Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 «Русалочка» п. Гигант Сальского района
У Т В ЕРЖ ДЕ Н О :
P A C CM A T PE H O И Р Е К О М Е Н Д О В А Н О :
Педагогическим советом
протокол № 5
от « $ » g>^/ 2022 г.
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая
программа «Хореография»
(художественно-эстетическое развитие)
для детей 5-7 лет
МБДОУ №1 «Русалочка» п. Гигант
Авторы программы:
музыкальные руководители
МБДОУ № 1 «Русалочка» п. Гигант
Костенко И.А., Юнусова О.М.
п. Гигант
2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации Программы
Принципы и подходы к формированию Программы
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Планируемые результаты Программы
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Описание образовательной деятельности
Описание вариативных форм, способов, методов и средств
реализации Программы
Способы и направления поддержки детской инициативы
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Кадровые условия реализации Программы
Материально-техническое обеспечение реализации Программы
Учебный план реализации Программы
Модель организации образовательной деятельности
Учебно-тематическое планирование
Планирование музыкально-ритмического репертуара по разделам
Учебно-методическое обеспечение
3
3
4
5
5
6
7
7
10
12
13
14
14
14
14
15
16
18
18
2
1.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Хореография - это искусство синтетическое. Оно позволяет решать задачи физического,
музыкально-ритмического, эстетического, и, в целом, психического развития детей. Между тем
хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для
полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и
физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений
ребенка. Он формирует его художественное «Я» как составную часть орудия «общества»,
посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые личные стороны нашего
существа.
Известный отечественный психолог Л.С.Выготский подчеркивал двигательную природу
психического процесса у детей, действенность воссоздания образов «при посредстве
собственного тела». Следовательно, танец, с его богатой образно-художественной
движенческой системой может играть и безусловно играет ключевую роль в развитии
продуктивного воображения и творчества. Развитие детского дошкольного творчества обязательное условие активного прогресса креативных качеств личности.
Данная программа направлена на приобщение детей к миру танца. Танец можно назвать
ритмической поэмой. Слово «Танец» вызывает в нашем сознании представление чего-то
грандиозного, нежного и воздушного. Занятие танцем не только учат понимать и создавать
прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, память и трудолюбие, прививают
любовь к прекрасному и способствуют развитию всесторонне - гармоничной личности
дошкольника.
Занятия хореографией помогают детям снять психологические и мышечные зажимы,
выработать чувство ритма, уверенность в себе, развить выразительность, научиться двигаться в
соответствии с музыкальными образами, что необходимо для сценического выступления, а
также воспитать в себе выносливость, скорректировать осанку, координацию, постановку
корпуса, что необходимо не только для занятия танцем, но и для здоровья в целом.
Хореография не только даёт
выход повышенной двигательной энергии ребёнка, но
и способствует развитию у него многих полезных качеств
В процессе работы над
движениями под музыку, формируется художественный
вкус детей, развиваются их
творческие способности.
Таким образом, оказывается разностороннее влияние на
детей,
способствуя
воспитанию гармонично развитой личности, вызывают у детей яркие эмоциональные
импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость и удовольствие от
движения. Дети чрезвычайно чувствительны к музыкальному ритму и с радостью реагируют на
него.
Актуальность хореографического образования: Танец органично сочетает в себе
различные виды искусства, в частности, музыку, песню, элементы театрального искусства,
фольклор. Он воздействует на нравственный, эстетический, духовный мир людей различного
возраста. Что же касается непосредственно детей, то танец, без преувеличения, развивает
ребенка всесторонне.
Программа вводит детей в большой и удивительный мир хореографии, посредством
игры знакомит с некоторыми жанрами, видами, стилями танцев. Помогает им влиться в
огромный мир музыки - от классики до современных стилей, и попытаться проявить себя
посредством пластики близкой детям. Путем танцевальной импровизации под понравившуюся
музыку у детей развивается способности к самостоятельному творческому самовыражению.
Формируется умение передать услышанный музыкальный образ в рисунке, пластики.
3
1.1.1.Цели и задачи реализации Программы
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности
для детей 5-7 лет «Хореография», ориентирована на развитие музыкально-ритмических и
танцевальных движений у детей:
— развитие мышечной выразительности тела: формирует фигуру и осанку, укрепляет
здоровье;
— формирование выразительных движенческих навыков: умение легко, грациозно и
координировано танцевать, а также ориентироваться в пространстве;
— развитие темпо-метро-ритмическую чувствительность, знание музыкальных форм, стиля и
характера произведения;
— формирование личностных качеств: силу, выносливость, смелость, волю, ловкость,
трудолюбие, упорство и целеустремленность;
— воспитание коммуникативных способностей детей: развивает чувство «локтя партнёра»,
группового, коллективного действия.
— пробуждение интереса к изучению родной национальной хореографической культуры и
толерантность к национальным культурам других народов.
Программа «Хореография» вводит детей в большой и удивительный мир танцев,
посредством игры знакомит с некоторыми жанрами, видами, стилями.
Цель: целостное развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических
движений разнообразных умений, качеств личности, творческих и исполнительских
способностей.
Задачи:
Развитие музыкальности:
^ развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер,
принимать ее содержание;
^ развитие специальных музыкальных способностей, музыкального слуха (мелодического,
гармонического, тембрового), чувства ритма;
^ развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;
^ развитие музыкальной памяти.
Развитие двигательных качеств и умений:
^ развитие ловкости, точности, координации движений;
^ развитие гибкости и пластичности;
> воспитание выносливости, развитие силы;
^ формирование правильной осанки, красивой походки;
^ развитие умения ориентироваться в пространстве;
^ формирование навыков выполнения разнообразных видов движений в соответствии с
возрастными возможностями;
^ обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под
музыку:
^ развитее творческого воображения и фантазии;
^ развитие способности в импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в
слове.
Развитие и тренировка психических процессов:
^ развитие эмоциональной сферы и умения выражать в мимике и пантомимике;
> тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов;
^ развитие восприятия, внимания, памяти, мышления.
Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
^ восприятие умения сопереживать другим людям;
^ восприятие умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и
культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми;
4
Отличительной особенностью данной Программы является то, что содержание
программы взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию в
дошкольном учреждении. В Программе
представлены различные разделы, но основными
являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений.
Предполагается, что освоение основных разделов Программы поможет естественному
развитию организма ребенка, морфологическому и функциональному совершенствованию его
отдельных органов и систем. Обучение по Программе создает необходимый двигательный
режим, положительный психологический настрой, хороший уровень занятий. Все это
способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.
Новизна Программы является адаптация и совмещение нескольких танцевальных
направлений, позволяющих осуществить комплексную хореографическую подготовку детей к
дальнейшему обучению в хореографической студии.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Основные принципы построения программы:
Принцип доступности изучаемого материала. Предусматривает учет возрастных
особенностей и возможностей детей и в связи с этим - определение посильных для них
заданий. Оптимальная мера доступности определяется соответствием возрастных
возможностей ребенка, степени сложности заданий.
Принцип «от простого - к сложному». Заключается в постепенном усложнении изучаемого
материала, в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых
заданий, в постепенном увеличении объема интенсивности нагрузок. Обязательным
условием успешного обучения также является чередование физических нагрузок с
музыкально-ритмическими играми.
— Принцип систематичности. Заключается в непрерывности и регулярности занятий. В
противном случае наблюдается снижение уже достигнутого уровня знаний и умений.
— Принцип повторяемости материала. Хореографические занятия требуют повторения
вырабатываемых двигательных навыков. Только при многократных повторениях
вырабатывается мышечная память и тогда ребенок может больше внимания уделять
эмоциям во время исполнения танца.
Принцип сотворчества педагога и воспитанника: взаимодействие педагога и родителей,
родителей и детей-воспитанников дошкольного учреждения.
Необходимыми условиями по организации педагогического процесса является:
— использование современных технологий организации педагогического процесса;
— знакомство с различными формами традиционной народной культуры: прикладным
художественным творчеством, особенностями танцевальных движений, отличительными
особенностями национальных костюмов.
—
—
—
1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Возрастные особенности детей 5-6 лет:
Возрастные особенности детей позволяют усложнить материал. Психологические
особенности позволяют ребенку лучше координировать свои действия с партнером, у детей
возрастает способность к сочинению, фантазии, комбинации различных движений. Поэтому
основным направлением в работе с детьми старшего возраста становится взаимодействие
нескольких персонажей, комбинации нескольких движений и перестроений.
Задачей педагога является формирование способов отношений с несколькими
персонажами, развитие умений понимать их, передавать один и тот же образ в разных
настроениях, в разном характере, формировать способы комбинации различных танцевальных
движений и перестроений.
5
Детям предлагаются более сложные композиции, яркие, контрастные музыкальные
произведения для восприятия и передачи музыкального образа, предлагаются более сложные
схемы перестроений, комбинации танцевальных движений.
Возрастные особенности детей 6-7лет:
Возрастные особенности детей позволяют осваивать сложные по координации
движения, понимать сложные перестроения, чувствовать партнера и взаимодействовать друг с
другом, при этом контролировать качество исполнение движения. Психологические
особенности позволяют самостоятельно придумывать новые образы, интерпретировать
знакомые образы, передавать их взаимодействие. Дети подготовительной группы способны к
самостоятельному сочинению небольших танцевальных композиций с перестроением и
комбинацией танцевальных движений.
Задачей педагога на данном этапе остается формирование способов отношений между
партнерами, восприятия и передачи музыкальных образов с оттенками их настроения и
характера, образно-пластического взаимодействия между несколькими партнерами. На данном
этапе педагог создает детям как можно больше условий для самостоятельного творчества.
Интенсивность нагрузки зависит от темпа музыкального произведения и от подбора движений.
Наиболее нагрузочным является: быстрый бег, прыжки, подскоки, галопы, приседания.
Определение сложности и доступности музыкально-ритмических композиций для детей,
безусловно, относительно. Необходимо соотносить все характеристики с индивидуальными
возможностями конкретного ребёнка. Но важно также ориентироваться на средние показатели
уровня развития детей в группе.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
Планируемы результаты определяют не уровень развития ребенка, а те характеристики
(качеств, умений, навыков, показателей здоровья и т.д.), на развитие которых ориентируется
педагог и родители.
Подгруппа детей 5-6 лет.
У детей этого возрастного периода целевыми ориентирами развития в музыкально
ритмической деятельности являются следующие показатели:
— Выразительность исполнения движений под музыку;
— Умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной
выразительности;
— Освоение большого объёма разнообразных композиций и отдельных видов движений;
— Умение передавать свой опыт младшим, организовывать игровое общение с другими
детьми;
— Способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений;
— Точность и правильность исполнения движений в танцевальных и гимнастических
композициях.
Подгруппа детей 6-7 лет.
У детей этого возрастного периода целевыми ориентирами развития в музыкально
ритмической деятельности являются следующие показатели:
— Выразительность, легкость и точность исполнения движений под музыку;
— Умение самостоятельно отображать
в движении основные средства музыкальной
выразительности, правильно называть их;
— Освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений,
разных по стилю и характеру;
— Способность к импровизации использованием оригинальных и разнообразных движений,
сочинение танцев для праздников, физкультминуток, занятий и др. мероприятий;
6
— Освоение сложных видов движений: шаг на припадание, переменный шаг, шаг польки,
различные виды галопа, вальсовый шаг, элементы движений из современных детских
бальных танцев.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.
Описание образовательной деятельности по Программе
Подгруппа детей 5 — 6 лет
В этом возрасте ребенок-дошкольник достигает кульминации в развитии движений,
которая выражается в особой грации, легкости и изяществе. У детей резко возрастает
способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений — из области
хореографии, гимнастики. Это дает возможность подбирать для работы с детьми более
сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и
некоторые классические произведения.
Приоритетные задачи: развитие способности одухотворенному исполнению движений,
умения импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и
самооценки.
Основное содержание
1. Развитие музыкальности:
• воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые
музыкальные произведения, двигаться под музыку, запоминать и узнавать музыкальные
произведения;
• обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными
произведениями;
• развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая как
контрасты, так и оттенки настроений в звучании;
• развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп —
разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и уменьшение звучания,
разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, средний, низкий); метроритм
(разнообразный, в том числе и пунктирный); различать 2-3-частную форму произведения (с
малоконтрастными по характеру частями);
• развитие способности различать жанр произведения — плясовая (полька, старинный и
современный танец); песня (песня-марш, песня-танец и др.), марш, разный по характеру, и
выражать это в соответствующих движениях.
2. Развитие двигательных качеств и умений: способности передавать в пластике
музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений.
Основные:
• ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим,
топающим шагом, "с каблучка", вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена
(высокий шаг), ходьба на четвереньках, «гусиным» шагом, с ускорением и замедлением;
• бег — легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий,
острый, пружинящий бег;
• прыжковые движения — на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями,
с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп), подскоки и
др.:
Общеразвивающие упражнения — на различные группы мышц и различный характер,
способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на
развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног.
7
Имитационные движения — различные образно-игровые движения, раскрывающие
понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущения
тяжести или легкости, разной среды — «в воде», «в воздухе» и т.д.);
Плясовые движения — элементы народных плясок и детского бального танца,
доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из
современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, шаг с
притопом и др.
3. Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить
свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, в
несколько кругов, в шеренги, колонны, выполнять перестроения на основе танцевальных
композиций («змейка», «воротики», «спираль» и др.).
4. Развитие творческих способностей:
• развитие умений импровизировать несложные плясовые движения и их комбинации;
• формирование умений исполнять знакомые движения в игровых
ситуациях под различную по характеру музыку, импровизировать выразительные движения в
драматизации, самостоятельно создавая пластический образ;
• развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для
выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку
другим детям.
5. Развитие и тренировка психических процессов:
• тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов — умение изменять
движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения
— по фразам;
• развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления на основе усложнения
заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразия
сочетаний упражнений и т.д.);
• развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость,
грусть, страх, тревога, и т.д., разнообразные по характеру настроения, например: «Рыбки легко
и свободно резвятся в воде», «Кукла не хочет быть марионеткой, она мечтает стать настоящей
балериной"» и др.
6. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
• воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым
персонажам (например, радоваться успеху других детей и переживать, если кто-то упал или
уронил предмет, головной убор во время движения);
• воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям, которые уже
освоены; умение проводить совместные игры-занятия с младшими детьми;
• воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий (находить себе
место, не толкаясь; не шуметь в помещении во время самостоятельных игр - например, если
кто-то отдыхает или работает, не танцевать, не проявлять бурно радость, если у кого-то горе и
т.д.);
• воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и
взрослыми, выполнять все правила без подсказки взрослых: пропускать старших впереди себя,
мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если
произошло нечаянное столкновение и т.д.
Подгруппа детей 6 - 7 лет
На 7-м году жизни детей совершенствуются навыки выполнения разнообразных видов
движений: появляется координация движения рук и ног, более ритмичными становятся ходьба,
бег, прыжки, различные виды сложных циклических движений (шаг полька, переменный шаг и
др.). Развитие воображения и фантазии способствует более выразительному и осмысленному
выполнению образно-игровых движений.
8
Дети способны запоминать достаточно большой объем различных движений и
перестроений, что способствует расширению исполняемого репертуара. Дети становятся более
изобретательными в импровизации движений под музыку. Зрительно-моторная координация
девочек более совершенна.
Различая в характере исполнения движений и музыкальных предпочтений у девочек и
мальчиков становятся более отчетливыми. Девочки любят исполнять лирические танцы,
движения у них более плавные, мягкие, изящные.
У мальчиков движения более резкие и порывистые, они предпочитают маршеобразные,
четкие ритмы.
Приоритетные задачи:
• укрепление психического и физического здоровья средствами ритмики (формирование
правильной осанки, походки; снижение психологического напряжения средствами релаксации
под музыку в процессе движения и т.д.);
• поддерживать увлечение занятиями музыкой и пластикой;
• развитие художественно-творческих способностей.
Основное содержание
1. Развитие музыкальности
• воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые
музыкальные произведения, высказываться о музыке, двигаться под музыку, узнать, что это за
произведение, и кто их написал;
• обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными
произведениями, включая классические и современные произведения крупной формы («Время
года» П.Чайковского, «Картинки с выставки» М. Мусорского, произведения Ф. Шуберта. Э.
Грига и др.);
• развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая как
контрасты, так и тонкие нюансы: изящество, тревожность, грусть, безмятежность и восторг и
т.д. Уметь в слове выразить характер движений, подбирая точные эпитеты;
• развитие умения различать и выражать в движении основные средства музыкальной
выразительности: темп (разнообразный, а также ускорения и замедления), динамику (усиление
и уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, средний,
низкий); ритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2-3-частную форму
произведения (с малоконтрастными по характеру частями), а также другие структуры
сочинений - вариации, рондо. Уметь правильно пользоваться простейшими музыкальными
терминами: ритм, темп, динамика и т.д.;
• различие способности различать жанр произведения - плясовая (вальс, полька,
старинный и современный танец), песня (песня-марш, песня-танец и др.), марш (разный по
характеру) - и выражать это в соответствующих движениях, в словесных описаниях,
использовать элементарные музыкальные термины и понятия (например, «мелодия»,
аккомпанемент», «регистр» и др.).
2.Развитие двигательных качеств и умений - способность передавать в пластике
музыкальный образ, используя перечисленные ниже движения.
Основные:
• ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим,
топающим шагом, "с каблучка", вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена
(высокий шаг), ходьба на четвереньках, «гусиным» шагом, с ускорением и замедлением;
• бег — легкий, ритмичный, передающий различные образы: широкий, острый, с
остановками, пружинящий бег;
• прыжковые движения —разнообразные сочетания прыжков на одной и на двух ногах
на месте, с продвижением вперед, различные виды галопа, поскоков («легкий» и «сильный»),
на скакалке и др.
9
Общеразвивающие упражнения — на различные группы мышц и различный характер,
способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на
развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног.
Имитационные движения — разнообразные образно-игровые движения, жесты,
раскрывающие понятный детям образ, динамику его настроений или состояний (в природе, в
настроениях человека и животных, в вымышленных игровых ситуациях).
Плясовые движения — элементы народных плясок и детского бального танца,
танцевальные упражнения, включающие асимметрию (из современных ритмических танцев), а
также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические движения: шаг
польки, переменный шаг, шаг с притопом, шаг с каблучка, вальсовый шаг и др.
3. Развитие умений ориентироваться в пространстве - самостоятельно находить
свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары, и друг за другом, в
несколько кругов, шеренги, колоны, самостоятельно выполнять перестроения и уметь их
моделировать на плоскости листа бумаги, фланелеграфе, доске и т.д.
4. Развитие творческих способностей:
• умение описывать словами (в устной и письменной речи) музыкальный образ и
содержание музыкального произведения;
• умение сочинять несложные плясовые движения и их комбинации, обосновывая логику
построения композиции;
• формирование умений использовать знакомые движения в игровых ситуациях, под
другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический
образ; учить сочинять физкультминутки на уроках;
• развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для
выражения характера музыки, умения оценивать свои творческие проявления и давать
обоснованную оценку другим детям.
5. Развитие и тренировка психических процессов:
• развитие воли, произвольного внимания, способности координировать слуховое
представление и двигательную реакцию в соответствии с тонкими нюансами звучания музыки;
• развитие эмоциональной сферы и умение выражать свои эмоции в мимике и
пантомимике - радость, грусть, страх, тревогу, насмешку, сочувствие и т.д., т.е. разнообразные
по характеру настроения;
• тренировка подвижности нервных процессов: умения быстро менять направление и
характер движения, мгновенно реагируя на различный темп, динамику, ритм и форму
музыкального произведения;
• развитие музыкальной двигательной памяти, мышления (умения сравнивать,
анализировать характер мелодии, движения, выражая это в суждениях и т.д.).
6. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
• развитие способности к эмпатии - умение сочувствовать, сопереживать другим людям
и животным - персонажам песен, музыкальных пьес и других произведений;
• воспитание стремления и умение обучать музыкальным движениям детей младшего
возраста, придумывать для них комплексы упражнений для зарядки, физкультминутки и игры;
• воспитание умения вести себя в группе во время движения со сверстниками и с детьми
младшего возраста; формирование чувства такта;
• воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и
взрослыми, выполнять все правила без подсказки взрослых: пропускать старших впереди себя,
мальчикам - уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться,
если произошло нечаянное столкновение и т.д.
2.2.
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы
В совершенстве овладеть огромным разнообразием движений, комбинаций и целых
комплексов упражнений, входящих в Программу, возможно лишь при условии правильной
10
методики обучения.
Целостный процесс обучения делится на три этапа:
начальный этап - обучение упражнению (отдельному движению);
этап углубленного разучивания упражнений;
этап закрепления и совершенствования упражнения.
1. Начальный этап
Этап углубленного разучивания. Этап закрепления и совершенствования
- название упражнения;
- показ;
- объяснение техники;
- опробования упражнений.
- уточнение двигательных действий;
- понимание закономерностей движения;
- усовершенствование ритма;
-свободное и слитное выполнение упражнения.
- закрепление двигательного навыка;
- использование упражнений в комбинации с другими упражнениями;
- формирование индивидуального стиля.
Первостепенную роль в занятии по хореографии играет музыкальное сопровождение.
Музыкальные произведения, используемые для сопровождения занятий очень разнообразны: по
жанру, стилю, форме, размеру, темпу и т.д. Но при всем этом, музыкальные произведения
доступны пониманию детей, музыкальны, выразительны, пробуждают у детей фантазию и
воображение. Все это позволяет сформировать у детей наиболее полное представление о
разнообразии музыкальных произведений, обогатить их эмоциональными и эстетическими
переживаниями, помогает в воспитании музыкального вкуса.
Чтобы образовательная деятельность
была эффективной, на занятиях максимально
используется ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника - игра. Используя игровые
упражнения,
имитационные
движения,
сюжетно-творческие
зарисовки
усиливают
эмоциональное восприятие музыки детьми и помогают полнее и всестороннее решить
поставленные задачи.
Отдельные игровые упражнения могут быть использованы в качестве динамических
пауз для отдыха - если всё занятие проводится в достаточно большом темпе и подразумевает
много движений.
Комплексы игровых упражнений включаются в различные части занятия: в разминку
или в занятие целиком. Комплексы объединяются сюжетом, темой или предметом - атрибутом,
с которым выполняются движения.
В работе над выразительностью движений, над пластикой, над эмоциональной
насыщенностью образа, включаются в занятия имитационные движения, которые очень ценны
для дошкольного возраста.
Занятия по хореографии способствуют развитию у детей музыкального восприятия,
эмоциональности и образности, совершенствованию мелодического и гармонического слуха,
музыкальной памяти, чувства ритма, культуры движений, умению творчески воплощать
музыкально-двигательный образ. Формируется эстетический вкус, помогая тем самым
приводить в гармонию внутренний мир ребёнка. Движения под музыку рассматриваются как
важнейшее средство развития телесного опыта ребенка и, следовательно, развития его личности
в целом. Формирование творчества в танце - очень тонкий, хрупкий процесс. Поэтому, при
использовании всех перечисленных методов обучения, необходимыми являются следующие
условия.
11
2.3. Способы и направления детской инициативы
Деятельность педагога по поддержке детской инициативы с детьми 5-7 лет:
- Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным
признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта.
- Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов
исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание;
совершенствование деталей и т.п. Рассказывать детям о трудностях, которые вы сами
испытывали при обучении новым видам деятельности.
- Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая
уважение и признание взрослых и сверстников.
- Обращаться к детям с просьбой показать воспитателю и научить его тем
индивидуальным достижениям, которые есть у каждого.
- Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами.
- Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности
детей.
- При необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры.
- Привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. Учитывать и
реализовывать их пожелания и предложения.
- Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или
познавательной деятельности детей по интересам.
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей,
соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия через:
- непосредственное общение с каждым ребенком;
- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной
деятельности;
- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в
разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том
числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и
социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности
здоровья;
развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать
конфликтные ситуации со сверстниками;
- развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень
развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными
сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона
ближайшего развития каждого ребенка), через:
- создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
- организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи,
общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно
эстетического развития детей;
- поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и
пространства;
- оценку индивидуального развития детей;
12
5)
взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам
образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том
числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе
выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
По целевым установкам Программы выделяются направления взаимодействия с
семьями воспитанников:
Сотрудничество педагога и родителей предполагает следующие подходы:
- Родители рассматриваются, как важный фактор в улучшении перспектив развития детей.
- Родители не только не мешают и не препятствуют работе педагога, а наоборот, могут
способствовать быстрым успехам, могут овладеть новыми навыками, руководствуясь
сильным желанием помочь своим детям.
- Родители имеют право на информированность и обращение к педагогам за советами с тем,
чтобы эффективнее влиять на развитие своих детей.
Направления деятельности при взаимодействии с родителями:
- планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей;
вовлечение родителей в планово - прогностическую, организационную, аналитико оценочную деятельность услуги по дополнительному образованию.
Формы работы с родителями:
- информационные стенды (наглядная агитация);
- консультации;
- буклеты;
- памятки;
- родительские собрания;
- индивидуальные и групповые беседы;
- анкетирование, тести рование.
Мероприятие
Дата
Задача
Организационное
Ознакомление
родителей
с
работой
родительское собрание
февраль
хореографического
кружка.
Цели
и
задачи,
форма
(дистанционно)
одежды.
Родительское собрание по
итогам обучения
(дистанционно)
май
Организация совместных усилий по достойному
образованию детей, анализ и демонстрация
учебных и других достижений учащихся.
Познакомить с итогами года, перспективным
планом на следующий учебный год.
Открытые занятия, концерты
В рамках
открытых
мероприятий
МБДОУ
Творческие отчеты детского и педагогического
коллективов перед родителями.
Анкетирование родителей
Май
Распространение
информационных материалов
Консультации
Участие в совместных
праздниках, выступлениях и
конкурсах
Привлечение родителей к
изготовлению костюмов к
праздникам и конкурсам
В течение года
Выявление
уровня
удовлетворенности
образовательным процессом
1. Успехи детей
2. Предстоящие мероприятия
По запросу родителей
В течение года
Сплочение коллектива
В течение года
Способствовать укреплению сотрудничества
между семьёй и хореографическим коллективом
В течение года
13
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Кадровые условия реализации Программы
Занятия по Программе дополнительного образования «Хореография» привлекается
преподаватели, с квалификацией (специализацией) по направлению «музыкальное воспитание».
3.2. Материально-техническое обеспечение реализации Программы
Технические средства
обучения
1. Ковровое покрытие;
2. Музыкальный
центр, с записями ритмичной музыки для
сопровождения занятий;
3. Видеозаписи разнообразных танцевальных движений
4. Индивидуальные коврики.
1. Игрушки
2. Дидактические игры, картотека игр, способствующая развитию
музыкального слуха, чувства ритма, которые необходимы для
занятий хореографией;
3. Детские музыкальные инструменты
4. Презентации
5. Костюмы
6. Атрибутика к танцам иллюстрации с изображением животных,
сказки, стихи, подборка музыкальных произведений
7. Подборка упражнений и этюдов
8. Видеофильмы
9. Комплекс игр и заданий по разделам тем.
10.
Альбом с фотографиями выступлений, занятий, жизни
творческого коллектив DVD материалы с записями выступлений
коллектива
11.
DVD и видео материалы с записями выступлений известных
хореографических коллективов
Учебно-наглядные пособия
3.3. Учебный план реализации Программы
Название услуги
по
дополнительному
образованию
Хореография
Итого:
Продолжит
ельность
занятия
8
Кол-во
часов за
период
обучения
70
8
70
30 мин.
Группа
Кол-во
групп
Кол-во
обучающихся
в группах
Кол-во
часов в
месяц
Группа
детей
6-7 лет № 1
1
1
10
1
10
30 мин.
Финансирование реализации учебного плана осуществляется из внебюджетного фонда
за счет родительской платы.
3.4. Модель организации образовательной деятельности
Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод
придаёт образовательной деятельности привлекательную форму, облегчает процесс
запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует
развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.
14
Программа рассчитана на 39 учебных часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю. С целью
сохранения здоровья и исходя из программных требований продолжительность занятия
соответствует возрасту детей.
Структура занятия по хореографии - общепринятая и состоит из трёх частей:
подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть занятия занимает 5-15% общего времени. Задачи этой части
сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребёнка к работе, создать психологический и
эмоциональный настрой. В нее входят: гимнастика (строевые, общеразвивающие упражнения);
ритмика; музыкально - подвижные игры; танцы (танцевальные шаги, элементы хореографии,
ритмические танцы); музыкально-аритмическая композиция.
Основная часть занимает 70-85% от общего времени. В этой части решаются основные
задачи, идёт основная работа над развитием двигательных способностей. В этой части даётся
большой объём знаний, развивающих творческие способности детей. В нее входят:
ритмические и классические танцы, гимнастика.
Заключительная часть занятия длится от 3 до 7 % общего времени. Здесь используются
упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки, пальчиковая
гимнастика. В конце занятия подводится итог, и дети возвращаются в группу.
Рекомендуемая одежда и обувь для занятия:
Для девочек: гимнастический купальник, юбочка шифоновая, волосы должны быть
собраны в пучок, на ногах чешки. Для мальчиков: футболка, спортивные шорты, чешки.
Формы подведения итогов:
— выступления детей на открытых мероприятиях;
— участие в тематических праздниках;
— итоговое занятие;
— открытые занятия для родителей;
— отчетный концерт (2 раза в год).
Основные формы работы:
— по подгруппам;
— групповая.
Условия, необходимые для реализации Программы.
Для эффективной реализации программы необходимы следующие условия:
— личностное общение педагога с ребенком;
— правильное покрытие пола;
— на каждого ребёнка должно быть отведено 4 метра площади;
— каждый ребенку рекомендуется иметь одежду и обувь для занятия;
— широкое использование технических средств обучения (видео, аудио техника)
— атрибуты, наглядные пособия;
— зал предварительно проветривать и проводить влажную уборку;
— результативность каждого занимающегося по итогам года.
Расписание образовательной деятельности
Группа
Преподаватель
Группа детей 6-7 лет
Юнусова О.М.
Дни недели
Понедельник
Вторник
11.45-12.15
15.15-15.45
15
3.5. Учебно-тематическое планирование
№
п/п
1
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
2
Название раздела
Содержание деятельности
Раздел «Ритмика»
Упражнения для головы, шеи — наклоны головы вперед, назад и в стороны;
и плечевого пояса:
— повороты головы вправо, влево;
— круговые движения головой по полукругу и по
целому кругу;
— вытягивание шеи вперед и в стороны;
— подъем и опускание плеч вверх, вниз, вместе и
поочередно;
— круговые движения плечами вперед и назад, двумя
вместе и поочередно.
Упражнения для рук:
— подъем и опускание вверх-вниз; разведение в
стороны;
— круговые махи одной рукой и двумя вместе;
— отведение согнутых в локтях рук в стороны, сгибание
рук в локтях
Упражнения для кистей рук:
— сгибание кистей вниз, вверх;
— отведение вправо, влево;
— вращение кистей наружу, внутрь.
Упражнения для корпуса:
— наклоны вперед, в стороны; перегибы назад;
— смещение корпуса от талии в стороны; повороты
корпуса.
Упражнения для ног:
— полуприседания;
— подъем на полупальцы, «пружинка»;
— подъем согнутой в колене ноги («цапля»);
— отведение и приставление ноги в сторону;
— разворот согнутой в колене ноги.
Прыжки:
— на обеих ногах;
— на одной (по два, четыре, восемь на каждой);
— прыжок с просветом (из б позиции на 2 позицию и
обратно);
— перескоки с одной ноги на другую с отведением
работающей ноги на носок или пятку вперед и в
стороны;
— подскоки; легкий бег.
Виды шагов и ходов:
— шаг с носка;
— шаг на полупальцах;
— приставной шаг,
— маршевый шаг,
— галоп;
— подскок;
— легкий бег с отбрасыванием ног назад, согнутых в
коленях;
— бег «лошадки».
Раздел «Гимнастика»
— упражнения на напряжение и расслабление мьшщ
(проснулись - потянулись)
— упражнения для исправления осанки («стульчик»,
16
3
3.1.
3.2.
4
4.1.
4.2.
4.3.
«блинчики», «паровозик»)
— упражнения на укрепление мышц спины(«рыбка»,
«лягушка», «корзиночка»)
— упражнения на развитие выворотности ног,
танцевального шага
— упражнения на укрепление мышц брюшного
пресса(«кошечка», «солдатик»)
— упражнения
на
развитие
подвижности
голеностопного, коленного и
— «тазобедренного суставов;
Раздел «Музыкально - ритмическая композиция»
Связь музыки и движения.
Взаимосвязь танцевального движения с музыкой.
Понятие о строении музыкальной и танцевальной речи
(мотив, фраза, предложение). Законченность мелодии и
танцевального движения. Понятие о музыкальном
вступлении и исходном положении танцующего.
Начало исполнения движения после музыкального
вступления. Отражение в движениях построения
музыкального
произведения.
Понятие
о
трех
музыкальных жанрах: марш - танец - песня.
Понятие о музыкальных темпах. Классификация
Темп музыкального
музыкальных темпов: медленный, быстрый, умеренный
произведения в
(изучается последним). Выполнение движений в
танцевальных движениях
различных темпах: переход из одного темпа в другой,
ускорение и замедление заданного темпа, сохранение
заданного темпа после прекращения звучания музыки.
Использование образных упражнений: «Листопад»,
«Снегопад» Музыкальные
игры:
«Регулировщик
движения», «Ищи свой цвет», «Гости опоздали».
Использование образных упражнений: «Ветер и
ветерок», «Волны большие и маленькие», «Лес шумит»
и др.
Музыкальные игры: «Зеркало», «Кот и мыши»,
«Чайник». Понятие о характере музыки (радостная,
печальная, торжественная и др.) Ладовая окраска
музыкального
произведения
(мажор,
минор).
Использование образных упражнений: «Дождь и
солнце», «Арлекин и Пьеро». Этюды - импровизации на
самостоятельное
создание
различных
образов,
развивающие творческую активность учащихся.
Раздел «Танцевальные композиции»
Виды рисунков танца:
— круг, змейка;
— цепочка;
— квадрат, колонна;
— шеренга;
— диагональ, зигзаг
Виды фигур:
— круг в круге;
— «звездочка»;
— «воротца»;
— сужение и расширение круга.
Основные правила поведения — приглашение на танец;
17
в парном танце
— постановка исполнителей в паре:
— положение корпуса: лицом друг к другу, лицом по
линии танца, лицом против линии танца, в повороте
парой, и др.
— положения рук: взявшись за одну руку, за две руки,
«крест-накрест», «воротца», «под руки» и др.
— ведущая роль партнёра.
Воспитание уважительного отношения партнёров друг к
другу. Развитие навыков исполнения парного танца.
3.6. Планирование музыкально-ритмического репертуара по разделам
№
п/п
1
2
3
4
Наименование раздела
Изучение образных танцев:
Изучение детских бальных
танцев:
Народно - стилизованные
композиции:
Детский современный танец:
Перечень репертуара
«Танец маленьких утят», «Снежинки», «Бабочки»,
«Поварята», «Гномики», «Том и Джери», «Цыплята».
«Полька
двойка»,
«Лошадки»
«Пингвины»,
«Страшак», «Веселая зарядка», «Смени пару».
«По грибы», «Русский хоровод», «Г оренка», «Зимушка зима».
«Веснушки», «Горошинки», «Топ - топ по паркету».
Планирование итоговых (отчетных, концертных)
постановочных танцевальных композиций
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Дата
Сентябрь 2020 г.
Октябрь 2022 г.
Ноябрь 2022 г.
Декабрь 2022 г.
Январь 2023 г.
Февраль 2023 г.
Март 2023 г.
Апрель 2023 г.
Май 2023 г.
Перечень запланированных композиций
«Осенний вальс»
«Журавлята»
«Листопад»
«Новогодняя полька»
«Зимняя пляска»
«Три танкиста»
«Весенний вальс»
«Цветик-семицветик»
«Вальс выпускников»
3.7. Учебно - методическое обеспечение
1. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей
дошкольного и младшего школьного возраста. - Изд. 4-е, перераб.и доп. - СПб: Фонд
«Петербургский центр творческой педагогики» Аничков мост», 2015. - 196 с.
2. Слуцкая С.Л, Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС.
2006. - 272 с.
3. Зарецкая Н.В. Танцы для детей старшего дошкольного возраста. Пособие для практических
работников ДОУ / Н.В. Зарецкая. - М.: Айрис-пресс. 2005. - 128 с.
4. Зарецкая Н.В., Роот З.Я. Танцы в детском саду. - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс. 2004. - 112 с.
18