Качество образовательных условий в ДОО (развивающая предметно-пространственная среда)

22.03.2022

Качество образовательных условий в ДОО

(развивающая предметно-пространственная среда)

 

Содержательная насыщенность среды

 

Образовательное пространство МБДОУ № 1 «Русалочка» п. Гигант предусматривает  разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) и  обеспечивает выполнение принципа «содержательной насыщенности среды».

Развивающая предметно-пространственная среда соответствует содержанию образовательной программы и возрастным особенностям детей.

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.

РППС обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, возможность двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

РППС предусматривает:

¾    игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;

¾    двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх;

¾    эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

¾    возможность самовыражения детей.


Трансформируемость пространства

 

Трансформируемость пространства - возможность изменений предметно–пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей, поэтому при организации воспитательно-образовательной деятельности используется мобильный материал, который постоянно варьируется, видоизменяется, что позволяет обогатить сюжеты игр, разнообразить образовательное пространство группы. Предметы и игрушки, которыми действует ребёнок, не просто объекты его внимания, а средства общения с взрослыми и детьми.

Принцип трансформируемости среды в группах реализуется с помощью изменяемости в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, реализуемой образовательной программы.

Для реализации принципа трансформируемости образовательного пространства в группах МБДОУ № 1 «Русалочка» п. Гигант созданы условия:

1. В группах имеются легкие конструкции: модули, ширмы, легкие скамейки, модульную мебель (в некоторым группах и кабинетах спциалистов), занавески и др. приспособления, которые можно легко изменять функционально. Эти конструкции помогают детям самостоятельно обустроить пространство, облюбовать, оборудовать или обжить его по своему усмотрению, построить свой маленький мирок. Это особенно касается творческих игр. Возможность трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми, также может быть реализована с помощью применения раздвижных перегородок.

2. Высотамебели в детском саду легко меняется:

·         оформление стен и декоративные элементы постоянно сменяются;

·         фиксированное фронтальное расположение столов и стульев;

·         стационарное размещение игровых уголков для сюжетных игр с фиксированными темами и сюжетами («Кухня», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская».

Содержание игрового уголка всегда более мобильно и регулярно обновляется.

 

Полифункциональность материалов

 

В МБДОУ № 1 «Русалочка» п. Гигант поддерживается принцип полифункциональности материалов воспитательно-образваотельной среды, который предполагает:

·         возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.);Хочу такой сайт

·         наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

Приведем несколько очень простых примеров, которые соответствуют понятию "полифункциональность".

Развивающие панно. Казалось бы, что можно ещё придумать: расстегнул, застегнул, переместил с места на место... Ан, нет. Вариантов использования деталей очень много! Можно нанизывать на трубочку, либо пальчик все детали, можно их использовать в образовательной деятельности. А можно всё это использовать в уголке "Хозяюшка" - кормить кукол, угощать друг друга.

Развивающие игры -  вкладыши, которые очень любят дети. Но ведь их можно тоже использовать мгогопланово - полифункционально! В играх с водой, с песком, с камешками, использовать всё в том же, уголке "Хозяюшка". Все игрушки и материалы ребёнок использует так, как ему этого хочется и требует его внутреннее "Я".

В каждой группе есть вот такие контейнеры с заменяемыми наполнителями.  Ребёнку просто необходимо всё это потрогать! В коробке с природным и бросовым материалом для ребят представлены: палочки, коряжки, баночки... От "сухого" бассейна до дидактических игр. А непроливайки? Это и стаканчики для воды, и для изучения цвета, и для развития мелкой моторики... В общем, примеров достаточно.

Главное, для педагога осознание того, что все игрушки и пособия должны быть полифункциональными!!! Чем больше вариантов использования одной игрушки/пособия, тем положительнее это будет сказываться на развитии ребенка.

 

Вариативность среды

 

Вариативность – одна из важнейших характеристик развивающей предметно –  пространственной среды, которая предполагает наличие в дошкольной  образовательной организации или группе различных пространств (для игры,  конструирования, уединения и пр.), разнообразных материалов игр, игрушек и  оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую  сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих  игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

При вариативности предметно-пространственной среды учитываются:

·         возрастные особенности;

·         особенности развития игровой деятельности;

·         скачкообразность и неравномерность в развитии ребенка;

·         особенности контингента детей группы.

В каждой возрастной группе представлено до 10 уголков (зон).

Книжный уголок (в нем представлены разные жанры художественной литературы (авторские сказки, сказки разных народов, рассказы, стихотворения, быль, поэмы), малые фольклорные жанры (загадки, ребусы, пословицы, поговорки, скороговорки)а также книги энциклопедической направленности, книги для самостоятельного чтения). Все книги хорошо проиллюстрированы, что только способствует тому, что ребенок самостоятельно в свободное время может найти себе книги по интересам и по своим желаниям. Книжный уголок в группе оформлен с учетом программных требований и возрастных, психологическихгендерных особенностей детей. Созданный в группе книжный уголок способствует развитию у детей самостоятельности, инициативности, игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности.

В книжном уголке, в едином пространстве, оформлен уголок продуктивной, театрализованной деятельности. Он представлен различными видами театров, атрибутами и декорациями.

Рядом находится музыкальный уголокведь без музыки театр представить очень сложно. В музыкальном уголке находятся детские музыкальные инструменты. Способствует развитию интереса к музыке, слуха, чувства ритма, стимулирует развитие творческих способностей. Приобщение к прекрасному.

В каждой группе создан спортивный уголокЗдесь представлены атрибуты и спортивный инвентарь для организации подвижных, спортивных игр (как в группе так и на улице), игр для развития мелкой моторики рук и имитации художественной гимнастики. Физкультурный уголок служит удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщении его к здоровому образу жизни.

Уголок изобразительного творчестваСоздает оптимальные условия для развития ИЗО - деятельности, самостоятельности и творческой активности детей. Ребята получают возможность самовыражения в разнообразных видах художественной и творческой деятельности. Уголок расположен в удобном месте, и дети имеют свободный доступ к художественным и творческим материалам. Кроме материалов для изо – деятельности, здесь представлены и другие разнообразные материалы - фигуры из бумаги, ткани, пенопласт, трубочки, макаронные изделия, пшено, горох, все, что необходимо для творчества и изготовления поделок и картин. А также демонстрационный материал, наглядные пособия, изделия городецких, хохломских мастеров, гжель.

Уголок природы и экспериментирования.  Создан для расширения знаний о природе, развития любознательности, наблюдательности, позитивного отношения к природе, воспитания бережного отношения к растениям, животным. Дети каждый день ведут наблюдения в уголке природы, ухаживают за комнатными растениями (поливают, рыхлят), наблюдают за ростом лука, а также закрепляют знания о часах, времени. Уголок экспериментирования оформлен в соответствии с программными требованиями и оборудован всем необходимым материалом  для проведения определенных опытов и экспериментов. Так же здесь присутствует книги, демонстрационный материал по технике безопасности.

Уголок безопасности способствует развитию у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице. В большинстве случаев в группах оформлены мобильные  уголки, их можно перенести и развернуть на столе для самостоятельных игр (коврик «Городок»), на нем можно расставить знаки, соответствующие изображению на ковре. Тем самым, в игровой форме закреплять полученные знания. Также здесь находятся транспортные средства, иллюстрации транспортных средств, пособия по правилам дорожного движения.

Игровая зонаРазделение игровой зоны для девочек и мальчиков, хотя дети с удовольствием взаимодействуют друг с другом и играют в игры вместе. Девочки, так как чаще осваивают роль мамы, то им ближе куклы, коляски, кроватки, кукольный домик, парикмахерская, магазин, больница… Мальчики любят разбирать и собирать игрушки, изучать их строение, поэтому здесь представлены конструкторы разной формы и размера, комплексное оборудование «Мастерская», «Парковка», Конструктор «Городок», «Военная техника», огромное количество транспортных средств разного размера и вида. По центру у нас размещены  дидактические, настольные игры, головоломки, пространственные головоломки, настольно-печатные игры.

Уголок уединения. Хочется немного сказать о уголке уединения. Он  представлен в виде отдельно оформленного пространства (палатка, зона и т.д.), которая используется ребенком в случае необходимости.  Здесь ребенок может уединиться с любимой игрушкой, с игрушечным телефоном, интересной книгой или просто помечтать. Мы знаем, что дети дошкольного возраста очень эмоциональны и впечатлительны, и легко подхватывают как положительные, так и отрицательные эмоции окружающих их людей. Поэтому очень важно в группе иметь личное пространство, место уединения, где у ребенка появляется возможность уединиться, расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, почувствовать себя защищенным.

Уголок дежурных. В группах детей среднего и старшего дошкольного возраста  имеется уголок дежурных по столовой, где ребята по очереди помогают младшему воспитателю накрывать на стол, и убирать после приема пищи. Дежурство - одна из эффективных форм организации труда детей. Прививает аккуратность, умение следить за собой, т.к. дежурный должен быть примером для других детей, ведь он помощник воспитателя


ЭКСКУРСИЯ ПО МБДОУ № 1 "РУСАЛОЧКА" П. ГИГАНТ

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».