Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 «Русалочка» п. Гигант Сальского района
РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО
общим собранием работников
МБДОУ №1 «Русалочка» п. Гигант
Протокол №1 от « Л>\ » С К 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО
Приказом МБДОУ
№ f)
от 01
Заведующий
очка» п. Гигант
ва Л.М.
СТ ИЗМЕНЕНИИ
в Образовательную пр ограмму дошкольно
реждения
Муниципального бюджетного дошкольного образовать
«Детский сад № 1 «Русалочка» п. Гигант Сальского района
Внести в Образовательную программу дошкольного образования МБДОУ
№ 1 «Русалочка» п. Гигант следующие изменения:
1. В Разделе 1 «Целевой раздел», п. 1.1.3. «Значимые для разработки и
реализации Программы характеристики», п/п 1.1.3.1. «Информация о
возрастных группах» таблицу изложить в следующем содержании:
Возрастная категория
группы
I младшая группа
I младшая группа
II младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа
Возраст
Направленность группы
1-4 лет
1-3 лет
3-4 лет
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет
Комбинированная
Общеразвивающая
Общеразвивающая
Общеразвивающая
Комбинированная
Комбинированная
Кол-во
групп
1
1
2
1
2
2
2. Раздел 1 «Целевой раздел», п. 1.4. «Часть, формируемая участниками
образовательных
отношений»,
добавить
п/п
1.4.1.
«Парциальная
образовательная программа «Наша Родина - Россия» следующего
содержания:
, г, .. >
«1.4.1.1. Цель и задачи Программы.
Цель Программы - создание в социокультурной образовательной среде
дошкольной образовательной организации эффективных условий для
патриотического воспитания детей 4-7 лет на основе духовно-нравственных
ценностей многонационального российского народа, исторических и
национально-культурных традиций Отечества.
Основные задачи Программы:
1. Мотивированное приобщение детей к традиционным ценностям
многонационального российского народа: Родина, единство народов
России, семья, природа, культура, труд, человек и др.
2. Патриотическое воспитание детей на основе формирования целостного
представления о родной стране - России и эмоционально-ценностного
отношения к ее великому историко-культурному наследию, славным
традициям, людям-труженикам и героям-защитникам, прекрасной и
разнообразной природе и др.
3. Содействие становлению основ первичного опыта созидательной
деятельности и нравственного поведения детей в соответствии с
принимаемыми, разделяемыми, проживаемыми ценностями, нормами и
правилами российского общества (с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей каждого ребенка как уникальной личности) в условиях
социально-педагогического партнерства воспитателя с семьями детей.
1.4.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа опирается на систему методологических принципов как основных
положений, которые раскрывают закономерности образовательной деятельности
и позволяют педагогу определить содержание, организационные формы и
методы в соответствии с целевыми ориентирами образования детей дошкольного
возраста:
• Амплификации;
• Интегративности;
• Вариативности;
• Диалогичности;
• Инициирования субъектности;
• Культуросообразности;
• Природосообразности;
• Целостности.
Основываясь на рекомендациях ФГОС ДО, Программа охватывает
следующие направления образовательной работы:
- введение детей в мир общечеловеческой культуры; расширение
социокультурного опыта каждого ребенка как уникальной личности;
- развитие содержательного общения и комфортного взаимодействия
ребенка со взрослыми и другими людьми в разных видах деятельности;
- создание оптимальных условий для проведения познавательной и
творческой активности, самостоятельности, инициативы каждого ребенка;
- амплификация общего развития каждого ребенка с учетом его
возрастных. Гендерных, индивидуальных особенностей;
- поддержка культурных практик, поисково-исследовательской
деятельности,
разных
видов
экспериментирования
(двигательного,
социального, познавательного, художественного и др.);
- создание условий для становления целенаправленности и
произвольности
(саморегуляции)
действий;
формирования
опыта
планирования и организации разных видов деятельности, в том числе
предпосылок учебной деятельности.
1.4.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Программа предназначена для детей 4-7 лет. Реализация
образовательных задач Программы осуществляется в группах от средней до
подготовительной.
Внедрение парциальной образовательной программы «Наша Родина Россия!» в образовательный процесс проходит поэтапно, начиная со средней
группы.
План-график внедрения парциальной образовательной программы
«Наша Родина - Россия»
Период внедрения (учебный год)
Возрастная группа
2025-2026 учебный год
Средняя группа
2026-2027 учебный год
Средняя группа
Старшая группа
2027-2028 учебный год
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа
1.4.1.4. Планируемые результаты
Планируемые
результаты
освоения
содержания
Программы
представляют собой возрастные характеристики возможных достижений
ребенка к завершению дошкольного образования.
В соответствии с ФОП ДО к концу дошкольного возраста ребенок:
— проявляет духовно-нравственные качества и патриотические чувства;
— обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, в
котором он живет; элементарными представлениями из области
естествознания, математики, истории, искусства и спорта, информатики и
инженерии и т.п.; о себе, составе семьи, родственных отношениях и
взаимосвязях, семейных традициях; об обществе, его социально
культурных ценностях; государстве и принадлежности к нему;
— имеет представление о жизни людей в России, имеет некоторые
представления о важных исторических событиях Отечества;
— проявляет положительное отношение к миру, разным видам труда, другим
людям и самому себе;
— способен регулировать свое поведение и осуществлять выбор социально
одобряемых действий в конкретных ситуациях, обосновывать свои
ценностные ориентиры;
— проявляет стремление заниматься социально значимой деятельностью
(трудовые поручения, социокультурные проекты, акции и др.).
Планируемые результаты представлены в виде целевых ориентиров и не
подлежат оценке, в том числе в виде педагогической диагностики
(мониторинга), а также не являются основанием для формального сравнения с
реальными достижениями детей. Освоение Программе не сопровождается
проведением
промежуточной
аттестации
и
итоговой
аттестации
воспитанников.
3. Раздел 2 «Содержательный раздел», п. 2.7. «Часть, формируемая участниками
образовательных отношений Содержательного раздела Программы» добавить
п\п 2.7.1. «Содержание образовательной деятельности по Парциальной
образовательной программе патриотической направленности для приобщения
детей 4-7 лет к традиционным ценностям многонационального российского
народа «Наша Родина - Россия» следующего содержания:
«Основываясь
на
аксиологическом
подходе,
содержание
образовательной работы проектируется как путь от познания детьми
ценности к собственному действию, от первичных представлений о ценностях
российского общества и формированию у детей ценностного отношения к
окружающему миру (природному и социальному), родной стране, родному
языку, истории и культуре своего народа, становлению и расширению
личного опыта каждого ребенка в действиях и проступках, основанных на
мотивированном принятии ценностей.
Содержание парциальной программы «Наша Родина — Россия»
рассчитано на три возрастные группы: среднюю (4-5 лет), старшую (5-6 лет) и
подготовительную к школе (6-7 лет). Программа предусматривает 27
путешествий, в каждой возрастной группе педагог совершает с детьми по 9
путешествий.
Организационно каждое путешествие реализуется в течение 2-3 дней в
средней группе, до 5 дней в старшей и подготовительной к школе группах. В
течение 2-5 дней педагог выделяет время в утренние часы или во второй
половине дня на работу с детьми. Ещё несколько дней будет необходимо на
проведение проектной работы или акции, которые реализуются совместно с
родителями. Это время намеренно не регламентируется, поскольку зависит от
того, как быстро педагог сможет организовать родителей. После проведения
всей работы педагогу потребуется потратить ещё 10-15 минут на то, чтобы
подвести с детьми итоги: вспомнить, куда путешествовали, о чём узнали в
этом путешествии, поделиться впечатлениями от участия в акции или
проекте. Время, необходимое для реализации Программы, представлено в
Технологическом разделе выше.
Задачи в образовательных областях
В ФОП ДО задачи патриотической направленности чётко обозначены в
образовательных областях «Социально-коммуникативное развитие» и
«Познавательное развитие».
В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
отдельно выделены задачи формирования основ гражданственности и
патриотизма, которые предусматривают: воспитание патриотических и
интернациональных чувств, уважительное отношение к Родине, к
представителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям;
поддержку интереса детей к событиям, происходящим в стране, развитие
чувства гордости за достижения страны в разных областях науки и культуры,
служения и верности интересам страны; развитие интереса к населённому
пункту, в котором живут дети.
Тесно перекликаются с ними и задачи образовательной области
«Познавательное развитие»: развивать представления детей о своей малой
родине, населённом пункте, в котором живут, его достопримечательностях,
поддерживать интерес к стране; расширять представления о культурно
исторических событиях малой родины и Отечества, развивать интерес к
достопримечательностям родной страны, её традициям и праздникам;
воспитывать эмоционально-положительное отношение к ним.
Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности
по Программе:_________________________________________________________
Тема/Возрастная группа
Период
освоения
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная
группа
Сентябрь
«На
Родину «Яблочная ярмарка»
«Путешесивие
на
Ильи Муромца
теплое море»
и
муромского
калача»
Октябрь
«Тульский
«Капустные
«Житница России»
самовар
и посиделки»
мастер Левша»
Ноябрь
«В
гости
к «Туда, где начинается «По
Амурупоморам
на зима»
батюшке»
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Студёном море»
«Дом
моды «Путешествие
в
Снегурочки»
резиденцию
Деда
Мороза»
белого
«Едем
на «Праздник
месяца на Байкале»
Лямпийские
игры»
«Серебряных
«Крепости
земли
Российской»
дел мастера»
«Вятские
«В таежный край, на
валенки
и берега Енисея»
художник
Васнецов»
«К
цветущим «Едем на Сабантуй»
тюльпанам
и
сайгакам»
«О
чем «Праздник
первой
рассказали
рыбы»
московские
конфеты»
«На родину первой
елки - в город
музеев и театров»
«Каменный
пояс
страны»
«Черное
золото
России»
«На ледоколе по
северному морскому
пути»
«По Волге-матушке»
«День России»
4. Раздел 2 «Содержательный раздел», п. 2.8. «Рабочая программа воспитания»,
п\п 2.8.3.7. «Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Содержательного раздела Программы воспитания» добавить абзац
следующего содержания:
— «Парциальная образовательная программа патриотической направленности
для приобщения детей 4-7 лет к традиционным ценностям
многонационального российского народа «Наша Родина - Россия»,
реализуемая в учреждении в рамках инновационной деятельности включает
в себя содержание воспитательной работы с детьми 4-7 лет.
В разделе «Патриотическое направление воспитания» образовательные
задачи
конкретизированы
и
дополнены.
Сформулирована цель
патриотического направления воспитания — содействие формированию у
ребёнка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника
Отечества и творца (созидателя), ответственного за будущее своей страны.
В качестве основы воспитания обозначены традиционные ценности
российского общества, которые определяются как «нравственные
ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от
поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской
идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие
гражданское единство, нашедшие своё уникальное, самобытное проявление
в духовном, историческом и культурном развитии многонационального
народа России». «Программа воспитания предусматривает приобщение
детей к традиционным ценностям российского общества — жизнь,
достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность,
служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные
идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России».
5. Раздел 3 «Организационный раздел», п. 3.7. «Часть, формируемая
участниками образовательных отношений Организационного раздела
Программы» добавить п\п 3.7.1. «Парциальная образовательная программа
патриотической направленности для приобщения детей 4-7 лет к
традиционным ценностям многонационального российского народа «Наша
Родина - Россия» следующего содержания:
— Абзац
«Особенности
организации
развивающей
предметно
пространственной среды для реализации Парциальной образовательной
программы патриотической направленности для приобщения детей 4-7 лет
к традиционным ценностям многонационального российского народа
«Наша Родина - Россия».
При
проектировании
и
организации
социокультурной
образовательной среды ДОО для успешной реализации программы «Наша
Родина — Россия» важно обеспечивать следующие условия:
• формирование у ребёнка новой системы ценностей, современного
взгляда на окружающий мир как среду обитания человека в своём доме,
детском саду, населённом пункте (деревне, посёлке, городе), крае,
стране и др.;
• активное вовлечение ребёнка в социокультурную среду своего города
(посёлка, деревни) и региона; партнёрские взаимоотношения детей и
взрослых;
• опора на собственный опыт детей (двигательный, бытовой, социальный,
культурный, художественный, нравственный и др.);
• развитие детской инициативы, активности, самостоятельности,
познавательной мотивации на основе индивидуальных интересов и
способностей;
• доступность качественного образования; формирование умения учиться
и самостоятельно добывать информацию; интегрированное содержание
образовательной работы;
• уважение личности каждого ребёнка, доверие и внимание к нему,
формирование его положительной самооценки, «Я-концепции» творца;
• соблюдение права ребёнка на игру, творчество и на безопасную,
здоровую, комфортную окружающую среду;
• создание эмоционально комфортной атмосферы в ДОО и в детском
коллективе;
• разнообразие и смена видов детской деятельности, объединённых
образовательной программой и технологией;
• проблематизация содержания образования, создание поисковых и
эвристических ситуаций, связанных с открытостью, незавершённостью,
многозначностью, вариативностью творческих задач и их решений;
• актуализация разнообразных форм самовыражения; формирование
опыта самоорганизации, самодеятельности, саморазвития; создание
условий для поддержки социокультурных практик;
• интеграция разных видов детской деятельности (социально
коммуникативной,
игровой,
познавательной,
поисково
исследовательской, художественно-эстетической, двигательной);
• получение каждым ребёнком конкретного продукта (фиксация и
презентация результата в «Дневнике путешественника»);
• наличие специально оборудованного места, включающего свободное
пространство, широкий выбор материалов, игрушек и других предметов,
произведений искусства, в том числе художественных альбомов,
репродукций, открыток, буклетов, путеводителей и др.
• индивидуальные программы (маршруты) развития каждого ребёнка с
учётом его интересов, способностей, темпа развития, индивидуального
стиля обучения, характера социального запроса родителей и их
взаимодействия с педагогом.
— Абзац «Наглядные и учебно-методические пособия для реализации для
реализации Парциальной образовательной программы патриотической
направленности для приобщения детей 4-7 лет к традиционным ценностям
многонационального российского народа «Наша Родина - Россия».
1. Перспективная образовательная технология «Иммерсивное путешествие
по родной стране» / И.А. Лыкова, Н.М. Родина, Н.Е. Васюкова. — М.:
Русское слово — учебник, 2025.
2. Сценарии образовательной работы с детьми средней, старшей и
подготовительной к школе групп / Н.М. Родина, Н.Е. Васюкова, И.А.
Лыкова. — М.: Русское слово — учебник, 2025.
3. Путешествуем по России: комплект демонстрационных материалов. —
М.: Русское слово — учебник, 2025.
4. Дневник путешественника: рабочая тетрадь для детей средней, старшей
и подготовительной к школе групп / Н.М. Родина, Н.Е. Васюкова, И.А.
Лыкова. — М.: Русское слово — учебник, 2025.
5. Наша Родина — Россия: детская энциклопедия / Н.М. Родина, Н.Е.
Васюкова, И.А. Лыкова. — М.: Русское слово — учебник, 2025.
6. Игровые наборы серии «Народы нашей страны». — М.: Русское слово —
учебник, 2025. — https://русскоеслово .p(i)/catalog/catalo gs/igry-Hgrushki/
7. Игровые наборы серии «Сказки». — М.: Русское слово — учебник, 2025.
— https://pyccKoe-aioBo.p4)/catalog/catalogs/igry-i-igrushki/
8. Серия «Горжусь своей историей». — М.: Русское слово — учебник.
9. Серия «Сказка на ладошке». — М.: Русское слово — учебник.
10.Детская карта «Наша Родина — Россия» / Н.М. Родина, Н.Е. Васюкова,
И.А. Лыкова. — М.: Русское слово — учебник, 2025.
11.Народы России / Е.Н. Рогачёва, Л.В. Ляпина. — М.: Русское слово —
учебник, 2025.
6. Настоящие изменения вступают в силу с 01.09.2025 г.