается. Ребенок дифференцирует многие
акустически близкие слова, но не все. Ф онематическая сторона речи нарушена, ребенок не может
выделить звук на фоне слова. Звукослоговая структура слов более развернута. Н о наблюдается
грубое искажение многосложных слов, особенно слогов со стечением. Слова воспроизводятся
вариативно. Н аруш ение звукопроизнош ения носит полиморфный характер.
Правильно
произносятся гласные и простые по артикуляции звуки. Как правило, наблю даю тся стечения и
замены. Замены характеризую т задержку фонетического развития ребенка.
Таким образом, у детей с ОНР 2 уровня наблю даю тся морфологические и синтаксические
аграмматизмы, примитивная связная речь, понимание речи остается неполным, т.к. многие
грамматические формы различаю тся недостаточно.
Т рет ий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с
элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются
попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка вклю чает все
части речи. П ри этом может наблю даться неточное употребление лексических значений слов.
Появляю тся
первые навыки
словообразования. Ребенок образует сущ ествительные и
прилагательные с уменьш ительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаю тся
трудности при образовании прилагательных от существительных. П о-прежнему отмечаются
множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает
ош ибки в согласовании прилагательных и числительных с сущ ествительными. Х арактерно
недифференцированное произнош ение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки
произнош ения могут выражаться в искажении, замене или смеш ении звуков. Более устойчивым
становится произнош ение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и
четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. П онимание речи
приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных
приставками и суффиксами.
М ноголетний опыт обучения дош кольников с недоразвитием речи, изучение динам ики их
продвиж ения в речевом развитии позволили обосновать необходимость в ы д е л е н и я н о в о го ,
ч е т в е р т о г о у р о в н я р а з в и т и я р е ч и (Т. Б. Ф иличева). К нему были отнесены дети с остаточны м и
явл ен и ям и
недоразвития
л екси ко -гр ам м ати ч ески х
и ф онетико-ф онем атических
компонентов язы ковой системы.
Речь таких детей, на первый взгляд, производит вполне благополучное впечатление. Лишь
детальное и углубленное обследование, выполнение специально подобранных заданий позволяет
выявить остаточные проявления общего недоразвития речи.
Затруднения в воспроизведении слов сложного слогового состава и их звуко наполняемости
является диагностическим критерием при обследовании речи дош кольников с IV уровнем
развития речи. П од влиянием коррекционно-развивающего обучения это явление постепенно
сглаживается, но всегда обнаруживается, как только у ребенка возникает необходимость усвоения
новой лексики, сложной по звуко-слоговой структуре и морфологической организации (например:
регулировщ ик, баскет болист ка, велосипедист ка, ст роит ельст во и т. д.).
Для детей данного уровня типичны м является несколько вялая артикуляция звуков,
недостаточная вы разительность речи и нечеткая дикция. Все это оставляет впечатление общей
«смазанности» речи. Н езаверш енность формирования звуко-слоговой структуры, смеш ение звуков,
низкий уровень диф ф еренцированного восприятия фонем являю тся важным показателем того, что
процесс фонемообразования у этих детей еще не завершен.
Н аряду с недостатками фонетико-фонематического характера для этих детей характерны
отдельные наруш ения смысловой стороны речи.
7

Н едостаточность
лексического
строя
язы ка
проявляется
и
в специфических
словообразовательных ошибках. П равильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой
практике, эти дети по-прежнему затрудняю тся в продуцировании более редких вариантов.
Отмеченное недоразвитие словообразовательны х процессов препятствует своеврем енному
формированию навы ков группировки однокоренны х слов, подбора родственны х слов и анализа
их состава. Э то впоследствии, мож ет оказать негативное воздействие на качество овладения
русским язы ком в школе.
1.1.6. П л а н и р у е м ы е р е зу л ь т а т ы
Результаты освоения РП
представлены в виде целевых ориентиров дош кольного
образования и представляю т собой возрастные характеристики возможных достиж ений ребенка с
ОВЗ к концу дош кольного образования.
Реализация образовательных целей и задач П рограммы направлена на достижение целевых
ориентиров дош кольного образования, которые описаны как основные характеристики развития
ребенка с ОВЗ. Они представлены в виде изложения возможных достижений обучаю щ ихся на
разных возрастных этапах дош кольного детства.
1) обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;
2) усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающ его
мира;
3) употребляет слова, обозначаю щ ие личностные характеристики, многозначные;
4) умеет подбирать слова с противополож ным и сходным значением;
5) правильно употребляет основные грамматические формы слова;
6) составляет различные виды описательных рассказов (описание, повествование, с
элементами рассуждения) с соблю дением цельности и связности высказывания, составляет
творческие рассказы;
7) владеет простыми формами фонематического анализа, способен осущ ествлять сложные
формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план),
осущ ествляет операции фонематического синтеза;
8) осознает слоговое строение слова, осущ ествляет слоговой анализ и синтез слов
(двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехслож ны х с открытыми слогами,
односложных);
9) правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);
10) владеет основными видами продуктивной деятельности, проявляет инициативу и
самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании;
11) выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и
устойчиво взаимодействует с детьми;
12) участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;
13) передает как можно более точное сообщ ение другому, проявляя внимание к собеседнику;
14) регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами,
проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблю дая отнош ения партнерства,
взаимопомощ и, взаимной поддержки;
15) отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и педагогическим
работником, стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от
педагогического работника;
16) использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с
художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством, историческими
сведениями, мультфильмами;
17) использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции:
словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности;
18) устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внеш ними и
функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблю дений и
практического экспериментирования;
8

19)
определяет
пространственное
расположение
предметов
относительно
себя,
геометрические фигуры;
20) владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах
десяти, знает цифры 0, 1-9, соотносит их с количеством предметов, реш ает простые
арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала
символические изображения;
21) определяет времена года, части суток;
22) самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);
23) пересказывает литературные произведения, составляет рассказ по иллю стративному
материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный,
игровой, трудовой, познавательный опыт обучающихся;
24) составляет рассказы по сю жетным картинкам и по серии сю жетных картинок, используя
графические схемы, наглядные опоры;
25) составляет с помощ ью педагогического работника небольш ие сообщения, рассказы из
личного опыта;
26) владеет предпосылками овладения грамотой;
27) стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной
деятельности;
28) имеет элементарные представления о видах искусства, понимает доступные
произведения искусства (картины, иллю страции к сказкам и рассказам, народная игрушка),
воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор;
29) проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, к
музыкальным инструментам;
30) сопереживает персонажам худож ественны х произведений;
31) выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции
педагогических работников: согласованные движения, а такж е разноименные и разнонаправленные
движения;
32) осущ ествляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе
спортивных упражнений;
33) знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта;
34) владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании,
двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).
1.1.7. Р азв и в аю щ е е о ц ен и в ан и е к а ч е с т в а о б р азо в ател ь н о й д ея тел ь н о сти .
М о н и т о р и н г индивидуального р а зв и т и я дет ей
Обследование проводится со всеми детьми группы систематически в сентябре, когда ребенок
поступает в группу и в мае, с целью выявления качественных изменений в развитии ребенка в
результате
образовательно-воспитательного
процесса,
организованного
специалистами
образовательного учреждения.
Диагностика не связана с оценкой целевых ориентиров реализации программы: целевые
ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики
(мониторинга), и не являю тся основанием для их формального сравнения с реальными
достижениями детей.
М ет о д и ки обследования:

Н а п р а вле н и я обследования:

Ф иксация р езульт ат ов

программно­
диагностический
комплекс
«Соната-ДО»,
разработанный для учителейлогопедов
на
основе
методики Ф отековой Т. А.,
А хутиной Т. В., составитель:
Каш ина Л.В.

Комплекс
позволяет
учителю л огопеду
обеспечить
четкий
и
оперативный сбор данных о состоянии
и результатах процессов воспитания и
обучения, о качестве управления ими,
об их направленности на раскрытие
потенциальных возможностей детей.

Результаты
исследования
диагностического
направления
формируются
автоматически
и
использую тся
для
планирования
индивидуальной и групповой
работы.
9

И нш акова О.Б. А льбом для
логопеда.
М етодические
рекомендации
и
иллю стративный
материал
для обследования устной
речи
детей
старшего
дош кольного и младшего
ш кольного возраста.

состояние
устной
речи
(логопедическое обследование);
сформированность представление об
окружаю щ ем
(беседа,
вопросы
которой
дифференцированы
по
возрасту);
дифференцированная
диагностика первичных и вторичных
речевых нарушений;

Результаты
исследования
диагностического
направления фиксирую тся в
речевых
картах.
Если
необходимо,
то
разрабатываю тся
индивидуальные
образовательные
маршруты
на каждого воспитанника.

В соответствии с Ф едеральной А О П ДО для детей с ОВЗ в процессе мониторинга индивидуального
развития оцениваю тся следующ ие критерии.
О ценка дается по пяти образовательным областям, в согласовании знаний, умений и навыков,
компетенций воспитанников с формированием интегративных качеств личности и ценностных
отношений, осущ ествляется в баллах:
5 б ал л о в - программа по данному критерию полностью освоена;
4 б ал л а - программа по данному критерию, в основном, освоена, но требуется закрепление и
повторение материала;
3 б ал л а - программа по данному критерию, в основном, освоена, но есть некоторые затруднения;
2 б ал л а - программа по данному критерию освоена в значительной мере, но еще требуется работа;
1 б ал л - программа частично освоена по данному критерию;
0 б ал л о в - в целом программа не освоена по данному критерию, нет динамики развития.
Содержание раздела соответствует п.10.5. «Развиваю щее оценивание качества
образовательной деятельности по Программе» Ф А О П ДО,

II. Содержательный раздел
2.1. П о я с н и т е л ь н а я зап и ск а
В группах комбинированной направленности осущ ествляется реализация Р П для
обучающихся, обеспечиваю щ ей коррекцию нарушений речевого развития (ТНР) и социальную
адаптацию обучаю щихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей.
П рограмма предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет с ТНР II-IV уровня речевого
развития в комбинированной группе для детей с ТНР.
Рабочая программа рассчитана на 2 года обучения, с 1 сентября по 31 мая длится учебный год.
Я зы к обучения - русский.
1-я половина сентября - обследование речи детей, заполнение речевых протоколов, оформление
документации, вторая половина мая - обследование речи, оформление документации.
П родолжительность занятий:
в старш ей группе: индивидуальные 10— 15 мин, подгрупповые 25 мин,
в подготовительной группе: индивидуальные 15 мин, подгрупповые 30 мин
2.2.О п и сан и е о б р азо в ател ь н о й д ея те л ь н о сти обучаю щ и хся с Т Н Р в соответствии с
направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
_______ - физическое развитие._____________________________________________________________________
Ссылка на содержание, представленное в ФАОП ДО
п.32.1
Социально-коммуникативное развитие
п.32.1.3
С детьми старшего возраста
п.32.2
Познавательное развитие
п.32.2.3
С детьми старшего возраста
10

п.32.3
п.32.4
п.32.5

Речевое развитие
п.32.3.4
С детьми старш его возраста
Художественно-эстетическое развитие
п.32.4.5
С детьми старш его возраста
Ф изическое развитие
п.32.5.6
С детьми старш его возраста

Н а п р а в л е н и я л о го п еди ческо й р аб о ты
Общие речевые навыки

Общая, ручная и артикуляционная моторика
Неречевые психические функции
Лексико-грамматическая сторона речи

Ф онематическая сторона речи
Связная речь.

Фонематические представления

О б р а зо в а т е л ь н ы е области
Речевое развитие.
Социально-коммуникативное развитие.
Ф изическое развитие.
Ф изическое развитие.
П ознавательное развитие
П ознавательное развитие.
Речевое развитие.
Социально-коммуникативное развитие.
Х удожественно-эстетическое развитие.
П ознавательное развитие.
П ознавательное развитие. Речевое развитие.
Социально-коммуникативное развитие.
Х удожественно-эстетическое развитие
П ознавательное развитие.
Социально-коммуникативное развитие

2.3. В заи м одей стви е п ед аго ги ч еск и х р аб о тн и к о в с д еть м и
Содержание раздела соответствует п.38 «Взаимодействие педагогических работников с детьми»
Ф А О П ДО
Формы, способы, методы и средства реализации программы, которые отражаю т следующие
аспекты образовательной среды:
- характер взаимодействия с педагогическим работником;
- характер взаимодействия с другими детьми;
- система отнош ений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
Взаимодействие педагогических работников с детьми является важнейш им фактором развития
ребенка и пронизывает все направления образовательной деятельности.
С помощью педагогического работника и в самостоятельной деятельности ребенок учится
познавать окружаю щ ий мир, играть, рисовать, общ аться с окружающими. П роцесс приобщ ения к
культурным образцам человеческой деятельности (культуре жизни, познанию мира, речи,
коммуникации и прочим), приобретения культурных умений при взаимодействии с педагогическим
работником и в самостоятельной деятельности в предметной среде называется процессом
овладения культурными практиками.
Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том
случае, если педагогический работник выступает в этом процессе в роли партнера, а не
руководителя,
поддерживая
и развивая
мотивацию
ребенка.
Партнерские отнош ения
педагогического работника и ребенка в О рганизации и в семье являю тся разумной альтернативой
двум диаметрально противоположным подходам: прямому обучению и образованию, основанному
на идеях "свободного воспитания". Основной функциональной характеристикой партнерских
отнош ений является равноправное относительно ребенка вклю чение педагогического работника в
процесс деятельности. Педагогический работник участвует в реализации поставленной цели
наравне с детьми, как более опытный и компетентный партнер.
Для личностно-порождаю щ его взаимодействия характерно принятие ребенка таким, какой он
есть, и вера в его способности. Педагогический работник не подгоняет ребенка под какой-то
11

определенный "стандарт", а строит общ ение с ним с ориентацией на достоинства и индивидуальные
особенности ребенка, его характер, привычки, интересы, предпочтения. Он сопереживает ребенку в
радости и огорчениях, оказывает поддержку при затруднениях, участвует в его играх и занятиях.
П едагогический работник старается избегать запретов и наказаний. О граничения и порицания
использую тся в случае крайней необходимости, не унижая достоинство ребенка. Такой стиль
воспитания обеспечивает ребенку чувство психологической защ ищ енности, способствует развитию
его индивидуальности, положительных взаимоотнош ений с педагогическим работником и другими
детьми.
Личностно-порож даю щ ее взаимодействие способствует формированию у ребенка различных
позитивных качеств. Ребенок учится уважать себя и других, так как отнош ение ребенка к себе и
другим лю дям всегда отражает характер отнош ения к нему окружающ их. Он приобретает чувство
уверенности в себе, не боится ошибок. Когда педагогический работник предоставляю т ребенку
самостоятельность, оказываю т поддержку, вселяю т веру в его силы, он не пасует перед
трудностями, настойчиво ищ ет пути их преодоления.
Ребенок не боится быть самим собой, быть искренним. Когда педагогический работник
поддерживаю т индивидуальность ребенка, принимаю т его таким, каков он есть, избегают
неоправданных ограничений и наказаний, ребенок не боится быть самим собой, признавать свои
ошибки. Взаимное доверие между педагогическим работником и детьми способствует истинному
принятию ребенком моральных норм.
Ребенок учится брать на себя ответственность за свои реш ения и поступки. Ведь педагогический
работник везде, где это возможно, предоставляет ребенку право выбора того или действия.
П ризнание за ребенком права иметь свое мнение, выбирать занятия по душе, партнеров по игре
способствует формированию у него личностной зрелости и, как следствие, чувства ответственности
за свой выбор.
Ребенок приучается думать самостоятельно, поскольку педагогические работники не
навязываю т ему своего решения, а способствую т тому, чтобы он принял собственное.
Ребенок учится адекватно выражать свои чувства. П омогая ребенку осознать свои
переживания, выразить их словами, педагогические работники содействую т формированию у него
умения проявлять чувства социально приемлемыми способами.
Ребенок учится понимать других и сочувствовать им, потому что получает этот опыт из
общ ения с педагогическим работником и переносит его на других людей.
2.4. В заи м одей стви е педаго ги ч еско го к о л л е к т и в а с р о д и тел я м и (за к о н н ы м и п р е д с та в и тел я м и )
обучаю щ и хся
Содержание раздела соответствует п.39 «Взаимодействие педагогического коллектива с
родителями (законными представителями) обучающихся» Ф А О П ДО
Все усилия педагогических работников по подготовке к ш коле и успеш ной интеграции
обучаю щ ихся с ТНР, будут недостаточно успеш ными без постоянного контакта с родителям
(законным представителям). Семья должна принимать активное участие в развитии ребенка, чтобы
обеспечить непрерывность коррекционно восстановительного процесса. Родители (законные
представители) отрабатываю т и закрепляю т навыки и умения у обучающихся, сформированные
специалистами, по возможности помогать изготавливать пособия для работы в Организации и дома.
Домаш ние задания, предлагаемые учителем-логопедом, педагогом-психологом и воспитателем для
выполнения, должны быть четко разъяснены. Это обеспечит необходимую эффективность
коррекционной работы, ускорит процесс восстановления нарушенных функций у обучающихся.
2.5. В заи м одей стви е п едаго ги ч еско го к о л л е к т и в а с сем ьям и в о сп и т ан н и к о в с Т Н Р
Ф ормирование базового доверия к миру, к людям, к себе - клю чевая задача периода
развития ребенка в период дош кольного возраста.
С возрастом число близких лю дей увеличивается. В этих отнош ениях ребенок находит
безопасность и признание, они вдохновляю т его исследовать мир и быть открытым для нового.
Значение установления и поддержки позитивных надежных отнош ений в контексте реализации
Программы сохраняет свое значение на всех возрастных ступенях.
Процесс становления полноценной личности ребенка происходит под влиянием различных
12

факторов, первым и важнейш им из которых является семья. И менно родители (законные
представители), семья в целом, вырабатываю т у обучаю щ ихся комплекс базовых социальных
ценностей, ориентации, потребностей, интересов и привычек.
Взаимодействие
педагогических
работников
О рганизации
с
родителям
(законным
представителям) направлено на повышение педагогической культуры родителей (законных
представителей). Задача педагогических работников - активизировать роль родителей (законных
представителей) в воспитании и обучении ребенка, выработать единое и адекватное понимание
проблем ребенка.
У крепление и развитие взаимодействия О рганизации и семьи обеспечиваю т благоприятные
условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.
Главной ценностью педагогической культуры является ребенок - его развитие, образование,
воспитание, социальная защ ита и поддержка его достоинства и прав человека.
Основной целью работы с родителями (законными представителями) является обеспечение
взаимодействия с семьей, вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный
процесс М БД О У № 1 «Русалочка» для формирования у них компетентной педагогической позиции
по отнош ению к собственному ребенку.
Планируемый результат работы с родителями (законными представителями), включает:
- организацию преемственности в работе ДО о семьи по вопросам оздоровления, досуга,обучения
и воспитания;
- повышение уровня родительской компетентности;
- гармонизации семейных детско-родительских отношений.
2.6. П р о гр а м м а к о р р ек ц и о н н о -р азв и в аю щ е й р аб о ты с д ет ь м и с Т Н Р
Содержание раздела соответствует п.43 Ф АОП ДО «П рограмма коррекционно-развиваю щ ей
работы с детьми с ТНР»___________________________________________________________________________
Ссылка на содержание, представленное в Ф А ОП ДО
п.43.1
Ц ель программы
п.43.2
Задачи программы
п.43.3
Ф ормы организации
п.43.4
Участие всех педагогических работников в коррекционно-развиваю щ ей работе
п.43.5
Вариативные формы специального сопровождения обучаю щихся в ТНР
п.43.6
Результаты освоения программы
п.43.7
Общие ориентиры в достижении результатов
п.43.8
Общий объём образовательной программы
п.43.9
Специальные условия для получения образования детьми в ТНР
п.43.9.1
Создание предметно-пространственной среды
п.43.9.2
Комплексное всестороннее обследование
п.43.10
Содержание ди ^ференцированной диагностики речевых и неречевых функций
обучаю щихся с гГНР
п.43.10.1
О бследование словарного запаса
п.43.10.2
О бследование грамматического строя речи
п.43.10.3
О бследование связной речи
п.43.10.4
О бследование фонетических и фонематических процессов
п.43.11
Осущ ествление квалифицированной коррекции нарушения речеязыкового развития
обучаю щихся с гГНР
п.43.11.3
Обучение обучаю щ ихся с ТНР, не владеющ их фразовой речью c
элементами лексико-грамматического недоразвития с (III уровнем
речевого развития)
п.43.11.4
Обучение обучаю щихся с нерезко выраженными остаточными
проявлениями
лексико-грамматического
недоразвития
и
фонетико-фонематического недоразвития речи (IV уровнем
13

речевого развития)
п.43.11.4.1
Для обучаю щ ихся старш ей группы
п.43.11.4.2
Для обучаю щ ихся подготовительной к школе
п.43.11.4.4
группе

2 .7.Р абочая п р о г р а м м а в о сп и т ан и я
Содержание Рабочей программы воспитания соответствует п. 2.8. «Рабочая программа
воспитания» Образовательной программы дошкольного образования М БДОУ № 1 «Русалочка»
п. Гигант.
Работа по воспитанию, формированию и развитию личности обучаю щ ихся с ТНР в ДОУ
предполагает преемственность по отношению к достижению воспитательных целей начального
общ его образования
Календарный план воспитательной работы (уровень ДОУ)
Старш ая группа
1 сентября (День знаний) праздник
1 октября (М еждународный день пожилых
людей) (акция)
Осеннее развлечение
Последнее воскресенье ноября (День матери в
России) (развлечения, досуги, акции)
Н овый год (праздник)
23 февраля (развлечение)
8 марта (праздник)
12 апреля (День космонавтики) (досуги,
развлечения)
9 мая (День Победы) (познавательный досуг)
1 июня (День защ иты детей) (праздник)
12 июня (День России) (праздник)
22 июня (День памяти и скорби) (тематические
мероприятия, акции)
22 августа (День Государственного флага РФ )
(Развлечение, досуг)

П одготовительная группа
1 сентября (День знаний) праздник
1 октября (М еждународный день пожилых
лю дей) (акция)
Осеннее развлечение
П оследнее воскресенье ноября (День матери в
России) (развлечения, досуги, акции)
Н овый год (праздник)
23 февраля (развлечение)
8 марта (праздник)
12 апреля (День космонавтики) (досуги,
развлечения)
9 мая (День Победы) (познавательный досуг)
В ыпускной бал (праздник)
1 июня (День защ иты детей) (праздник)
12 июня (День России) (праздник)
22 июня (День памяти и скорби) (тематические
мероприятия, акции)
22 августа (День Государственного флага РФ)
(Развлечение, досуг)

III. Организационный раздел РП
Организационное обеспечение образования обучаю щихся с ОВЗ базируется на нормативно правовой основе, которая определяет специальные условия дош кольного образования обучающихся
этой категории. Создание этих условий должно обеспечить реализацию не только образовательных
прав самого ребенка на получение соответствую щ его его возможностям образования, но и
реализацию прав всех остальных обучающихся, вклю ченных наравне с ребенком с ОВЗ в
образовательное пространство. П оэтому помимо нормативной базы, фиксирую щ ей права ребенка с
ОВЗ, необходима разработка соответствую щ их локальных актов, обеспечиваю щ их эффективное
образование и других обучающихся.
О рганизована система взаимодействия и поддержки образовательной организации со стороны
ПМ ПК, ППМ С-центра, окружного и муниципального ресурсного центра по развитию
14

инклю зивного образования, образовательных организаций, реализующ их адаптированные основные
образовательные программы образования обучаю щ ихся с ОВЗ, органов социальной защиты,
органов здравоохранения, общ ественных организаций при недостаточном кадровом ресурсе самой
образовательной организации.
3.1.П си холого-п ед агоги чески е у сл о ви я, о б есп ечи ваю щ и е р азв и ти е р еб ен к а с Т Н Р
Содержание соответствует п. 51.3. «П сихолого-педагогические условия, обеспечиваю щ ие
развитие ребенка с ТНР» Ф А ОП ДО.
3 .2 .О р ган и зац и я р азв и в аю щ ей п р ед м етн о -п р о стр ан ств ен н о й среды .

П редметно-пространственная развиваю щ ая образовательная среда (далее - П ПРО С) в
обеспечивать реализацию А ОП ДО. Организация самостоятельно проектирует ППРОС с учетом
психофизических особенностей обучаю щихся с ОВЗ.
Содержание соответствует п. 52.1 «О рганизация развиваю щ ей предметно­
пространственной среды» Ф А ОП ДО.
3.2.1.
П ер еч ен ь о б о р у д о ван и я и м а т е р и а л о в д л я п р е д м е тн о -р азв и в а ю щ ей сред
л о го п ед и ч еско го к аб и н ет а
1. Зеркало
2. Детские столы и стулья, стулья для занятий у зеркала
3.Стол письменный.
4.Ш каф для игр, пособий
5.Доска деревянная настенная, магнитная
6.Ш патели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки, хлоргексидин.
7.
Логопедический альбом и папка для обследования всех сторон речи:
(Звукопроизнош ения; Ф онематического восприятия; Грамматического строя речи; Словарного
запаса; Связной речи)
10. Дидактический материал для формирования правильного звукопроизнош ения:
дыхательные тренажеры: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», игруш ки для развития дыхания.
Ф отографии и картинки-символы для выполнения артикуляционной гимнастики. Картинки для
звукоподражания при постановке звуков. Картотека материалов для автоматизации и
дифференциации звуков всех групп. Словесные игры для автоматизации звуков; А льбомы с
предметными и сю жетными картинками для автоматизации и дифференциации звуков всех
групп;П редметные и сю жетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков.
11..Настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования
грамматического
строя
речи:
«Скажи
какой»;
«Придумай
предложение»
«С ловообразование»;«Больш ой-м аленький»(ум еньш ительно-ласкательны е
существительные);
«Какой суп получится?»; «Г еометрическое лото»; «М аленькие слова»
12.Дидактический материал по обогащ ению словарного запаса: (предметные или сюжетные
картинки по
лексическим темам: «Деревья», «Птицы», «Посуда», «Зима»,
«Новый год»,
«Домаш ние животные», «Дикие животные», «Домаш ние птицы», «Транспорт», «Инструменты»,
«Весна», «М ебель», «Цветы», «Ягоды», «Ж ивотные севера», «Овощи», «Фрукты», «Осень»,
«Лето» и др.
13.Настольно-печатные игры и раздаточный материал для работы по формированию навыков
звукового и слогового анализа и синтеза (пособия для определения места звука в слове,
пластиковые круги, квадраты разных цветов)
14.Дидактический
материал по подготовке к обучению грамоте: разрезной алфавит, магнитная
азбука; пособия
«От звука к предложению»; «Читаем слоги». Н астольно - печатные и
дидактические игры для закрепления звукобуквенных связей «Буквы»; «Прочитай по первым
буквам», «Составляем слова»; «Кто в домике живет» «Расш ифруй слова»; «Согласный звонкий,
глухой»; «Согласный твердый, мягкий».
15.
Ц ентр моторного и конструктивного развития.
15

Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по лексическим темам. Разрезные
картинки. Пазлы. Кубики с картинками (4, 6, 12 частей). «Пальчиковый бассейн». М ассажные
мячики различных цветов и размеров, су-джок тренажеры, игрушки - шнуровки. М озаика и схемы
выкладывания узоров из нее. М елкий конструктор «Лего». И гра «Поймай рыбку», камеш ки
«М арблс»,липкие картинки.
16. Лото, домино и другие настольно-печатные игры по изучаемым темам
17. Н ебольш ие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный материал
18. Картотека словесных игр
19. Н астольный и пальчиковый театр, наборы игрушек для инсценировки сказок
Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки,
воздуш ные шары, перышки, сухие листочки и лепестки цветов и т. п.).
20.Картотека материалов для автоматизации и дифференциации (слоги, слова, словосочетания,
предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, словесные игры).
21.Сю жетные картинки, серии сюжетных картинок.
22.Лото,
домино и другие настольно-печатные игры по изучаемым темам.
23.Небольш ие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный материал.
24.Предметные и сю жетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков в словах,
предложениях, текстах.
25.Картотека словесных игр.
26.Настольно-печатные
дидактические
игры
для
формирования
и
соверш енствования
грамматического строя речи.
27.Раздаточный
материал для работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и
синтеза (семафоры, светофорчики для определения места звука в слове, пластиковые круги, квад­
раты разных цветов).
28.Разрезной
алфавит.
29.Наборы игрушек для инсценировки сказок.
30.Настольно-печатные игры для соверш енствования навыков языкового анализа и синтеза.
31.Тематические
папки: игрушки, семья, мебель, посуда, одежда, овощи, фрукты, ягоды, грибы,
растения, животные, насекомые, птицы.
32.Различные
настольные игры для развития мелкой моторики пальцев рук, трафареты; твердые и
мягкие конструкторы, шнуровки.
П а п к и по л ек си ч ес к и м тем ам :
-дикие животные
-цветы
-домаш ние животные
-животные жарких стран
-животные севера
-насекомые
-деревья и кустарники
-овощи
- фрукты
-ягоды, грибы
-день защ итника отечества
-профессии
-транспорт
-одежда, обувь
-птицы: домаш ние, перелётные, зимую щ ие
-посуда, пища
-мебель

16

3.2.2.П рогр ам м н о -м ето д и ческо е обеспечение к о р р ек ц и о н н о й р аб о т ы с д еть м и
д о ш к о л ь н о го в о зр ас та с Т Н Р
П рограм м ы :
I.Ф едеральная адаптированная основная образовательная программа дош кольного образования
для обучаю щ ихся с ограниченными возможностями здоровья. М: ТЦ Сфера,2023.
Л опатина Л.В «Примерная адаптированная основная образовательная программа для дош кольников
с тяжелыми наруш ениями речи».-С-П, 2014
2. Ф иличева Т. Б. П рограмма коррекционного обучения и воспитания детей с общ им недоразвитием
речи 6-го года жизни / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - М.: 3.Ф иличева Т.Б., Чиркина Г.В.
У странение общего недоразвития речи у детей дош кольного возраста: П рактическое пособие. - М.:
Айрис-пресс, 2004. А П Н РСФ СР, 1989.
3.Ф иличева Т .Б .,Ч иркина Г .В .,Т у м ан о ва Т.В. Дети с общ им недоразвитием речи.
Воспитание и
обучение. - издательство «Гном и Д», 2000
4 .Л и м а н с к а я О .Н . К онспекты логопеди ческих зан ятий в старш ей группе. 2 -е изд., доп., испр.
—
М .: ТЦ Сфера, 2016.
5.Лиманская О.Н.
Конспекты логопеди ческих занятий в подготовительной к школе группе. 2-е
изд., доп., испр. — М.: ТЦ Сфера, 2015
6.Лылова
Л.С. Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с детьми дош кольного
возраста Воронеж: ООО «М етода»2015.
7.
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. П реодоление речевых наруш ений у дош кольников. СПб., 2003.
8.Кузнецова Е.В, Тихонова Н.В. Ступеньки к школе. О бучение грамоте детей с
нарушениями речи. М.: Творческий Центр «Сфера», 2000г.
9.Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.
10.Волкова Л.С. и др. «Логопедия.» М.: Просвещ ение, Владос, 1995.
II.Лопухина И.С. Логопедия. Речь. Движение. - М., «Дельта», 1997
12.Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общ им недоразвитием речи:
пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей» (М.: «М озаика-Синтез», 2005.)
13.Сидорова У.М. Учим слова и предложения. Речевые игры и упраж нения для детей 5-6 лет.
(в трёх тетрадях). М: ТЦ Сфера,2019
14.Сидорова У.М. Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей 6 - 7 лет. (в
трёх тетрадях). М: ТЦ Сфера,2019
15.
Н ищ ева Н.В.
16.Нищева Н.В. Тетрадь для детей старш его дош кольного возраста с ОНР (с 5-6 лет). Старш ая
группа.СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - П РЕСС» 2024.
17.Н ищ ева Н.В. Тетрадь для детей старш его дош кольного возраста с ОНР (с 6 -7 лет).
П одготовительная группа. СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС» 2024.

17

3.2.3. К ал ен д ар н о -тем ати ч еск о е п л а н и р о в а н и е
П е р с п е к т и в н ы й т ем ат и ч еск и й п л ан за н я т и й по ф о р м и р о в ан и ю п р а в и л ь н о го п р о и зн о ш ен и я и
ф он ем ати ч еского в о с п р и я т и я , овладен ию зву к о во го а н а л и за и си н теза (детей 5-6 л е т с Т Н Р )
Тема занятия

Период

Н авы ки овладения звуковым анализом и синтезом

1 - 2 неделя Обследование речевого развития

Сентябрь

3-я
неделя
4-я
неделя
1-я

Октябрь

неделя
2-я
неделя
3-я
неделя
4-я
5-я
неделя
1-я

Ноябрь

2-я
неделя
3-я

Органы
артикуляции
стр.16 №1

Развитие слухового внимания и фонематичного восприятия
на материале неречевых звуков

Звук [а].
Понятие о звуковом
ряде стр.18 №3

Выделение гласного звука [а] из потока
звуков

Звук [у]
стр.20 №5

Выделение звука [у] среди других гласных звуков.
Выделение звука [у] в начале слова

Звук [и]
стр.22 №7

Выделение гласного звука [и] в начале слова (Ира, ива, индюк,
игра)

Звуки [а]. [у] [и]
стр.24 №8

Звуковой анализ ау-уа-иа

Звук [э]
стр.25 №9

Выделение гласного звука [э] в начале слова (Эдик,
этаж, экран, эхо)

Звук [о]
стр.27 №10

Выделение звука [о] в потоке звуков, а также в начале слова
(осы, Оля, ослик, окна)

Звук [м]
стр.28 №11

Выделение согласного звука [м] в конце слова

Звук [п]
стр.31 №13

Определение наличия или отсутствия звука в слове- Анализ
и синтез слогов ап-па

Звуки [п], [п ’]

Определение наличия и место звука в слове

стр.32 №14
Звук [н]
стр.34 №15

Выделение звука среди других согласных звуков. Позиция
звука в слове (начало, середина, конец)

Звук [б]
стр.37 №17

Выделение звука среди других согласных. Определение
позиции звука [б] в слове (начало, середина)

1-я

Звуки [б]- [п]
стр.40 №19

Полный анализ односложного слова Бим

2-я

Звук [в]
стр.41 №20

Определение позиции звука [в] в слове (начало, середина).
Звуковой анализ слова ива

3-я

Звук [д]
стр.45 №23

Выделение звука среди других согласных звуков. Позиция
звука в слове (начало, середина, конец)

Гласные и согласные
звуки стр.49 №26

Выделение гласного звука в середине
односложных слов (дом, мак, лук)

4-я
недедя
5-я

Декабрь

неделя

неделя
4-я
неделя

18

Январь

Период
3-я
неделя
4-я
5-я

Тема занятия
Звуки [т]
стр.52 №28
Звуки [д], [т]

стр.56 №31

Звук [ф]

неделя
1-я

стр.57 №32
Звук [к]

неделя
2-я

стл 63 №37
Звук [г]

3-я

стп 66 №40
Звук [х]

неделя

стр.72 №44

Н авы ки овладения звуковым анализом и синтезом
Определение места звука в слове (начало,
середина, конец)
Дифференциация звуков [д], [т]

Выделение в речи звук [ф]. Деление слова на слоги, различение коротких и
длинных слов
Выделение звука [к] из потока согласных звуков и в словах. Звуковой анализ

Февраль

слова кот

4-я

Звук [с]

неделя
5-я

стр.76 №47

неделя

стр.78 №49

Звуки [с], [с ]’

Определение наличия или отсутствия в слове звука [г]

Определение наличия или отсутствия звука [с] в словах.
Нахождение места звука [с] в словах
Различение твердых и мягких звуков [с], [с ]’ . Звукослоговой анализ слова

гуси
1-я

Март

неделя
2-я

Звук [з]

стр.80 №50
Звуки [с], [з]

3-я
4-я

Апрель

Дифференциация звуков /с/, [з]

стр.83 №53
Звук [ц]

стр.86 №55

Выделение звука [ц ] в речи. Определение места звука [ц] в
слове (начало, середина, конец)

Звуки [с], [ц]
стр.87 №56

Дифференциация звуков [с], [ц]

неделя
1-я

Звук [ш] стр.90 №58

неделя
2-я

Выделение в речи звука [ш], определение его позиции в
слове (начало, середина, конец)

Звуки [с], [ш]

Различение звуков [с], [ш]

неделя
3-я
4-я

Май

Выделение в печи звука Ы . Определение позиции звука [з] в
словах (начало, середина слова)

стр.94 №61
Звук [ж]
стр.97 №63
Звуки [з], [ж]
стр.101№ 66

неделя
1-я

Звук [ч]

неделя

стр.106 №69

2-я
неделя

Звук [щ]

Подбор слова к схемам звукового анализа

Дифференциация звуков [з], [ж]
Выделение звука [ч] в речи. Нахождение места звука [ч] в
слове (начало, середина, конец)
Выделение звука [ч] в речи. Нахождение места звука [ч] в
слове (начало, середина, конец)

стр. 111 №73

19

3-я - 4-я
неделя

Обследование речевого
развития

П ерспективный тематический план занятий по обучению детей словообразованию, формированию
лексико-грамматических категорий, развитию связной речи (для детей 5-6 лет с ТНР)
Связная речь
Период
Тема
Словообразование
Формирование лексико­
грамматических категорий

Сентябрь

1
2
3
4
1 - 2 неделя Обследование речевого развития
3-я
Лето
Формирование умения вы­
делять слова, обозначаю­
неделя и осень
щие названия предметов,
действий, признаков и слов
стр.17
сравнительного анализа
№2
4-я
Овощи
Образование множествен­
ного числа существитель­
неделя и фрукты
ных (яблоко — яблоки, огу­
стр.19
рец — огурцы). Понимание
обобщающего значения
№4
слов
1-я

Сбор

неделя

урожая

Октябрь

Согласование прилагатель­ Составление
ных с существительными в предложений
роде, числе, падеже (крас­
описательного
ный помидор — красные
характера об овощах и
помидоры — много красных фруктах
помидоров)

Образование глаголов с
приставкой (на)

Согласование существи­
тельных с глаголами в на­
стоящем времени;

№9

Формирование навыка
составления
описательного рас­
сказа
Согласование существи­
Согласование существи­
Овладение навыками
тельных с глаголами един­
тельных с прилагательными составления простого
предложения и
ственного и множественного в роде, числе, падеже
(желтый цыпленок -- желтые описательного
числа настоящего и про­
шедшего времени (утка
цыплята)
рассказа
плавает —утки плавают)

Домашние
животные

Образование существитель­
ных с суффиксами

Усвоение навыка образова­ Пересказ коротких
ния притяжательных прила­ рассказов
гательных (кошачьи глаза,
лошадиный хвост)

Птицы
стр.
23,24
№7,8

3-я

Домашние

неделя

птицы
Стр.26

4-я

Согласование существи­
Составление
тельных с прилагательными предложений с
в роде (желтые листья,
использованием
холодный дождь)
опорных картинок

Согласование притяжатель­
ных местоимений (мой, моя,
мое) с существительными
мужского и женского рода
(моя груша, мой перец, мое
яблоко)

№5,6

неделя

6

Развитие навыка словообра­
зования существительных с
помощью уменьшительно­
ласкательных суффиксов
(лук — лучок, огурец —
огурчик)

стр.21

2-я

5

неделя
Стр.29 №11

Составление
предложений по
вопросам (кто? что?
что делает? кому?
чему?)

20

5-я

Деревен­
ский двор

неделя
стр.31,33

Образование существитель­
ных с уменьшительно­
ласкательными суффиксами
(кошка — кошечка)

Различение и выделение
названий признаков по на­
значению и вопросам (ка­
кой? какая? какое?)

№13,14

1-я

Детеныши
животных

неделя
стр.35 №15

2-я

Дикие

неделя

животные

Образование существитель­ Согласование существи­
ных с помощью суффиксов - тельных с
ата, -ята,
прилагательными в роде,
числе, падеже
(теленок— телята)

Образование существитель­
ных с помощью суффиксов

Практическое употребление Овладение
притяжательных прилага­
диалогической формой
тельных (лисий хвост, вол­ общения
чьи зубы)

Усвоение окончаний глаго­
лов множественного и
единственного числа на­
стоящего и прошедшего
времени (белка делает за­
пасы; еж сделал норку)

Согласование прилагатель­
ных с существительными в
косвенных падежах (мы
видели рыжую белку; в дуп­
ло пряталась рыжая белка)

Пересказ небольших
рассказов

Продукты
питания

Образование относитель­
ных прилагательных

Чтение стихотворений
и загадок о продуктах

стр.42

(яблочный сок, кабачковая
икра)

Изменение окончаний су­
ществительных в винитель­
ном, дательном творитель­
ном падежах

Умение образовывать срав­
нительную степень прила­
гательных

Согласование прилагатель­
ных с существительными

Совершенствование
навыка составления
рассказа

Умение образовывать срав­
нительную степень прила­
гательных (холодный —
холоднее, белый — белее)

Согласование прилагатель­
ных с существительными
(рыжая белка, колючий еж)

Совершенствование
навыка составления
рассказа (по серии
картин Г. Каше «Си­
ничка»)

Образование существитель­
ных с помощью суффиксов ата, -ята, -онок, -еник
(бельчонок — бельчата)

Практическое употребление Овладение
притяжательных прилага­
диалогической формой
тельных (лисий хвост, вол­ общения
чьи зубы)

Ноябрь

стр.37 №16
3-я
неделя

Подготовка
животных к
зиме
стр.38
№17

4-я
неделя

1-я

№21
Зима

неделя

стр.45

2-я

Зимние

неделя

забавы

Декабрь

Согласование слов в
предложении по
модели: суще­
ствительное в
именительном падеже +
согласованный глагол
(кот спит)
Согласование слов в
предложении по
модели: суще­
ствительное в
именительном падеже +
согласованный глагол+
прямое дополнение

стр.47
№24
3-я

Дикие

неделя животные
зимой стр.49
№26

21

4-я

Новый год

неделя

стр.55
№30

Образование
существительных с
уменьшительно­
ласкательными
суффиксами (елка - елочка)

Употребление в речи
глаголов в единственном и
множественном числе
настоящего и прошедшего
времени (дети украшают
елку, дети украшали елку)

Умение расширить
предложение путем
введения
однородных членов

Начало января - индивидуальные занятия
3-я

Зимние забавы

неделя

стр.45

Январь

№23

4-я

Сезонная

неделя одежда
стр.50
№27
5-я

Птицы зимой

Умение образовывать срав­
нительную степень прила­
гательных (холодный —
холоднее, белый — белее)

Закрепление навыка
составления
простого предложе­
ния. Составление
описательного
рассказа

Образование глаголов с
приставками (вы-, о, пере-)

Согласование существитель ных с глаголами в на­
стоящем времени; птица
(что делает?) летит, поет,
клюет...

Формирование
навыка составления
короткого рассказа

Образование сравнительной
степени прилагательных
(мягкий — мягче)

Закрепление навыка ис­
пользования в речи
предлогов (в, на, над, из,
под, с)

Образование существитель­
ных с помощью суффиксов
(название предметов в за­
висимости от назначения:
сахар — сахарница, хлеб —
хлебница)

Образование формы
творительного падежа
(что с чем? — чашка с
чаем, тарелка с супом).
Различение и выделение
названий признаков по
назначению (какой?
какая? какие?)

Умение сравнивать
предметы по их
различным или
сходным качествам
(стул — кресло).
Усвоение конст­
рукции сложного
предложения
Составление
описательных
рассказов

№37
Мебель

неделя

стр.59

Февраль

№33

2-я

Посуда

неделя

стр.62
№36

Совершенствование
навыка составления
рассказа (по серии
картин Г. Каше «Си­
ничка»)

Образование приставочных
Согласование существи­
глаголов (шить — зашить,
тельных мужского и жен­
подшить, вышить, пришить) ского рода с притяжатель­
ными прилагательными
(мой шарф, моя шуба,
мое пальто)

неделя стр.63

1-я

Согласование прилагатель­
ных с существительными
(рыжая белка, колючий
еж)

22

3-я

День

Использование в речи пред­
логов (в, на, под, из, по)

Согласование
числительных с
существительными

Составление
рассказа по серии
картин

Образование прилагательных
путем словосложения
(голубоглазый, длинноволо­
сый)

Использование в речи ме­
стоимений (мой, моя, мое
— мой нос, моя нога, мое
лицо)

Заучивание
стихотворения

неделя защитника
Отечества

4-я

Стр.72
Человек

неделя стр.64
№37
1-я

Весна

неделя

стр.78
№49

2-я

Мамин день 8
Марта

неделя

Образование сравнительной
Различение и выделение
степени прилагательных
признаков по вопросам
(теплый —теплее, быстрый — (какой? какая? какие?)
быстрее)

Составление
рассказа по серии
картин

Образование существитель­
ных с уменьшительно­
ласкательными суффиксами

Заучивание
стихотворения

Усвоение многозначных
слов (шляпка — у гриба,
у .женщины, у гвоздя)

Март

стр.80
№50
3-я

Семья

неделя

стр.65

Образование прилагательных Использование в речи ме­
путем словосложения
стоимений

Совершенствование
навыка составления
рассказа

Изменения окончаний жен­
ского рода, мужского рода в
согласовании с глаголом
настоящего и прошедшего
времени (учитель учит —
учительница учила)

Практическое
употребление в речи
названий профессий

Составление
предложений по
демонстрируемому
действию

Закрепление навыка упот­
ребления слов-антонимов
(быстро —медленно, далеко
— близко)

Согласование
притяжательных
местоимений мой, моя с
существительными (мой
самолет, моя машина)

Составление
простого описания
предмета

Закрепление навыка обра­
зования приставочных гла­
голов (с приставками в-, у-,
по-, пере-, при-)

Согласование
Пересказ
числительных с
небольшого рас­
существительными. Расши­ сказа
рение значений предлогов
(на, над, из, в,
Употребление слов,
Пересказ сказок
обозначающих оттенки
цвета

№39
4-я

Профессии

неделя

стр.86
№55

1-я
неделя

Транспорт
стр.83

апрель

№53
2-я

Прилет птиц

неделя

стр.90
№58

3-я

Цвет. Форма.
Величина

неделя

Образование сравнительной
степени прилагательных
(зеленый — еще зеленее)

стр.94

23

4-я

Цветы

недел стр.106
я
№69

1-я
неде­
ля

Деревья
стр.76

Образование прилагатель­
ных с помощью уменьши­
тельных суффиксов: -енък, емок, -онок

Согласование существитель­
ных, с прилагательными
(синий колокольчик, белая
ромашка). Усвоение
притяжательных
местоимений (мой, моя)

Рассказ-описание.
Усвоение понятия о
сложном предло­
жении

Образование относительных
прилагательных (березовый,
дубовый)

Согласование существи­
тельных с
прилагательными в
единственном и множест­
венном числе (сосновая

Составление
предложений по
картинкам,
опорным словам

Образование притяжатель­
ных прилагательных
(лисья нора, беличье
дупло)

Употребление словантонимов

Составление диалога,
освоение
диалогической фор­
мы речи

№47
2-я
неде­
ля

Лес
стр.76

№4 7
3 - 4 Обследование
недел речевого
я
развития

П е р с п е к т и в н ы й п л ан те м а т и ч е с к и й п л ан за н я т и й
по обучению детей словообразованию,
формированию лексико-грамотических категорий, развитию связной речи
(для детей 6-7 лет с ТНР)
Период

1

ь
р
б

Iе

Тема

Словообразование

2
3
4
1 - 2 неделя Обследование речевого развития
3-я
стр.31
Овощи и
Образование
относительных
фрукты
неделя №4
прилагательных и
согласование их с
существительными
(вишневый сок, сливовое
варенье)

С 4-я
неделя

стр.37

Сбор
урожая

Образование слов с
уменьшительно­

№8
ласкательным оттенком
(яблоко- -яблочко, лимон
— лимончик)

Формирование лексико­
грамматических категорий
5

Связная речь

6

Согласование в речи при­
лагательных, обозначаю­
щих цвет, форму, вкус
(кислое яблоко, желтая
груша)

Составление
рассказа-описания на
тему «Овощи и
фрукты»

Употребление существи­
тельных во множественном
числе, родительном падеже
(груша — груши -много
груш)

Составление
предложений по
картине

24

1-я
неделя

стр.43

Золотая
осень

№12

2-я
неделя

стр.48

Птицы

Октябрь

№16

3-я
неделя

стр.54
№20

4-я
неделя

стр.60
№24

стр.65

Ноябрь

стр.70
№32

4-я
неделя

стр.75

1-я
неделя

стр.81
№40

5—7 предложений

Составление рассказаописания на тему
«Птицы, их повадки»

Рассказывание сказокдраматизаций с опорой
на картинки

Деревенек Образование
притяжательных
ий двор
прилагательных (пету­
шиный хвост,
лошадиная грива)

Подбор однородных при­
лагательных к существи­
тельному (кошка —рыжая,
пушистая, ласковая)

Составление
рассказов-описаний
животных, их повадок

Каникулы

Дикие
животные

Образование слов с
увеличительными
оттенками (зубищи,
лапищи)

Практическое употребле­
ние притяжательных при­
лагательных (беличье дупло,
лисья нора)

Распространение
предложения
однородными
членами

Подготов
ка
животных
к зиме

Употребление слов с
эмоционально­
оттеночным зна­
чением (хитрая лиса,
мягкие лапы)

Употребление глаголов в
различных временных фор­
мах (что делает? что сде­
лал? что будет делать?)

Подробный
последовательный
пересказ

Продукты
питания

Образование
прилагательных от
слов, обозначающих
продукты питания
(яблочный пирог,
грибной суп)

Употребление глаголов во
множественном и единст­
венном числе (чистит —
чистят, моет —моют)

Рассказывание сказки

Зима

Подбор родственных
слов (снег, снежок,
снеговик)

Подбор однородных ска­
зуемых (снег — падает,
идет, ложится)

Составление рассказа
по опорным
картинкам

№36

ь
р
                    
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».